Путешествия
11:44, 7 сентября 2016

«Здесь был Вася» Как вандализм и воровство разрушают памятники истории и культуры

Елена Бывалая
Фото: Andrew Wong / Getty Images

В Санкт-Петербурге за минувший летний сезон на сувениры разобрали 20 квадратных метров Дворцовой площади — две тысячи плиток брусчатки. Прихватывая на память камушек, туристы совершенно не задумываются о том, что они уничтожают историческое наследие. Причем нередко им достается не подлинная реликвия, а ее копия, новодел. «Лента.ру» вспомнила мировые достопримечательности, больше всех страдающие от любителей сувениров.

Великая китайская стена

Великая китайская стена — одно из самых крупных архитектурных сооружений в мире и один из самых посещаемых исторических памятников. Ежедневно ее «штурмуют» тысячи туристов из Поднебесной и других стран.

Согласно последним исследованиям, стена сократилась уже на две трети: от 6 тысяч километров осталось только 2,5 тысячи. В этом виноваты не только ветры и природная эрозия, но и местные жители, вынимавшие из нее кирпичи для собственных хозяйственных нужд, а также многочисленные туристы. По данным китайских властей, постоянно увеличивается число желающих отколупать кусочек стены на память, в крайнем случае — нацарапать свои инициалы. И напрасно гиды призывают туристов не брать камни на память, потому что это уже не те кирпичи, из которых изначально была построена стена.

То, по чему ходят туристы, — реконструкция. Это современные кирпичи, воссозданные по древней технологии. Скорее всего, такой сувенир окажется не старше 1957 года, когда в общем и целом была завершена реставрация китайской достопримечательности.

Стоунхендж

Древнейшие элементы этой мегалитической структуры датируются 3000 годом до нашей эры. Камни начали устанавливать около 2500 года до нашей эры, а внешний вид Стоунхенджа сформировался примерно в 1500 году до нашей эры.

С тех пор много чего изменилось: только в ХХ веке памятник пережил три крупные реставрации. Упавшие камни-мегалиты подняли, покосившиеся выпрямили, многие стыки закрепили бетоном. Некоторые из массивных горизонтальных перемычек установлены на вершины трилитов (П-образных структур) не людьми бронзового века, а 60-тонным краном. В 1958 году Стоунхендж был практически полностью разобран, после чего его собрали заново, используя современную технику и бетон.

Туристы выносили камни практически всегда: еще в 1740 году доктор Уильям Стьюкли, один из многих ученых, восхищавшихся Стоунхенджем, жаловался, что посетители откалывают молотками кусочки мегалитов на память. Охота за сувенирами расцвела в викторианскую эпоху. Один из тогдашних туристов писал о «непрерывном стуке по камням, нарушающем уединенность этого места». Молотки не только разрушали монумент, но и добавляли к нему новые детали; на одном из «сарацинских камней» появилась выбитая крупными заглавными буквами надпись: «Г. Бриджер, 1866, Чичестер». Еще в начале прошлого века туристам давали зубила, чтобы легче было отколоть себе сувенир на память. И только с 1977 года посетителям запретили подниматься на камни.

Сегодня подобраться вплотную к камням уже не получится. Ограда не позволяет приближаться к памятнику ближе чем на 30 метров. Да и бдительные сотрудники постоянно следят за тем, чтобы никто не кинулся делать селфи прямо у древних камней.

Великие пирамиды

С не меньшей страстью туристы откалывали куски великих пирамид. Даже поднимались на них, причем путешественники побогаче нанимали целый отряд «шерпов», которые организовывали систему страховок с веревками, несли баулы с едой и водой.

Сегодня подъем на пирамиды запрещен. Но на верхней площадке пирамиды Хеопса уже высечены имена сотен туристов прошлых веков. Как говорят, самая старая надпись относится к XV веку. По слухам, на пирамиде Хеопса есть даже имена Шатобриана и Наполеона, не пожелавших подниматься на пирамиду, но разрешивших увековечить свои имена.

