Сентябрь — ключевой месяц для яхтенной индустрии. На начало осени приходятся все главные боут-шоу Европы с участием ведущих игроков рынка. Основные действующие лица — верфи и брокеры, представляющие, что называется, товар, то есть яхты, лицом. «Лента.ру» выяснила, чего от них ждать. Для начала — в Черногории и Каннах.
Черногория второй год подряд принимает боут-шоу уникального формата — поп-ап проект международной яхтенной ассоциации MYBA. Марина яхтенного комплекса Porto Montenegro считается одной из лучших в Европе, наряду с Монако и Порто-Черво. Выставка, запланированная на 2-4 сентября, — выездной филиал традиционного чартерного шоу MYBA, которое на постоянной основе проходит в Генуе, но весной. Его особенность в том, что акцент сделан на яхты, доступные для аренды по тем или иным направлениям.
Предстоящее боут-шоу соберет ведущих международных брокеров, агентов и владельцев яхт длиной свыше 20 метров. Это уникальная для Адриатики платформа для бизнес-встреч, семинаров, деловых знакомств и осмотра яхт.
Porto Montenegro располагает причалами для судов длиной до 250 метров, так что — никаких ограничений в отношении размера яхт, желающих принять участие в предстоящем яхт-шоу. В прошлом году в черногорском шоу MYBA участвовало 29 яхт, включая мегаяхты Mariu (длина 49,9 метров), Charisma (46,64 метров) и Berzinc (44,68 метров). Были представлены ведущие мировые брокерские агентства Burgess, Edmiston, Camper & Nicholson, Ocean Independence и Northrop & Johnson. В пятизвездочном отеле Regent Porto Montenegro проходили семинары по налоговому регулированию в сфере фрахта яхт в странах Адриатики, правилам регистрации и условиям владения яхтой в странах Евросоюза и за его пределами.
«Яхт-шоу дает прекрасную возможность осмотреть чартерные яхты и открыть для себя Черногорию, — говорит президент MYBA Фиона Маурезо. — Это направление для яхтинга пользуется все большей популярностью среди владельцев и арендаторов яхт».
В 2016-м к участникам добавятся брокеры Bluewater, IYC, Contact Yachts. Поскольку выставки MYBA посвящены в основном чартеру, на шоу в Черногории преобладают лодки — как парусные, так и моторные, доступные для аренды в Адриатике, что очень удобно и для брокеров, и для потенциальных клиентов. Самая большая суперъяхта, заявленная в программе, — 58-метровая Lord of the Seas. Из интересных моторных лодок стоит отметить также 46-метровую Reve D’Or от крупнейшей итальянской верфи Sanlorenzo и 50-метровую joyMe с необычным разноцветным экстерьером. Известно, что она была построена для сербского миллиардера Филипа Цептера. Среди парусников выделяется 42-метровая Daima с дизайном в стиле традиционных турецких гулет.
Из Черногории энтузиасты суперъяхт обычно перемещаются в Канны. Этот город на юге Франции принимает не только самый знаменитый в мире кинофестиваль, но и второе по значению яхтенное шоу Европы. По статусу и уровню престижа каннское боут-шоу, которое в этом году запланировано на 6-11 сентября, уступает только монакскому. Да, по суперъяхтам Канны уступают Monaco Yacht Show, но в сегменте средних и маленьких серийных и полусерийных лодок (до 30 метров) Cannes Yachting Festival нет равных. В отличие от MYBA Pop-up Show, в Каннах основное внимание уделяется новым яхтам, хотя чартерные и выставленные на продажу тоже имеются в большом количестве. Экспозиция располагается в двух городских маринах — Старом порту и порту Пьер Канто. Участвуют около 600 яхт и 500 компаний.
Одним из центров притяжения будет 42-метровый эксплорер (яхта, предназначенная для долгих путешествий, с большим уровнем автономности и надежности, а также с нестандартным внешним видом) X. Построен на верфи Sanlorenzo вторым в серии, а всего с клиентами подписаны контракты на пять таких лодок — это очень хороший показатель. Sanlorenzo, кстати, занимает второе место в мире по объему строительства суперъяхт, уступая только землякам-итальянцам из группы Azimut-Benetti.
Знаменательная премьера ожидается от соседей Sanlorenzo — верфи Canados, базирующейся под Римом. Не удивляйтесь обилию итальянских брендов в Каннах — итальянцы уверенно лидируют по объему и качеству яхт среднего размера. Canados покажет на выставке лодку 76GT — младшую модель в своей линейке Oceanic Yachts. Это тоже эксплорер, только компактный. 24-метровая яхта располагает большой открытой площадкой в кормовой части главной палубы и еще одной — на верхней палубе. Несмотря на экономичные двигатели, индекс GT вполне оправдан: максимальная скорость достигает 32 узлов.
Бум эксплореров подтверждается в Каннах одним из самых современных и при этом небольших судов данного вида. Речь о 17-метровой яхте Sherpa от опять же итальянской верфи Arcadia Yachts. Новинка отличается предельно агрессивным, хотя и минималистичным дизайном. При компактных габаритах по объему интерьера и функционалу ее вполне можно сравнить с лодками большего размера.
Уникальный флайбридж (верхняя палуба с дополнительным пультом управления) трансформируется в закрытую палубу, защищенную боковыми окнами — они поднимаются и опускаются, как в автомобиле. Благодаря этому лодкой можно пользоваться при любой погоде. Arcadia также славится тем, что ставит на все свои яхты солнечные батареи, от которых на борту работает электроника.
Помимо итальянцев, большой вклад в шоу ожидается от турецких производителей. Морская индустрия этой страны переживает расцвет, верфи строят небольшие серийные лодки и активно работают в сложном сегменте мегаяхт по индивидуальным заказам. В Каннах стоит обратить внимание на компанию Numarine, которая представит сразу две лодки. Во-первых, впервые в Европе покажут очень популярную в Америке и Азии свежую модель 60 Flybridge. Во-вторых, состоится мировая премьера 24-метровой 78HT Flybridge. Эта спортивная яхта с четырьмя каютами и просторным интерьером оснащена пакетом Silent. Чтобы повысить комфорт пребывания на борту, дизайнеры поработали над максимальным подавлением вибрации и шума.
Интересной обещает быть и парусная часть экспозиции, хотя она обычно в 3-4 раза меньше моторной. В частности, верфь Perini Navi покажет новый 38-метровый шлюп Dahlak с дизайном от знаменитого инженера Филиппа Бриана. Турецкая Sirena Marine продемонстрирует две компактные лодки — Azuree 41 и Euphoria 68. Новинки, конечно, заготовили и массовые производители Jeanneau и Beneteau.
И естественно, нельзя пройти мимо катеров. Все они в Каннах доступны для тест-драйва по предварительной записи. Один из самых любопытных и стильных — Invictus Yacht 370 GT. Инженеры оснастили его трансформирующейся террасой на корме, гидравлической платформой и множеством других деталей, разработанных собственной студией Atelier Invictus. Мощные двигатели разгоняют катер до 43 узлов (почти 80 километров в час).