В августе 1966 года в состав ВМФ СССР вошел первый большой десантный корабль — БДК-10 проекта 1171. Получив в 2003 году имя «Саратов», он остается в строю и сейчас, регулярно работая в составе «Сирийского экспресса». Замену «Саратову» и его одноклассникам ищут уже более 15 лет, пока безрезультатно.
Идеология российских десантных сил складывалась и шлифовалась на протяжении трех веков существования регулярного военно-морского флота в нашей стране. Окончательно сформировавшись по итогам двух мировых войн, она выглядела следующим образом.
* Десантные операции проводятся военно-морским флотом с целью поддержки и в рамках операций сухопутных войск на приморском направлении.
* Плечо и масштабы операций определяются, во-первых, потребностями армии в обеспечении приморского направления; во-вторых, радиусом действия авиации берегового базирования, которая должна прикрыть высадку десанта и оказать ему поддержку; в-третьих, возможностями флота по сопровождению десантного соединения на переходе и формированию отряда кораблей огневой поддержки.
* Масштабы операций, обеспечиваемых собственными силами морской пехоты, относительно невелики и ограничиваются тактическим уровнем (до бригады включительно); при необходимости усиления главные силы десанта формируются соединениями сухопутных войск, выгружающихся с обычных транспортов в захваченных первым эшелоном портах; кроме того, в качестве средств усиления могут использоваться части ВДВ.
Советская практика и идеология морских десантных операций коренным образом отличалась от принятой в западных странах во главе с США, географическое положение которых диктовало ориентированность на действия с длинным плечом, что обязывало находить иной подход к их обеспечению. К середине 1960-х годов на Западе появился новый класс кораблей — десантные вертолетоносцы, ставшие непосредственными предшественниками УДК — универсальных десантных кораблей современности.
Идеология этих кораблей определяется двумя словами — «загоризонтная высадка». УДК, оснащенный док-камерой для десантных катеров и кораблей на воздушной подушке, а также располагающий авиагруппой, может оперативно высадить десант с тяжелой техникой, в том числе в районах, недоступных для классических десантных кораблей, которые должны подходить вплотную к берегу для высадки десанта с аппарели на пляж.
За очевидными тактическими изменениями крылось неочевидное оперативное или стратегическое: укомплектованный десантным отрядом (в виде батальона морской пехоты) и авиагруппой УДК представляет собой эффективный инструмент военного присутствия на удаленных ТВД в мирное время, позволяя развернуть в море поблизости от нужного побережья полноценную группировку с авиаподдержкой, способную решать боевые задачи в подавляющем большинстве локальных конфликтов или оказывать соответствующее воздействие самим фактом своего присутствия. Особенностью, обеспечивающей рост эффективности десантных операций ВМС Запада, является наличие в составе ведущих западных флотов авианосцев, что снимает вопрос об ограниченности возможностей вертолетов в качестве средства авиационной поддержки.
Ход холодной войны не дал проверить в деле советскую концепцию морских десантов, в то время как британские и американские десантные группы активно действовали в различных регионах планеты, решая рутинные практические задачи собственными силами там, где Советскому Союзу приходилось идти узкими обходными путями, действуя через сателлитов, договариваясь с правительствами разных, в том числе недружественных, стран об использовании воздушного пространства, и применять для экспедиционных задач средства, для этого исходно не предназначавшиеся.
Первым шагом в сторону от классической советской концепции стало появление БДК проекта 1174: их большая вместимость и наличие вертолетной площадки куда лучше обеспечивали присутствие на удаленных театрах. Позже появился проект полноценных УДК под номером 11780, за схожесть внешнего вида с американским прототипом — кораблями типа «Тарава» — прозванный «Иван Тарава».
Дефицит верфей, способных строить военные корабли большого водоизмещения (25 тысяч тонн в стандарте), и разногласия относительно энергетической установки и вооружения будущего УДК, заставили несколько раз откладывать закладку новых боевых единиц, а последовавший распад СССР похоронил проект в принципе.
Разработка нового десантного корабля уже для ВМФ России началась в конце 1990-х годов, и задачи были куда скромнее: перспективный проект 11711, который должен был прийти на смену исходным 1171, возраст которых к 2000 году уже перевалил за три десятка лет, а в перспективе — и кораблям проекта 775 польской постройки, представлял собой компромисс между советской и западными концепциями. Флот должен был получить классический БДК относительно скромного водоизмещения (5000 тонн), но располагающий вертолетной площадкой и более автономный по запасам и топливу в сравнении с предшественниками.
Такой корабль мог бы использоваться в традиционных для отечественного ВМФ десантных операциях и для экспедиционных задач ограниченного масштаба. В декабре 2004 года в Калининграде был заложен головной корабль нового проекта, названный в честь вице-адмирала Ивана Ивановича Грена, ученого-артиллериста, начальника артиллерии Балтфлота в годы войны.
Об ограниченности возможностей проекта 117711, представлявших лишь незначительный шаг вперед по сравнению с исходными 1171 и 775, архитектура которых восходила к временам Второй мировой войны, заговорили почти сразу после закладки. Неопределенность задач перспективного корабля заставила несколько раз приостанавливать строительство и перерабатывать проект, что привело к серьезному затягиванию сроков ввода «Ивана Грена» в строй. Во второй половине 2000-х годов Минобороны всерьез заинтересовалось возможностью усилить экспедиционный потенциал ВМФ за счет приобретения универсальных десантных кораблей. В качестве вариантов рассматривались южнокорейский УДК «Докдо», нидерландский ДВКД (десантный вертолетоносный корабль-док) «Роттердам» и его модификация «Ян де Витт», французский «Мистраль» и другие прототипы.
