Очевидно, что будущий мир будет строиться на новейших технологиях. Многие эксперты сходятся во мнении, что глобальное лидерство той или иной страны будет определяться не только и не столько размерами ее экономики или мощью армии, сколько передовыми технологиями.
Руководствуясь тем, что технологическое лидерство становится ключевым фактором конкурентоспособности, Россия в 2015 году запустила проект под названием Национальная технологическая инициатива (НТИ). Это долгосрочная программа, которая должна помочь российским компаниям закрепиться на новых высокотехнологичных рынках. За реализацию отвечают Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Российская венчурная компания (РВК).
«В мире накоплен значительный технологический потенциал, который, по прогнозам, в течение 10-15 лет приведет к существенной трансформации экономики. Более того, ключевые центры силы мировой экономики — такие как США и Китай — делают сознательную ставку на развитие новых технологий и создание новых рынков», — рассказал в интервью «Ленте.ру» помощник президента России Андрей Белоусов. Он уточнил, что речь идет прежде всего о медицинских технологиях, энергетике, беспилотном транспорте и так называемом интернете вещей (применение цифровых технологий в повседневной жизни). По его словам, в отличие от прежних технологических революций это развитие может носить взрывной характер и обесценивать целые традиционные отрасли. «Например, сочетание интернета вещей и 3D-печати может существенно обесценить рынок строительных материалов, производства бытовой техники, ширпотреба и так далее. НТИ и состоит в том, чтобы создать предпосылки для реакции на эти вызовы по конкретным направлениям», — пояснил Белоусов и добавил, что при развитии передовых технологий вопрос издержек отойдет на второй план, а выиграет тот, кто быстрее доведет продукцию до потребителя.
Идея НТИ заключается в выращивании отечественных компаний — лидеров в той или иной высокотехнологичной отрасли, способных занять место под солнцем на рынках ведущих экономик мира. Недавно правительство одобрило первые дорожные карты НТИ до 2035 года — «Автонет» и «Аэронет» (соответствующие документы имеются в распоряжении «Ленты.ру»). Кроме них кабмин поддержал проекты «Маринет» (рынок морских интеллектуальных систем) и «Нейронет» (рынок средств человеко-машинных коммуникаций); еще пять карт находятся в стадии разработки.
В презентации к дорожной карте «Автонет» сообщается, что в 2016-2018 годах государство готово выделить 8,4 миллиарда рублей на создание российских автомобилей с интеллектуальными системами (АИС). Еще 2,15 миллиарда рублей на эти цели планируют привлечь из внебюджетных источников.
Использованию беспилотных машин иностранного производства, по мнению разработчиков дорожной карты, будут препятствовать суровый российский климат и «сложные дорожные условия». При этом уникальное географическое положение гарантирует России роль важнейшего транспортно-логистического моста в евроазиатском регионе, что обуславливает развитие дорожной сети и спрос на грузовые и легковые АИС, говорится в документе.
Разработка беспилотников уже не первый год является мейнстримом в автомобильной отрасли. Над созданием полностью автономных машин работают Volkswagen, General Motors, Toyota, Daimler, Volvo, BMW и другие крупнейшие мировые концерны. В России подобные технологии наиболее активно развивает «КамАЗ». В 2015 году производитель грузовиков объявил о разработке беспилотного самосвала, а в 2016-м партнер «КамАЗа» — компания Cognitive Technologies — испытала на полях Татарстана прототип беспилотного трактора.
Помимо «КамАЗа» в дорожной карте фигурируют и другие крупные российские производители: группа ГАЗ, «АвтоВАЗ», УАЗ (входит в «Соллерс»).
Разработчики дорожной карты «Автонет» полагают, что отечественной промышленности и научным институтам нужно сосредоточиться на трех наиболее перспективных направлениях: АИС специального применения, управление транспортными потоками, разработка сенсоров и программного обеспечения. Объем мирового рынка этих сегментов к 2020 году достигнет 600 миллиардов, 300 миллиардов и 200 миллиардов долларов соответственно.
В некоторых сферах применение технологий автономных автомобилей возможно уже сегодня, уверен директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин. «К каршерингу (краткосрочной аренде автомобилей) практически все серьезные автоконцерны готовы добавить опцию "к ноге". То есть я нашел на своем смартфоне свободный автомобиль, но до него нужно идти пешком. И если по дороге есть станция метро, то смысл теряется. Например, в Японии уже разработан электромобиль с такой функцией: нажимаешь кнопку, он сам подъезжает», — приводит пример эксперт.
