Утром в субботу, 6 августа, в Луганске совершено покушение на главу самопровозглашенной Луганской народной республики (ЛНР) Игоря Плотницкого — взорвали его автомобиль. В результате были ранены как сам глава республики, так и сопровождавшие его охранники. По имеющейся информации, Плотницкий в тяжелом состоянии находится в больнице. «Лента.ру» проанализировала, кто и что может стоять за покушением на лидера ЛНР.
Как рассказал «Ленте.ру» спикер парламента Новороссии Олег Царев, взрыв автомобиля произошел 6 августа в промежуток от 08:00 до 08:30 в Молодежном квартале Луганска рядом с домом Плотницкого. «Это был направленный взрыв, очень мощный. Под машину был заложен фугас. По моей информации, глава республики в тяжелом состоянии», — сообщил Царев. Охранники и водитель тоже пострадали и госпитализированы. Фото поврежденного внедорожника Toyota уже облетели социальные сети. О том, что лидер ЛНР находится в тяжелом состоянии, говорят и другие источники.
Украинские спецслужбы также распространили информацию о покушении. Главный вопрос на повестке дня — что может стоять за этим громким нападением? Особенно сейчас, когда военная риторика между Киевом и республиками Донбасса снова накалилась, и стороны ежедневно фактически анонсируют возобновление полномасштабных боев в зоне конфликта. Впрочем, нельзя не учитывать и другой фактор — внутренние разборки в самопровозглашенных республиках, в результате которых уже были убиты известные в Донбассе фигуры. Да и покушения на руководителей тоже случались. Однако, по словам Царева, на данный момент основная версия такова: покушение организовано украинской диверсионно-разведывательной группой.
В конце апреля 2016 года сотрудники министерства госбезопасности (МГБ) самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР) предотвратили покушение на главу ДНР Александра Захарченко. Диверсанты планировали взорвать его прямо в Донецке, в стрелковом комплексе «Артемида», который Захарченко периодически посещает. Однако не сложилось. Как отчитались республиканские силовики, в результате оперативно-разыскных мероприятий была задержана группа прибывших с подконтрольной Киеву территории граждан Украины, имевших при себе взрывное устройство, закамуфлированное под предмет интерьера. Позднее выяснились детали — в частности то, что у диверсантов были пособники в столице ДНР, которые досконально изучили маршруты движения Захарченко и места его пребывания. В итоге МГБ ДНР выступило со следующим заявлением: «Президентом Порошенко (…) отдан приказ на физическое уничтожение лидеров ДНР и ЛНР (…). Данные указания транслированы руководителями украинских спецслужб подчиненному составу на закрытых оперативных совещаниях и коллегиях».
Сам Захарченко сообщил прессе, что покушение готовили отнюдь не посторонние «диверсанты», а действующие сотрудники Службы безопасности Украины.
Пазл вполне сложился, ведь буквально за несколько дней до раскрытия покушения глава СБУ Василий Грицак выступил с вполне однозначным заявлением, призвав Захарченко, Плотницкого и других «задуматься, что их просто зачистят».
Главе ДНР к покушениям не привыкать — и это не считая ранений, полученных им на линии боевых действий в Донбассе. В начале 2015 года по нему стреляли некие проукраинские партизаны, признавшиеся потом в украинской прессе: «Работали из СВД по Захарченко, но промахнулись, убили охранника». А в июле прошлого года в Донецке взорвали машину секретаря главы ДНР Елены Филипповой — силовики заявили, что на колесе был фугас или растяжка. Главной версией было именно покушение на самого Захарченко.
На главу ЛНР Игоря Плотницкого покушений не было, однако силовики республики не раз сообщали о «профилактических» мероприятиях в этом отношении. Например, в ноябре 2015 года был обнаружен тайник с оружием, предназначенный для диверсионной группы, ориентированной на устранение «представителей военного руководства и первых лиц государства». Из схрона изъяли много стрелкового вооружения, боеприпасов, взрывчатых веществ и тактического снаряжения, а также гранат ударно-временного действия, которые используются преимущественно спецподразделениями. Более того, в МГБ ЛНР признали, что тайник делали очень профессионально и выбранное для него место «идеально отвечало условиям конспирации».