Победа «Мистраля» многими считалась предопределенной в силу особых отношений Москвы и Парижа в тот период (можно напомнить о не менее масштабной сделке по поставке ракет-носителей «Союз-СТ» для пусков с космодрома Куру во Французской Гвиане), и в принципе это был не худший вариант. Относительно недорогой УДК, традиционно для большей части кораблей этого класса построенный по нормам коммерческого судостроения, оснащенный силовой установкой знакомого российским морякам семейства «Вяртсиля» и, по условиям контракта, доработанный под использование российского оборудования и вооружения, в том числе — вертолетов, «Мистраль» мог бы стать хорошим плавучим полигоном, позволяющим отработать применение кораблей нового для ВМФ класса. Ключевым же достоинством был налаженный процесс строительства, обеспечивавший поступление готового корабля в течение 36 месяцев с момента закладки. При этом на возможную реализацию самостоятельного российского проекта самые оптимистичные прогнозы отводили семь-восемь лет.
Дополнительными бонусами должна была стать передача технологий — исходно предполагалась постройка четырех кораблей с постепенным ростом российского участия от 20 до 80 процентов (при этом третий и четвертый корабли должны были строиться уже в России), а также современных систем управления кораблем и соединением. Первые два корабля — «Владивосток» и «Севастополь» были заложены во Франции в феврале 2012 и июне 2013 года. Кормовые части для обоих УДК строил Санкт-Петербургский Балтийский завод, стыковка корпусов производилась во Франции.
Интерес к «Мистралям» был подогрет их участием в интервенции НАТО в Ливии, а также во французской операции «Сервал»: в первом случае французские УДК обеспечивали действия сил специальных операций, во втором — перевозку техники в порты Сенегала.
Реальность оказалась скромнее. Сначала серию ограничили двумя кораблями вместо исходных четырех, затем крымский кризис и последовавшие события на Украине повлекли резкое ухудшение отношений России и НАТО, что было использовано Францией как повод разорвать контракт. Последствия и убытки можно обсуждать долго, но главной проблемой стала потеря двух кораблей, на которые наш флот всерьез рассчитывал.
Срыв контракта по «Мистралям» пробудил фонтан предположений относительно возможных альтернатив. Летом 2015 года сообщалось, что Крыловский государственный научный центр предложил проект универсального десантного корабля «Лавина»: водоизмещение до 24 тысяч тонн; на борту размещается до 500 морских пехотинцев и 50 единиц боевой техники; авиагруппа 16 вертолетов — транспортно-десантных Ка-29, ударных Ка-52К или противолодочных Ка-27.
В тот же период Невское проектно-конструкторское бюро представило свой проект десантного корабля под шифром «Прибой». Корабль водоизмещением около 14 тысяч тонн представляет собой развитие идеи десантных вертолетоносных кораблей-доков, близких по концепции к нидерландскому проекту «Роттердам». Корабль должен перевозить около 500 морских пехотинцев и 40-60 единиц боевой техники; авиагруппа — четыре-шесть вертолетов.
В тот же период представители ВМФ сообщили возможные даты начала строительства российских аналогов «Мистраля» — в диапазоне 2018-2020 годов. Даже если предположить, что корабли будут строиться без срывов и задержек, это означает, что первые десантовозы нового класса будут переданы флоту не ранее 2021-2023 года.
Сама по себе подобная задержка, возможно, не была бы критичной, но за семь лет, прошедших с первых дискуссий 2009 года о нужности «Мистраля» гипотетические рассуждения о возможных десантных операциях ВМФ РФ внезапно обрели реальность: с начала 2013 года десантные корабли ВМФ России все более активно используются для доставки грузов в Сирию в рамках операции, получившей в прессе наименование «Сирийский экспресс». В операции приняли участие БДК всех флотов, включая Тихоокеанский, а нагрузка на корабли возросла до невиданных значений.
Так, 30 июня 2016 года большой десантный корабль Северного флота ВМФ России «Александр Отраковский» вернулся в главную базу после рекордного по продолжительности дальнего похода, продлившегося 588 суток. В общей сложности за время похода корабль, задействованный для доставки грузов из Новороссийска в Сирию, прошел 65 тысяч миль, что примерно в три раза превышает длину экватора. Предыдущим рекордсменом стал балтиец «Александр Шабалин», дальний поход которого, начавшийся осенью 2012 года и завершившийся в январе 2014 года, продлился 392 дня.
Такая продолжительность плаваний, кратно превышающая обычные сроки развертывания на передовых ТВД для ВМС США и Королевского флота и сроки, ставшие привычными для ВМФ России в постсоветский период, конечно, может восхищать. Стоит, однако, осознавать, что за этим стоит интенсивное вырабатывание ресурса далеко не молодых кораблей. При этом замены им, кроме «Ивана Грена» и однотипного ему «Петра Моргунова», пока так и не предвидится.
***
БДК «Саратов» в очередной раз прошел пролив Босфор с грузом техники в конце июня 2016 года. 18 августа 2016 года корабль отметил 50 лет со дня первого подъема военно-морского флага.