Движение такой самоуправляемой машины на небольшие расстояния с максимальной скоростью 20-30 километров в час будет абсолютно безопасно, уверен Блинкин. В настоящее время внедрение автономных авто не представляет технической проблемы — все упирается в законодательство, в том числе и в Европе. Однако воспользоваться всеми преимуществами технологий управляемых компьютерами машин (в частности, по перевозке грузов) в России не получится из-за инфраструктурных ограничений, поясняет Блинкин: «Беспилотники массово появятся прежде всего в странах с хорошими дорогами — там, где базовая сеть представлена трассами высшей технической категории: минимум две полосы в каждую сторону и разделительная полоса между потоками. Там действительно можно гонять фуры с помощью роботов. Но в России дорог высшей категории всего 5 тысяч километров, поэтому для нас этот сегмент закрыт».
По прогнозам ведущих исследовательских агентств, доля грузовых перевозок автомобильным транспортом вырастет к 2025 году с 60 до 72 процентов. При этом в России протяженность дорог составляет всего 1,4 миллиона километров против 5,3 и 6,6 миллиона километров в ЕС и США, что обостряет проблему их перегруженности в густонаселенных регионах.
Дорожная карта «Автонет» предполагает переход к использованию высокоавтономных транспортных средств на дорогах общего пользования, создание для них необходимой инфраструктуры и правовой базы в период с 2019-го по 2025 год. Согласно проекту, к 2035 году в сфере создания беспилотного транспорта и сопутствующих систем в России будет занято до миллиона человек, а ежегодная выручка российских компаний, работающих в этом секторе, достигнет 130-140 миллиардов долларов, включая прибыль от экспорта. Объем мирового рынка беспилотных авто к этому сроку должен достигнуть 2,5-3 триллиона долларов.
В рамках проекта «Аэронет» — создания беспилотных авиационных систем (БАС) — из бюджета в 2016-2018 годах планируют выделить почти 12 миллиардов рублей. Частные инвестиции должны составить 7,6 миллиарда. В этой области отечественные компании должны сосредоточиться на выпуске аппаратов для дистанционного зондирования земли (ДЗЗ), сельского хозяйства, перевозок грузов и пассажиров, поиска и спасения людей.
Реализовывать дорожную карту предполагается в несколько этапов. До 2020 года предстоит разработать юридическую базу, чтобы снять законодательные барьеры, а до 2030 года — создать необходимую инфраструктуру для массового выпуска и эксплуатации такой техники. Экспансия на внешние рынки возможна только после 2030 года, следует из презентации к документу.
К целевому 2035 году, по оценке разработчиков «Аэронета», совокупная выручка российских производителей беспилотников, агрегатов для них и сервисных компаний этой отрасли составит 35-40 миллиардов долларов в год. В этой сфере будет задействовано 50 тысяч человек. Цель программы — занять до 40 процентов мирового рынка в сегменте беспилотных перевозок, до четверти — в сельском хозяйстве и по 15-20 процентов — в ДЗЗ и спасении людей.
Партнер Strategy Partners Group Артем Малков считает приведенные в дорожной карте цифры весьма оптимистичными, но добавляет, что рынок только формируется, и шанс занять свою нишу у отечественных конструкторов еще есть. Это касается прежде всего систем ДЗЗ и других летающих аппаратов небольшого размера и веса, в том числе для МЧС и сельхозкомпаний. Он добавляет, что беспилотники — это продукт прежде всего малого и среднего бизнеса, а в России этот сегмент развивается с трудом: «Здесь нужно избегать "ручных" решений: нельзя выбирать одну компанию, которая будет монопольно реализовывать этот проект. Важно прежде всего создать рынок для небольших фирм».
Развитию рынка беспилотных летательных аппаратов в России тоже, как ни странно, препятствует не техническая отсталость, а несовершенство законодательства. Так, в конце марта 2016 года вступил в силу закон о регистрации беспилотников массой более 250 граммов (других параметров аппаратов в документе не приводится), но подзаконные акты к нему не приняты до сих пор, поэтому следовать букве закона фактически невозможно. Владельцы дронов пользуются ими на свой страх и риск.