Россия
16:47, 15 сентября 2016

«Зачем-то пытались договориться с Украиной» Владимир Жириновский о русском вопросе и отношениях России с внешним миром

Юлия Полякова
Фото: Евгения Новоженина / РИА Новости

Советское руководство совершило множество ошибок во внутренней и внешней политике, полагает лидер партии ЛДПР Владимир Жириновский. По его мнению, пришла пора эти ошибки исправлять, повернувшись с Запада на Юг и защищая права русских. С чего начать, политик рассказал в интервью «Ленте.ру».

Тематика выступлений членов ЛДПР во многом вращается вокруг «русского вопроса». Но в стране все-таки принято говорить «россияне», а не «русские».

Жириновский: Абсолютно дурацкое название — «россияне». Что оно по-вашему должно означать? Разве мы называем французов «франциане», а греков — «грециане»?

Мы народ, а не просто жители страны. Кому нужна эта абстракция? Если мы говорим «многонациональный народ», значит, никакого конкретно народа не имеем ввиду.

Нужно, чтобы человек мог с гордостью сказать «Я — русский», а не говорить о какой-то многонациональности.

Считаете, что титульная нация нуждается в особой защите?

Титульная нация не упоминается даже в Конституции страны. Я давно предлагаю заменить в основном документе строку «Мы, многонациональный народ Российской Федерации...» на «Мы, русские и другие народы России...».

Весь XX век русские страдали. В годы Первой мировой войны они пережили геноцид. Потом — большевистский переворот и Гражданскую войну, убившую 12 миллионов русских. За ними — голод и репрессии, которые серпом прошлись по лучшим представителям русского общества. В Великую Отечественную полегло 29 миллионов советских граждан, и большинство — русские.

В XXI веке продолжается то же самое. Посмотрите на Прибалтику — только русские там ограничены в политических правах. На Донбасс посмотрите — там именно русских бомбят и убивают.

А на Украине их вообще так умудрились зомбировать, что они даже не понимают, русские они или украинцы.

Если поменять термины в Конституции, полагаете, дело пойдет на лад?

Не только в Конституции. У нас в стране действует, например, статья 282 Уголовного кодекса — это антирусская, на наш взгляд, статья. В ней говорится о разжигании социальной, национальной и религиозной розни. И знаете, осуждали по этой статье почему-то исключительно русских.

Мы считаем, что статья сама по себе дискриминирующая, и не приемлем ее ни в каком виде. Мало того, что она не позволяет русским защищать свои права, так еще и фактически запрещает высказывать свое мнение.

В чем корень проблемы, по-вашему?

Проблемы начались при большевиках и из-за большевиков. В Российской империи все могли четко определить свою национальную принадлежность.

Потом пришли большевики и создали искусственный советский народ. Попутно — исковеркали весь национальный вопрос и уничтожили религию.

В конце концов сделали советский народ, а после распада Союза оставили этот народ без государства — болтаться в безвоздушном пространстве. 40 миллионов русских лишились страны и по большому счету — всех прав.

В бывших союзных республиках русских и ущемляли в правах, и резали. Из южных государств многим пришлось бежать.
В прибалтийских странах они до сих пор терпят унижения, сотни тысяч русских живут с унизительным статусом «неграждан».

А те, кто хочет вернуться в Россию, на свою историческую родину, иногда годами не могут получить российский паспорт.

Что предлагаете с этим делать?

В первую очередь — пора прекратить притеснения русских и построить наш общий Русский дом.

То есть?

Он должен стать пространством титульного народа России — речь идет о Русском мире, обо всех местах, где живут русские.
Нужно помочь им везде, где их притесняют или в чем-то ограничивают, — от Прибалтики и Средней Азии до дальнего зарубежья.

Тогда традиционный вопрос: с чего начать?

С государственного устройства. При создании СССР Ленин совершил глобальную ошибку — регионы были разделены по национальному признаку. При таком делении рано или поздно прорастет сепаратизм и пойдут разговоры об отделении, которые в итоге могут привести к расколу страны.

Но раз уж Ленин умер и лежит в Мавзолее, его ошибку можно исправить. Никому необязательно жить с его наследством, которое к тому же и для государства опасно.

Национальный вопрос в СССР, по вашему мнению, решали неудачно. А как вы оцениваете политику советских властей в остальных сферах?

Провалов было много. Один из самых явных — внешняя политика, из-за которой страна оказалась вынуждена содержать полмира. Другие государства задолжали нам в общей сложности больше 150 миллиардов долларов, но этот ленинский курс все равно продолжается.

После СССР провалов никак не меньше. С той же Украиной зачем-то пытались договориться по-доброму. Ратифицировали договор «О дружбе» в 1998 году и таким образом фактически признали границы. Мы отговаривали это делать, но никто тогда ЛДПР не поддержал.

А ведь если бы не было договора, Киев сейчас ни слова не смог бы сказать: если нет границ, то мы куда угодно можем свои войска вводить.

Но границы все-таки есть. Как России выстраивать внешнюю политику в сложившихся условиях?

Мы должны вести себя более жестко на внешней политической арене. А отношения с другими государствами — строить, опираясь только на прагматические соображения и наши национальные интересы. И хватит наконец постоянно ориентироваться на Запад. Он уже показал свое отношение к России не раз и не два.

Сейчас наша внешняя политика разворачивается в восточном и южном направлениях. Мы смотрим в том числе в сторону арабского мира, и такой поворот ЛДПР прогнозировала больше 20 лет назад.

< Назад в рубрику