Нынешние туристы тоже так и норовят прихватить с собой какой-нибудь камушек. И никто не задумывается, почему камушков так много. Да потому что их специально привозят к подножию пирамид для любителей сувениров. Правда, самые ушлые все равно норовят отломить кусочек прямо от пирамиды. Или все-таки забраться на пару выступов — для селфи. Не все из них знают, что за одно такое фото можно получить до трех лет местной тюрьмы.

Колизей

Известен случай, когда супружеская пара из Калифорнии вернула итальянским властям обломок стены римского Колизея, вывезенный ими в Новый Свет за четверть века до того. Так их замучила совесть за совершенный 25 лет назад акт вандализма. Фрагмент камня, который настолько мал, что свободно умещается в кармане, прибыл в итальянскую столицу в посылке. В сопроводительной записке говорилось: «Мы должны были сделать это раньше». Супруги также принесли смотрителям достопримечательности свои глубочайшие извинения.

Ладно маленький камушек. Туристам не в тягость и многокилограммовые сувениры. В августе 2008 года полиция Италии задержала пенсионерку из Германии, которая пыталась вынести из римского Форума 9-килограммовый археологический фрагмент. 65-летней учительнице из Мюнхена приглянулся кусок мрамора возле Арки Тита, часть потолка древнеримского дома. Она со слезами рассказала полицейским, что только хотела оставить себе что-то на память о прекрасно проведенном отпуске. Но незадачливой любительнице сувениров все-таки предъявили обвинение в краже. Хотя полицейские никак не могли понять, как пожилая женщина собиралась таскать с собой 9-килограммовую глыбу.

Парфенон

Спасая его, греческие власти, как и египетские, пошли на хитрость. По ночам к храму подъезжает грузовик, груженный кусками мрамора. Рабочие разбрасывают камни, стараясь создать «естественный антураж». Путешественники, приходя с утра, эти «сокровища» и разбирают. Власти подсчитали, что дешевле привозить ежедневно самосвал с мрамором, чем реставрировать туристическое достояние Афин. Мрамор к Парфенону возят из проверенного карьера. По оценкам специалистов, его хватит минимум на 100 лет. А потом, быть может, туристы станут более культурными.

Мачу-Пикчу

Знаменитый город инков, расположенный по другую сторону Атлантики, ежедневно посещают порядка 2-2,5 тысячи туристов (больше нельзя, действуют ограничения). Но и эти считаные экскурсанты ухищряются отколоть куски камней на память. Сейчас за этим пристально следят местные смотрители, однако случаи вандализма здесь по-прежнему не редкость. Спасает древний памятник лишь то, что добраться сюда не так легко, в отличие от того же Рима или Афин.

Ангкор Ват

Каждый день порядка трех тысяч человек гуляют по древнему храмовому комплексу в Камбодже, ломая хрупкую каменную кладку и выбирая из нее камушки на память. Приток туристов в течение последних десятилетий ускорил разрушение памятника, и так страдающего от ливней и наступления тропических лесов. Мягкий песчаник легко разрушается под ногами экскурсантов.

Турпоток в Ангкор Ват пошел вверх с конца 1990-х годов, когда на экраны вышел фильм «Лара Крофт: Расхитительница гробниц», частично снятый именно тут.

Кстати, власти Камбоджи с 4 августа запретили вход в храмовый комплекс туристам, которые одеты неподобающим образом: в слишком короткие или прозрачные вещи, например топы и шорты, обнажающие ягодицы, спину и грудь. В стоп-лист попадут и те, кто окажется без нижнего белья, — например, туристки без бюстгальтера. За дресс-кодом будут пристально следить: посетителей в неприличной одежде перед входом в храм попросят прикрыть обнаженные части тела или вовсе переодеться.

По мнению экспертов, наиболее эффективный способ спасения памятников от разрушений — ограничение числа посетителей в наиболее уязвимых местах. И выполнять эту непопулярную миссию должны местные власти. Ведь если памятники истории будут повреждены, то в конечном итоге пострадает и доход от туризма, который кормит страну, муниципалитет и тех же торговцев сувенирами. А в их ассортименте непременного найдется «камушек» или «осколок» местной достопримечательности.

< Назад в рубрику