Победа «Единой России» дает правительству определенный карт-бланш. Но едва ли все члены кабмина смогут им воспользоваться. Ветру кадровых перемен, который уже почувствовали на себе губернаторы и силовики, теперь — после окончания избирательной кампании — ничто не мешает коснуться Дмитрия Медведева и его подчиненных. «Лента.ру» проанализировала перспективы медведевских замов сохранить свои посты.
Стихийные бедствия в Приморье сегодня сулят больше проблем Юрию Трутневу, нежели итоги парламентских выборов. «Дальневосточный» вице-премьер не успел поучаствовать в принятии громких непопулярных решений, а потому едва ли рискует оказаться в числе «электоральных жертв». Некоторые эксперты даже предрекают ему аппаратное усиление на фоне запроса на новые лица.
Впрочем, данное обстоятельство предполагает и появление у Трутнева влиятельных недоброжелателей, пытающихся осложнить новому гипотетическому фавориту путь к триумфу. В этом плане ликвидация последствий приморской стихии может сыграть решающую роль в карьере вице-премьера — ведь Дмитрий Медведев распорядился восстановить разрушенную инфраструктуру в максимально короткие сроки.
Среди думских фаворитов нет ни «зеленых», ни их явно выраженных оппонентов. Однако отсюда не следует, что Александр Хлопонин останется в стороне от политических и аппаратных бурь, порожденных парламентскими выборами.
Неслучайно почти на исходе предвыборной гонки вице-премьер посетил совсем не чужой для него Красноярский край. Вряд ли этот визит был обусловлен исключительно стремлением «держаться карьерных корней» — особенно на фоне слухов и вбросов о предстоящей отставке нынешнего красноярского губернатора Виктора Толоконского, а также интереса, проявляемого к региону другими знаковыми чиновниками вроде министра обороны Сергея Шойгу и новоиспеченного сибирского полпреда Сергея Меняйло.
Маловероятно, что Хлопонин в каком-либо качестве вернется в Красноярский край, но его участие в борьбе за этот крупный и крайне важный с экономической точки зрения российский регион сомнений не вызывает. Поэтому желающим вывести «природоохранного» вице-премьера из игры, скорее всего, понадобится искать ему гораздо более хлопотную должность, нежели та, которую он сейчас занимает.
Взносы на капремонт не могли не усилить оппонентов партии власти. Однако у курирующего ЖКХ Дмитрия Козака появился новый весомый контрдовод: долги регионов достигают 2,5 триллиона рублей, а если бы не удалось переложить коммунальные расходы на население — бюджетные пробоины субъектов федерации были бы еще больше.
С другой стороны, предотвращение региональных дефолтов — задача для чиновника с очень хорошими связями, способного выбить новые трансферты из скудной федеральной казны. Козак в этом смысле практически безальтернативен, тем более что в нынешнем правительстве только его и Медведева можно назвать давними путинскими сподвижниками, имеющими прямой выход на главу государства.
Впрочем, данное обстоятельство не исключает и очередного крутого поворота в карьере Козака. Благо реформа силовых ведомств и кадровая перетряска губернаторского корпуса позволяет найти ему иное, отличное от сегодняшнего применение, не связанное с теми репутационными потерями, которыми чревата расчистка региональных долговых завалов и поиски финансирования ЖКХ.
После парламентских выборов налоговое маневрирование в нефтянке становится для Аркадия Дворковича ходьбой по тонкому льду. Попытка найти баланс между интересами бюджета и нефтяных гигантов вынуждает правительство переложить основную фискальную нагрузку на автовладельцев и повысить акцизы на топливо.
Но вовсе не очевидно, что с этим решением согласится новая Госдума. Тем более что борьба с дороговизной бензина — один из пунктов предвыборной программы ЛДПР. При этом раскачивание ситуации до персональных оргвыводов в отношении Дворковича может оказаться на руку тем, кто добивается кардинальных кадровых перестановок в правительстве. Ведь речь идет о вице-премьере, входящем в «ближний круг» Дмитрия Медведева.
Снижение ключевой ставки ЦБ облегчит Игорю Шувалову привыкание к новой Госдуме. Чем меньше стоимость кредита — тем проще думских лоббистов и их клиентов отправлять в банки, не допуская дальнейшего истощения казны. Кроме того, своим решением финансовый регулятор способствует ослаблению национальной валюты и, следовательно, — увеличению рублевых поступлений в бюджет от продажи долларов из Резервного фонда.
Правда, «резервные» рубли обычно оказываются на счетах в уполномоченных банках, а потом размещаются на депозитах ЦБ. Иными словами, распечатывание нацфондов де-факто не облегчает ситуацию в экономике. Неслучайно тот же ЦБ прогнозирует, что в следующем году ВВП вырастет меньше чем на 1 процент.
Такая динамика усиливает позиции шуваловских оппонентов, ратующих за ослабление финансовых гаек и полномасштабное бюджетное стимулирование. Взятие этих методов на вооружение будет означать обновление финансового-экономического блока и смену его куратора. Но подобный сценарий весьма вероятен и в том случае, если доходы от приватизации окажутся сильно меньше запланированных, а дыра в бюджете — наоборот, гораздо больше.
21,4 миллиона россиян, живущих, по данным Росстата, за чертой бедности, не назовешь лояльным электоратом. А Ольга Голодец как куратор соцблока правительства не слишком преуспела в том, чтобы сгладить последствия кризиса для малоимущих.
Отсутствие позитивной динамики в этом вопросе фиксирует и «Левада-центр». За год количество респондентов, которых пугает бедность, выросло с 42 до 47 процентов. При этом доля опрошенных, беспокоящихся из-за роста цен, наоборот, снизилась — с 78 до 72 процентов. ЦБ и тот же Росстат говорят о замедлении темпов инфляции. Иными словами, обнищанию способствует не столько стремительное удорожание предметов первой необходимости, сколько отсутствие или недостаточная эффективность социальных программ. Наглядное тому подтверждение — отказ от полноценной индексации пенсий в этом году.
Более того, ЦБ, который в обмен на эту жертву продолжил снижение ключевой ставки, требует от граждан дальнейших самоограничений, или, как говорит Эльвира Набиуллина, сохранения «сберегательной модели». То есть большинство россиян должно и впредь жить в режиме жесткой экономии, а соцрасходы государства увеличивать не следует.
Но получается, что в случае отставки Голодец ее потенциальный преемник не сумеет добиться большего, чем она, — следовательно, с новым социальным вице-премьером правительство едва ли станет намного популярнее, чем сегодня.
Заговорив о шестипроцентном сокращении оборонных расходов, Минфин загнал Дмитрия Рогозина в патовую ситуацию. Если профильный вице-премьер откажется от борьбы — это равносильно заявлению об отставке. Но и шансы победить в схватке с бюджетными оптимизаторами у Рогозина невелики.
По крайней мере, на поддержку новой Госдумы ему вряд ли имеет смысл рассчитывать. Несмотря на патриотический настрой большинства партий, рогозинских сторонников там крайне немного. Например, Владимир Жириновский еще в апреле высказывал недоумение, что «гуманитарий, журналист» курирует космос и ОПК. А решения вроде отмены запланированного на 23 сентября запуска «Союза МС-02» лишь усиливают скепсис в его отношении.
Иными словами, парламент, скорее всего, займет выжидательную позицию, оставив Дмитрия Рогозина один на один с его оппонентами. В то же время его проигрыш и секвестр оборонного бюджета неизбежно вызовет недовольство отраслевых «тяжеловесов», предопределив соответствующие кадровые решения.