Украина может не получить новый кредитный транш от МВФ в этом году. По крайней мере, вопрос дальнейшего финансирования Киева в рамках программы помощи не стоит в повестке августовского заседания совета директоров фонда. Хотя бывший посол США на Украине Джеффри Пайетт и считает, что она больше не нуждается в деньгах МВФ, правительство угрожает непопулярными мерами экономии. Правда, неясно, кому адресованы эти угрозы — фонду или собственному народу.
МВФ пока не собирается обсуждать вопрос о предоставлении Украине нового транша в кредитной линии общей суммой, превышающей 17 миллиардов долларов. Из этого объема Киев пока получил только 6,7 миллиарда — в прошлом году.
Предполагалось, что Украине достанется еще два перевода — по 1,7 миллиарда каждый. Но программа помощи была заморожена из-за неудовлетворительных, по мнению фонда, результатов экономических и политических реформ (под их проведение, собственно, деньги и выделяются). Киев пока не получил ни цента. Большие надежды возлагались на лето, но в августе транша уже точно не будет. Да и в сентябре, судя по всему, тоже.
По словам министра финансов Украины Александра Данилюка, выделение транша оказалось под угрозой из-за проблем с запуском системы электронного декларирования доходов — это один из пунктов в списке требований МВФ к стране. На самом деле, названная причина скорее выглядит поводом для отказа от дальнейшего сотрудничества.
По-настоящему МВФ беспокоит общее отсутствие продвижения в процессе реформирования экономики, в том числе крайне слабые результаты борьбы с коррупцией. В лучшем случае наблюдатели фонда отмечают отсутствие каких-либо изменений по сравнению с временами до Евромайдана. Часто они говорят, что ситуация даже ухудшилась.
В этом году Верховная Рада должна была принять 10 новых реформаторских законопроектов. Но парламент ушел на каникулы, не оформив решения ни по одному из них. Понятно, что такая неспешность не могла не огорчить представителей МВФ.
Наконец, МВФ очень волнует ситуация с российским долгом в 3 миллиарда долларов, по которому Украина в прошлом году объявила дефолт.
Хотя фонд и пересмотрел свои правила, не разрешавшие кредитовать страны, имеющие просроченную задолженность, он все же признал долг межгосударственным (хотя Украина настаивает на частном характере кредита, поскольку облигации покупались Россией на вторичном рынке). И после этого МВФ неоднократно выражал свою озабоченность отсутствием подвижек в долговом споре между Москвой и Киевом. Сейчас вопрос о долге рассматривается в Высоком суде Лондона, при этом российская сторона выражает твердую уверенность в положительном для себя решении.
«Надежды на то, что им (украинцам — прим. «Ленты.ру») удастся добиться списания российского долга в 3 миллиарда долларов, никакой. Ведь если суд вынесет решение в пользу Киева, это подорвет всю систему взаимоотношений должников и кредиторов в мире — невыплаты последуют лавинообразно. Понимая это, МВФ и не снимает с Украины ответственность за российский долг», — объяснил заинтересованность фонда в разрешении ситуации замдекана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев.
Проблема с отсутствием очередного транша заключается еще и в том, что если он все же не поступит, Киев лишится еще нескольких источников финансирования. Они «паровозом» привязаны к программе помощи МВФ. В частности, речь идет о миллиарде долларов кредитных гарантий от США, 1,2 миллиарда евро макрофинансовой поддержки от ЕС, а также кредитах на покупку газа от европейских партнеров.
Последнее наиболее неприятно, так как в условиях приближающегося отопительного сезона газ придется закупать за границей. Сейчас Украина получает его условным реверсом из Словакии и других восточноевропейских стран.
По факту же происходит отбор топлива из газотранспортной системы Украины с согласия европейских покупателей российского сырья. Как бы то ни было, платить за это все же нужно, а денег нет.
Точнее, есть около 14 миллиардов долларов в золотовалютных резервах, но вскрытие «кубышки» может привести к новому коллапсу гривны.
В таких условиях украинское правительство начало говорить о непопулярных мерах, которые могут быть приняты для компенсации отсутствия внешнего финансирования.
«Неполучение внешнего финансирования усугубляет ситуацию. Придется идти на чрезвычайно непопулярные решения, секвестр бюджета, другие меры», — говорил Данилюк 22 августа. Чиновник отметил, что готов быть инициатором многих таких решений. «Я готов идти на эти риски, но я не соглашусь на нереалистичный бюджет», — подчеркнул он.
В частности, возможен секвестр бюджета. Дефицит за первые шесть месяцев года сложился очень серьезный — 35 миллиардов гривен (89 миллиардов рублей по текущему курсу). Это в 16 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года. Ожидается, что к концу года он составит 85 миллиардов гривен (216 миллиардов рублей) — около 4 процентов ВВП (требование иностранных кредиторов — держать дефицит на уровне не более 3 процентов). К слову, растущий дефицит является еще одним поводом для недовольства со стороны МВФ.
Но секвестр и без того слабого бюджета может иметь очень тяжелые социальные последствия. Дело в том, что одним из ключевых пунктов требуемых от Украины реформ является повышение коммунальных тарифов. Оно, очевидно, сильно бьет по карману населения, в особенности людей, так или иначе зависимых от государственной помощи.
В этом году тарифы на газ поднялись в 2 раза, что повлекло за собой аналогичный рост остальных тарифов ЖКХ. В сентябре электричество должно подорожать еще на 25 процентов.
В результате сложилась ситуация, при которой житель среднестатистической двушки должен заплатить за удобства около половины средней зарплаты по стране — более 3 тысяч гривен (почти 8 тысяч рублей) в месяц.
«Единственное, что провели очень жестко, — резко подняли тарифы на услуги ЖКХ. В этой ситуации люди просто перестали платить. Теперь неоплаты ЖКХ носят массовый характер — у гражданина нет стимула оплачивать, поскольку он знает, что его соседи тоже не платят. Население обнищало в 2-3 раза», — констатировал Суздальцев из ВШЭ.
Если сократить бюджет или еще увеличить тарифы, то результатом может стать кризис неплатежей и социальный взрыв.
При этом не факт, что подобные меры вообще позволят существенно сократить дефицит и сэкономить государственные средства. Между тем, по новому законодательству, гражданин страны может лишиться жилья, если его задолженность по ЖКХ превышает 10 минимальных зарплат (чуть менее 15 тысяч гривен или 38 тысяч рублей). При нынешнем уровне тарифов такой долг можно набрать за считаные месяцы. Власти страны вновь оказываются у вилки — либо как-то сводить бюджет, либо сохранять спокойствие в обществе.
По словам Андрея Суздальцева, для выхода из кризиса у Украины есть только один путь — нужно привлекать инвестиции и проводить экономические реформы. «Как отмечают западные аналитики и эксперты МВФ, украинские политики поразительно научились говорить о реформах, но по факту ничего толком не делается», — заключил он.