Позитив по-русски

Как российский стартап стал частью крупной американской компании

Тимур Багаев
Фото: предоставлено компанией StartTrack

Основатели iqPOSitive вывели на рынок свое решение для автоматизации ресторанного бизнеса, после чего малоизвестный российский стартап, находящийся в поиске инвестиций, поглотила американская компания Revel — лидер мирового рынка в сегменте онлайн-касс для ретейла и ресторанов. Как и чем скромная российская команда заинтересовала мирового лидера, рассказывает сооснователь iqPOSitive и руководитель Revel в России Тимур Багаев.

Шаг первый: заняться тем, в чем действительно компетентен

Еще в начале 2000-х меня позвали работать айтишником в одну ресторанную сеть. Как-то летним вечером я стал случайным свидетелем разговора официанта с парковщиком и был поражен уровнем их доходов: ребята получали в несколько раз больше меня. И я на семь лет погрузился в ресторанный бизнес, пройдя карьерный путь от пиар-менеджера до генерального директора, открывающего новые заведения в Москве. В 2007 году меня пригласили работать в стартап-компанию iiko, которая занималась автоматизацией ресторанов. Ее основатели Давид Ян и Максим Нальский затеяли проект, в который мало кто тогда верил. Но ребята рискнули, и их компания стала одним из лидеров российского рынка, а мы с моим коллегой и другом Александром Довженко, проработав в iiko семь лет, решили последовать их примеру и запустить собственный проект. Сначала мы хотели открыть кофейню и даже чуть не купили франшизу, однако вовремя остановились. Мы поняли: делать бизнес нужно в той сфере, в которой лучше всего разбираешься.

Шаг второй: создать решение, востребованное как на местном, так и на зарубежном рынке

Поняв, что наш стартап будет заниматься IT-решениями, связанными с ресторанным бизнесом, мы стали искать, что же нового и интересного мы можем предложить ресторанам и кафе. Мы бывали на выставках в разных странах, изучали зарубежный опыт и поняли, что системы автоматизации ресторанов меняются кардинально. К примеру, в ресторанах США уже редко найдешь громоздкое кассовое оборудование. В тренде «облака» и онлайн-кассы на базе планшетов. Помимо традиционных операций на кассе, современные системы автоматизации контролируют рабочее время сотрудников, учитывают складские остатки и обладают огромным количеством различных функций, которые экономят время. Именно такое решение для операционной системы iOS мы создали в сотрудничестве с бельгийскими специалистами.

Шаг третий: выбрать правильную финансовую модель

Наша компания стартовала в 2014 году, а уже к концу 2015 года наши решения установили более 200 ресторанов в России и за рубежом. Мы совсем не инвестировали в маркетинг — работало сарафанное радио и моя страничка на Facebook.

Не было у нас и офиса. Работали дома, встречались в кафе, с которыми работали. Минимизировали издержки в достаточно жестком режиме. Опыт работы в iiko позволил нам не совершить ошибок, которые повторяют наши коллеги по рынку. К примеру, наши цены изначально были самыми высокими на рынке среди подобных решений, и это была стратегическая позиция, нацеленная на масштабирование через партнерскую сеть. Мы еще увидим громкие закрытия проектов, установивших демпинговые цены на свои продукты. Это бизнес, и рентабельность проекта достаточно легко просчитать, поделив зарплату одного программиста на абонентскую плату за продукт. Нерентабельный проект не сможет оказывать качественную поддержку, вести разработку нужного функционала и в итоге закроется.

Шаг четвертый: поставить перед собой амбициозную задачу

Амбиции нашего небольшого коллектива нельзя было назвать скромными. Изначально нам были интересны не только российские, но и зарубежные клиенты, в наши планы входило ни много ни мало стать компанией номер два на мировом рынке онлайн-касс для ресторанов, работающих на операционной системе IOS.

Для задачи такого объема нам нужно было сильно увеличить производственные мощности. В 2015 году мы начали вести переговоры с потенциальными инвесторами. Это были и венчурные фонды, и частные инвесторы. Многим нравились наш проект и команда, но сложившиеся политическая ситуация и санкции сыграли свою роль. Мы пытались привлечь немаленькую сумму, но от фондов слышали предложения выезжать в Европу и вести бизнес там. В какой-то момент мы стали ощущать, что такие переговоры отнимают слишком много времени, а результата не приносят. Нам повезло познакомиться с ребятами из инвестиционной площадки StartTrack и пройти отбор с нашим проектом. Пожалуй, никто больше так не помогал нам в вопросе привлечения инвестиций, как StartTrack. Ребята приглашали нас на мероприятия, организовывали встречи с потенциальным инвесторами. Это позволило нам больше времени уделять проекту, так как благодаря StartTrackу нас не было «пустых» встреч — мы встречались лишь с теми инвесторами, которым был потенциально интересно наше дело. Мы рады, что имели возможность поработать с этой инвестиционной площадкой.

Шаг пятый: найти партнера за рубежом

Недавно судьба нашего проекта кардинально изменилась. Еще в начале становления бизнеса мы много общались с международными компаниями, так как искали партнера, который планировал бы продавать свои IT-решения для ресторанного бизнеса в России. Контакты гигантов мирового бизнеса мы находили очень просто — через Facebook, а потом по почте вели с ними переговоры. Среди таких потенциальных партнеров был и лидер мирового рынка онлайн-касс для ресторанов и ретейла, американская компания Revel Systems (около 25 тысяч активных заведений по всему миру). Первоначально, в 2014 году, российский рынок Revel не заинтересовал. Тем не менее именно с этой компанией мы стали активно обмениваться информацией, разговаривать о перспективах различных решений для ресторанов... О поглощении iqPOSitive речь на наших регулярных встречах не шла, однако в результате iqPOSitive стала частью Revel Systems. Условия сделки я разглашать не могу, но нас, основателей iqPOSitive, они, безусловно, устроили.