Российская экономика получила наивысшую оценку. По уровню неравенства. Согласно New World Wealth, почти две трети отечественного благосостояния — у долларовых миллионеров, а свыше четверти — у миллиардеров. Эти дисбалансы были бы не так опасны, если бы правительство демонстрировало готовность и умение их минимизировать. Но руководители кабмина показывают совершенно иные навыки
«То, что президент принял решение использовать площадку Восточного экономического форума для встреч с лидерами двух других стран, это, очевидно, его решение. Я ему благодарен за это решение, потому что это повышает значимость форума», — так Юрий Трутнев комментировал в интервью ТАСС участие в работе ВЭФ премьер-министра Японии и президента Южной Кореи.
На фоне 1,6 триллиона рублей заключенных на форуме сделок дальневосточный вице-премьер как его хозяин вполне может рисовать еще одну «звездочку на фюзеляже». Более того, российско-японское сближение на высшем уровне повышает шансы вхождения инвесторов из Страны восходящего солнца в капитал «Русгидро». А ведь, по признанию Трутнева, поиски решения энергетических проблем региона за счет внутренних ресурсов идут крайне медленно.
Впрочем, даже привлечение японских инвестиций в «Русгидро» не снимет вопрос о доведении до среднероссийского уровня энерготарифов на Дальнем Востоке. Для этого затраты на электроэнергию остальных российских потребителей нужно увеличить на 1,3 процента. Трутнев не считает такую плату убийственной. Однако в правительстве и среди промышленников есть и другие точки зрения.
К тому же решение социальных проблем Дальнего Востока профильный вице-премьер тоже делегирует федеральному центру, а точнее — своим коллегам по кабмину: «Мы сейчас свои основные усилия направляем для того, чтобы развивать экономику. Но у нас есть в правительстве ведомства, которые отвечают за соответствующие социальные сферы. Но не все у них получается».
Экология перестала быть аппаратной монополией Александра Хлопонина. С назначением Сергея Иванова спецпредставителем президента по вопросам природоохранной деятельности у профильного вице-премьера появился довольно серьезный и влиятельный конкурент.
Не исключено, что это обстоятельство заставило Хлопонина активизироваться в других сферах. В начале сентября вице-премьер опять посетил Чечню. Формально целью этого визита стали ликвидация последствий дождей и града, обрушившихся на республику 27 августа, и встреча со студентами Чеченского госуниверситета.
Однако как раз сейчас правительство пытается разрешить коллизию вокруг «Чеченнефтехимпрома», на активы которого одновременно претендуют и Грозный, и «Роснефть». Возможно, Хлопонин отправился к Рамзану Кадырову в том числе и в качестве посредника. Ведь тот, кто предотвратит очередной нефтяной цугцванг для кабмина, вправе рассчитывать на серьезные аппаратные бонусы.
Перенос приватизации «Башнефти» избавил Игоря Шувалова от многих проблем. Прежде всего — от риска оказаться крайним в конфликте из-за лакомого нефтяного актива. Теперь его судьба решается на президентском и премьерском уровне. И роль первого вице-премьера, курирующего приватизационные вопросы, в данном случае сведена к сугубо технической.
Правда, отсрочка по «Башнефти» означает, что бюджет в этом году может не получить более 300 миллиардов рублей, в которые оценивается госпакет этой компании. Иными словами, тому же Шувалову придется искать иные источники для латания дыр в казне и выполнения текущих обязательств. При том, что только на разовую выплату пенсионерам, по оценкам Дмитрия Медведева, необходимо потратить около 200 миллиардов рублей.
Бюджету — минус, инфляции — плюс. Аркадий Дворкович одобрил обнуление экспортной пошлины на пшеницу. Этого решения давно добивались аграрии, ссылаясь на рекордные прогнозы по урожаю и 50-миллиардные потери из-за введения соответствующего таможенного барьера.
Тем не менее пошлина застраховала от возникновения дефицита зерна на внутреннем рынке и скачка цен на хлеб. Поэтому до сих пор правительство отказывалось идти навстречу аграрным лоббистам.
Возможно, Дворкович теперь искренне уверовал в заоблачные урожайные перспективы. Но не исключено, что сказалась и потребность вице-премьера в союзниках. На фоне слухов о неизбежных кадровых перестановках в руководстве правительства в целом и рассуждений о будущем трудоустройстве Дворковича в частности.
Минфин США новой порцией санкций сильно спутал карты Дмитрию Козаку. В американские черные списки попали компании, связанные с крымскими инфраструктурными проектами, включая Керченский мост. Таким образом, у компаний Аркадия Ротенберга и других участников крымских «строек века» появилось моральное право требовать дополнительных преференций от бюджета.
При этом после ликвидации соответствующего федерального округа и должности президентского полпреда по Крыму и Севастополю все вопросы взаимодействия полуострова с Москвой замыкаются на Козака. Иными словами, судьба Керченского моста и прочих не менее важных крымских начинаний целиком и полностью зависит от способности вице-премьера находить деньги в дефицитной казне.
Дальневосточный судостроительный комплекс «Звезда» не будет гибнуть за металл. Дмитрий Рогозин поддержал проект «Роснефти» по организации металлургического производства в непосредственной близости от верфи. «Не возить и не связываться с длительной логистикой, а просто взять уже забронированное предприятие, которое реально существует», — объясняет выгоды данного предложения вице-премьер.
Впрочем, сам Рогозин выигрывает не меньше судостроителей. В условиях, когда Минобороны жалуется на рогозинских подопечных из ОПК, а космодром Восточный по-прежнему не заработал на полную мощность, оборонно-космическому вице-премьеру очень не помешает наличие таких влиятельных союзников, как глава «Роснефти» Игорь Сечин.
Приговоры накопительной пенсии от Ольги Голодец давно перестали быть сенсацией. Но на сей раз социальный вице-премьер объявляет о четвертой и чуть ли не трехлетней заморозке после фиаско с индексацией текущих выплат. Более того, это крайне болезненное и для населения, и для Голодец решение принималось почти одновременно со знаковыми кадровыми перестановками в Минобрнауки — заменой Дмитрия Ливанова на Ольгу Васильеву.
Вне зависимости от того, в какой степени Голодец была причастна к переменам в подопечном министерстве, само по себе это совпадение весьма показательно. Ведь ничто не мешает принести руководителя соцблока в жертву обделенным пенсионерам, подобно тому как ливановской отставкой попытались успокоить обиженных учителей и ученых.
Тем не менее Ольга Голодец упорно пополняет ряды своих недоброжелателей за счет «накопительных» пенсионеров, а также влиятельных игроков, рассчитывающих на их деньги. Причем это не только банки и НПФ. По данным «Ведомостей», Минпромторг и «Ростех» предлагают вкладывать пенсионные накопления в создание оборудования, которое позволит телекоммуникационным и интернет-компаниям выполнять требования «пакета Яровой».
С другой стороны, чем больше усилий нынешний социальный вице-премьер приложит для дискредитации обязательной накопительной пенсионной системы — тем больше шансов, что гипотетический преемник Голодец предложит вообще отказаться от таковой как не подлежащей восстановлению.