Еще одна очевидная версия подрыва автомобиля Игоря Плотницкого — желание таким образом спровоцировать новый виток боевых действий в Донбассе. Информационная подготовка к этому велась украинской стороной уже несколько дней. Сначала главное управление разведки Минобороны Украины сообщило, что активные боевые действия в Донбассе могут возобновиться в период с 4 по 8 августа, а буквально накануне об этом размышлял секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов. Тут надо напомнить, что именно Турчинов в июле заявил о готовности ввести на Украине военное положение — «в случае продолжения опасных тенденций Украина будет применять все необходимые меры для защиты целостности нашей страны и безопасности граждан вплоть до внесения в повестку дня СНБО вопроса о введении военного положения».
Похожие настроения наблюдаются среди депутатов украинского парламента — депутат Верховной Рады Юрий Береза заявил, что ожидается активизация боев 24 августа, на День Украины, в районе Дебальцевской дуги. Интересно, что, по мнению Березы, украинские силовики не готовы отразить серьезную атаку своих позиций — «к сожалению, еще не прошла определенная переукомплектация и доукомплектация наших вооруженных сил».
Интересно отметить, что последнее публичное заявление главы ЛНР — это обращение к президенту Порошенко именно по военной теме. «У Порошенко (…) осталось немного времени, чтобы вернуться с тропы войны на дорогу мира. Если он упустит свой последний шанс, мы будем иметь дело с новой властью Украины», — говорил Плотницкий буквально 3 августа. А за несколько дней до этого Плотницкий распорядился подготовить встречу с депутатом Верховной Рады Надеждой Савченко, которая сейчас вступила на миротворческую стезю. «Мы можем поговорить, если она хочет найти компромисс и решение конфликта мирным путем», — сказал глава ЛНР.
Также нельзя не упомянуть, что ЛНР славится своей суровой внутренней политической борьбой, вплоть до убийств. Абсолютно не секрет, что долгое время в республике был острый конфликт между официальным Луганском, то есть непосредственно Игорем Плотницким, и командирами наиболее боеспособных частей, которые не в полной мере разделяли политику руководства ЛНР.
В мае 2015 года были убиты командир бригады ополченцев «Призрак» Алексей Мозговой и ряд его ближайших соратников. Как рассказал первый заместитель Генерального прокурора ЛНР Сергей Горенко, автомобиль, в котором находился Мозговой, подорвали с помощью взрывного устройства, а затем обстреляли из пулеметов. Это было уже второе покушение на Мозгового — в марте 2015 года командира ранило после взрыва двух мин. Тогда Плотницкий заявил, что смерть Мозгового выгодна только Киеву — чтобы «вместо движения к миру в рамках минских договоренностей подорвать политическую стабильность внутри республик Донбасса и столкнуть нас на шаткий путь новой эскалации военного конфликта». О внутреннем противостоянии комментариев не последовало, однако эксперты отмечали: на тот момент внутри ЛНР противоречия очень обострились, а Мозговой остался последним из полевых командиров, не подчинившихся формальному руководству ЛНР. Сам Мозговой и его политические стремления, очевидно, не забыты — в мае этого года в Алчевске открыли народный (созданный и установленный своими силами на пожертвования людей) памятник командиру, и на этом мероприятии присутствовали сотни человек.
16 марта этого года в Луганске был застрелен советник Плотницкого Дмитрий Каргаев — его убили в собственном доме четырьмя выстрелами, один из которых был произведен в голову. В декабре 2015-го на дороге Первомайск — Стаханов на территории республики был взорван автомобиль, в котором лидер местных казаков Павел Дремов по прозвищу Батя ехал на собственную свадьбу. Один из самых известных полевых командиров ЛНР Александр Беднов («Бэтмен») погиб 1 января 2015 года в прямом столкновении с силовиками, подконтрольными Плотницкому. В Генпрокуратуре ЛНР сообщили, что Беднов «отказался выполнить законные требования и разоружиться, оказал ожесточенное сопротивление и был убит». Также в январе прошлого года в Первомайске был убит глава администрации республиканского города Евгений Ищенко — он известен тем, что публично критиковал Плотницкого и незадолго до своей смерти публично проигнорировал совещание, созванное главой ЛНР.