С началом учебного года Российский государственный гуманитарный университет снова в центре скандала. 16 сентября стало известно, что преподаватели Института психологии имени Л.С. Выготского РГГУ массово подали заявления об увольнении по собственному желанию из-за несогласия с политикой руководства вуза. Тогда речь шла о 12 заявлениях. На этой неделе сотрудники университета сообщают, что увольняющихся уже более 20.
«Начало славных дней Петра мрачили мятежи и казни», — писал Пушкин, уподобляя императора Николая I Петру I. Однако вскоре поэт в новом царе разочаровался. Карьера доктора философских наук, профессора, заведующего кафедрой социальной философии Евгения Ивахненко на посту ректора РГГУ, кажется, пошла по сокращенному сценарию. Иллюзий не питал никто, а разочарования начались почти сразу. Минобрнауки утвердило Ивахненко в этой должности 3 марта 2016 года. А уже 29 марта сообщили, что в целях сокращения расходов вуза администрация решила уволить шестерых заслуженных ученых на основании их преклонного возраста.
Среди вызванных в отдел кадров подписать уведомление об увольнении был латинист Николай Федоров, автор учебника по латыни, по которому студенты занимаются уже несколько десятилетий, учитель академика Михаила Гаспарова и кавалер орденов Сергия Радонежского II степени, Даниила Московского III степени и Иннокентия Московского III степени, врученных ему Патриархом Всея Руси Алексием II с формулировками: «во внимание к деятельности на ниве просвещения», «за большой вклад в развитие высшего образования», «во внимание к усердным миссионерским трудам».
Также университет решил избавиться от лингвиста, академика РАН Владимира Дыбо; крупнейшего специалиста по творчеству Гоголя Юрия Манна; германиста, члена правления международного общества имени Гете Нины Павловой; известного театроведа Вадима Гаевского и лингвиста Александра Милитарева.
Николай Алексеевич Федоров скончался 26 июня этого года. И теперь эти две даты всегда будут рядом: желание университета в начале весны сэкономить на великом ученом и заслуженном преподавателе, на которого молились студенты, и его кончина в середине лета. Стыдно теперь тоже будет всегда. Историю не переписать.
Массовое увольнение по собственному желанию преподавателей Института психологии имени Л.С. Выготского РГГУ из-за разногласий с администрацией университета, случившееся в середине сентября, — из того же ряда, что и попытка выставить за дверь престарелых филологов и лингвистов. Разница лишь в том, что администрация не сама это сделала, а вынудила принять такое решение сотрудников.
Директор Института психологии и внучка знаменитого ученого, именем которого назван институт, Елена Кравцова так прокомментировала ситуацию СМИ: «Мы попытались создать некоторую систему подготовки психологов, которая пользовалась большим спросом со стороны студентов; институт обладал достаточно высоким рейтингом как у нас, так и за рубежом. Два или три года назад Российское психологическое общество составило рейтинг всех институтов и факультетов психологии России. Были названы девять лучших вузов среди 80, и мы занимали в этом списке второе место. У нас было особое соотношение теоретических и практических дисциплин, много времени отводилось внеаудиторной работе. В институте разработаны уникальные программы — не только высшего образования, но и для детей с дошкольного возраста, для их семей. Но наш ректор говорит, что качество образования его мало волнует, и ссылается при этом на каких-то чиновников министерства. Доказывать ему что-то тут абсолютно бессмысленно».
«У университета огромные долги, денег нет», — как мантру повторяют Евгений Ивахненко и проректоры. Вопросы сотрудников РГГУ, как образовались эти долги, администрация почему-то оставляет без ответа.
Бывший декан факультета медицинской психологии Института психологии Марина Новикова-Грунд объяснила «Ленте.ру»: «Наш предыдущий ректор (доктор исторических наук Ефим Пивовар — прим. «Ленты.ру») полностью несет ответственность за то, что РГГУ пришел к финансовой катастрофе. Это случилось по непонятным мне причинам — у нас огромный конкурс, множество платных студентов, минимальные зарплаты преподавательского состава, абсолютно трущобное существование».
По словам Новиковой-Грунд, выход из финансового кризиса руководству университета виделся так: «Предполагалось убрать около трети преподавателей, а имеющиеся курсы распределить между оставшимися, что нереально. У нас есть продуманная, выстроенная программа, основанная на культурно-историческом подходе Выготского, она пользуется международной известностью — это отдельная довольно серьезная история. Оказалось, что при предложенном варианте просто некому будет читать некоторые курсы, пропадает смысл что-либо делать вообще. Наш директор отказалась от этого предложения».
Не говоря уже о том, что в РГГУ второй год отпускные не выплачивают вовремя. По свидетельству сотрудников университета, в нынешнем году отпускные вовсе перестали выплачивать в середине августа. Преподаватели обращались в трудовую инспекцию и прокуратуру, на РГГУ наложили штраф, начато административное производство.
Под громкое обсуждение массовых увольнений преподавательского состава в тени осталось не менее важное: образование студентов. Еще весной в целях экономии бюджета администрация существенно сократила количество часов на «контроль самостоятельной работы» студента и ведение дипломных работ. То есть преподаватели по нормативу теперь должны тратить меньше часов на проверку контрольных, работу над курсовыми и дипломами студентов. Соответственно, им меньше платят.
Но это еще не все. С началом учебного года администрация РГГУ решила сократить также и аудиторную нагрузку преподавателей. «Студент дневного отделения теперь получит на четыре-шесть часов занятий меньше, чем раньше. И это только по одному учебному курсу. А если таких курсов в семестре, например, пять — то на 20-30 часов», — рассказал «Ленте.ру» преподаватель РГГУ, пожелавший остаться неназванным.
Если аудиторная нагрузка преподавателей сокращается, то — согласно учебному плану — вырастает объем самостоятельной работы студента. Однако нормы контроля такой работы были сокращены еще весной: на каждого студента преподаватель должен тратить только полчаса в семестр.
Понятно: университет экономит деньги, серьезно сокращая выплаты преподавателям. Но возникает ряд вопросов.
Кого университет в результате выпустит в качестве специалиста?
Что делать тем студентам, которые шли учиться по одному учебному плану, а получили в результате другой (с меньшим количеством часов по дисциплинам)? Не нарушены ли таким образом их права?
Как быть тем студентам, которые шли учиться и заниматься научной работой у определенного преподавателя (до недавнего времени РГГУ славился громкими именами), а теперь вообще непонятно, кто будет читать запланированные курсы и будут ли их вообще читать?
Ну и, наконец, стоит ли абитуриентам этого года думать об РГГУ как о вузе, в котором они хотели бы получать образование?
Ответы неутешительны. В действительности студенты пострадали больше всех. Если несогласный с административной политикой университета преподаватель может просто хлопнуть дверью, то студент того же себе позволить не может, или ему потребуется для этого приложить гораздо больше усилий.
«Студенты, которые сюда поступают, идут с ориентиром на известные имена, на научные школы, — говорит председатель профкома РГГУ Андрей Олейников. — Очень жалко тех, кто поступил в этом году и столкнулся с такой неприятной историей. Ее корни уходят глубоко, потому что именно сотрудники Института психологии довольно консолидированно выступали против административных злоупотреблений, происходящих в университете уже давно».
Факультет психологии, по словам Олейникова, не единственный, где происходят такие изменения. Университет находится в плачевной финансовой ситуации, у него огромный долг. И расплачиваться решили за счет урезания численности и зарплаты преподавателей. Все нацелено на то, чтобы как можно меньше платить. При этом аудиторная нагрузка на отдельно взятого преподавателя увеличивается.
«Страдают все: два года назад нечто подобное было с преподавателями одной из кафедр факультета искусств, которую развалили, — продолжает наш собеседник. — Резонанс в данном случае больше, потому что руководитель института не стесняется называть вещи своими именами. Вслед за ней идут сотрудники и получается эффектный протест. Лучшие и самые амбициозные преподаватели уходят, потому что всерьез заниматься наукой становится невозможно».
«Минобрнауки России проверит ситуацию, сложившуюся в одном из структурных подразделений РГГУ — Институте психологии РГГУ имени Л.С. Выготского, детально выяснив нагрузку на преподавателей, формирование учебного процесса и штатного расписания», — сообщили «Ленте.ру» в Министерстве образования.
В Министерстве уверяют, что заинтересованы в том, чтобы все права преподавателей были защищены и параллельно с проверкой обещают повлиять на администрацию вуза, чтобы там провели беседу с каждым из педагогов индивидуально и разобрались в ситуации. «Какие бы результаты ни показала проверка, недопустимо формирование рабочего процесса таким образом, чтобы этот процесс вызывал недовольство существенной части педагогического коллектива», — заявили в Минобрнауки.