Культура
00:05, 26 сентября 2016

Обнаженка, которую мы потеряли Почему закрыта «педофилическая» выставка — версия общественников

Беседовал Игорь Игрицкий
Фото: Андрей Махонин / ТАСС

«Очень трудно добиться известности, занимаясь исключительно художественной фотографией. Теперь я достиг этого, но меня навсегда лишили возможности узнать, популярны ли мои произведения исключительно благодаря своим художественным достоинствам, или это результат возникающих вокруг них скандалов. Я чувствую, как будто меня обворовали, и я никогда не смогу вернуть украденное».

Это слова всемирно известного фотографа Джока Стерджеса теперь тиражируют и российские медиа, хотя ему не раз приходилось оправдываться и на родине. В основном из-за обвинений в непристойности, в том числе в эксплуатации подростковой сексуальности.

Стерджес родился в 1947 году в Нью-Йорке, окончил колледж в Вермонте, где изучал педагогику, а через несколько лет получил степень магистра в институте искусств Сан-Франциско. Одним из его учителей был известный фотохудожник Ричард Бенсон. Известно, что Стерджес часто фотографирует на нудистских пляжах, причем в его объектив попадают как взрослые, так и дети.

И вот скандальная слава человека, о котором до конца нынешней недели знали лишь искусствоведы, профессионалы и немногие посвященные, докатилась до России, где приобрела невиданные масштабы. Вряд ли теперь остались люди, слышавшие о скандале и не набравшие в поисковой строке имя фотографа, кликнув в меню на строку «картинки». Предать это происшествие — закрытие экспозиции — искусствоведческой экспертизе еще предстоит, но уже сейчас понятно, что случилось очередное неординарное событие в мире искусства. Благодаря бдительности граждан, неравнодушных к проблемам педофилии и порнографии, выставка известного американского фотографа в Москве была закрыта спустя всего две недели после ее начала (8 сентября).

«Лента.ру» разбиралась в событиях по горячим следам.

Что произошло?

Все началось с поста блогера Лены Миро (Елена Мироненко) в «Живом Журнале». Утром 24 сентября она опубликовала заметку «Выставка для педофилов в Москве», где поделилась наиболее провокационными работами Джока Стерджеса. «Я не понимаю, как мог автор таких фотографий — жирный, старый извращенец — оказаться в Москве с персональной выставкой», — резюмировала она под снимками. У Мироненко суперпопулярный блог, который то и дело оказывается на верхушке рейтинга ЖЖ, поэтому весть о сомнительной выставке, открывшейся еще в начале сентября, быстро разлетелась по Рунету.

Следом в этот же день выступила член Совета Федерации России Елена Мизулина, заявив, что экспозиция — публичная демонстрация материалов с детской порнографией, а организаторы перешли недопустимую грань. Она пообещала запросить генерального прокурора Юрия Чайку о проверке в Центре фотографии имени братьев Люмьер. То же самое чуть позже потребовала детский омбудсмен Анна Кузнецова, назвав выставку и вовсе жуткой.

Организаторы экспозиции, в том числе главный куратор центра Наталья Литвинская, решили, что все это какое-то недоразумение. Литвинская подчеркивала, что порнографических фотографий на выставке нет и быть не могло, все снимки, в том числе те, на которых запечатлены дети, совершенно приличные. Владелец галереи Эдуард Литвинский отметил, что экспозиция была заранее согласована с Министерством культуры: «Мы оповещаем, что открываем какую-то выставку примерно за три-четыре месяца в СМИ, отсылаем во все отделы культуры Москвы и российские города. Хочу сказать, что Министерство культуры приняло нашу выставку и разместило ее на сайте, с приглашением ее посетить. Но вчера они удалили эту публикацию».

Днем 25 сентября к Центру имени братьев Люмьер прибыли представители общественной организации «Офицеры России»: они заблокировали вход и никого не пускали внутрь. В конце концов лидер «Офицеров» Антон Цветков настоял на закрытии выставки — по крайней мере временно, чтобы «не будоражить общественное мнение». Активисты пообещали сами проверить, справедливы ли нападки на центр.

Через несколько часов в галерею пробрался хулиган: ему удалось облить одну из фотографий Стерджеса неизвестной жидкостью, похожей на мочу. Злоумышленник заявил, что экспозиция «оскорбляет семейные ценности и провоцирует педофилию».

Прямая речь

В беседе с корреспондентом «Ленты.ру» Антон Цветков (чья официальная должность звучит так: председатель комиссии по безопасности Общественной палаты Российской Федерации), в частности, объяснил свою позицию следующим образом (редакция «Ленты.ру» располагает записью разговора):

— Вчера (то есть 24.09.2016 — прим. «Ленты.ру») ко мне поступило огромное число обращений возмущенных граждан которые сообщили, что в пяти минутах от Кремля проходит фотовыставка некоего фотографа, автора огромного количества фотографий с обнаженными детьми. И конечно, люди были возмущены, они не понимали, как это возможно в центре столицы нашей Родины. Я, естественно, незамедлительно передал эту информацию в правоохранительные органы, в префектуру Центрального округа и дал поручение нашему «Центру профилактики правонарушений», инспекторам оперативного молодежного отряда общероссийской организации «Офицеры России» выехать на место и совместно с сотрудниками полиции принять меры к недопущению нарушений действующего законодательства. Также вчера вечером на меня вышел руководитель фотоцентра, который сообщил, что размещенные в интернете фотографии на самом деле на выставке не представлены, но фотограф действительно тот. Мы договорились, что до моего приезда он (руководитель Фотоцентра ) выставку открывать не будет, мы приедем на место с сотрудниками полиции и нашим «Центром профилактики правонарушений» и прочими сотрудниками наших структур, мы на месте все изучим и примем совместное решение. Все сдержали слово, соответственно, не была открыта выставка, мы с руководителями фотоцентра — Эдуардом, его супругой Натальей и их адвокатом — осмотрели выставку, дабы быть объективными. Я хочу подтвердить: действительно, тех фотографий, которые мне вчера прислали не было на выставке на тот момент, когда я прибыл. Из 35 фотографий, которые были представлены, где-то порядка пяти-семи вызывают возмущение и удивление, и с моей точки зрения они все-таки имеют отношение к педофилической тематике. Но это мое непрофессиональное мнение, я не искусствовед. Но я много работаю с обращениями граждан, чьи дети столкнулись с фактами педофилии, и считаю, что это оскорбительно и по отношению к ним.

Еще раз подчеркиваю, что руководители выставки оказались совершенно адекватными людьми и буквально в течение получаса нам удалось добиться их согласия на добровольное закрытие фотовыставки. С настоящего момента она закрыта, работать она больше не будет. Кстати, в фотоцентре есть и другие замечательные выставки, работы других фотографов.

В воскресенье мы из уважения к журналистам договорились, что пригласим их на полчаса, чтобы они могли зафиксировать, какие конкретно фотографии представлены. После чего дадим совместную пресс-конференцию. Так как было много камер и сразу сбежалось много городских сумасшедших, мы договорились, что пропустим только журналистов. Однако когда журналисты проходили в зал, появился такой наглый, грузный муниципальный депутат, который начал чуть ли не по головам лезть, распихивать всех локтями, прорываться, кричать, что он местный депутат... Я, честно говоря, не понимаю, почему он месяц этим не занимался и появился только тогда, когда увидел камеры, но с ним была свита из десяти человек, что также вызывает удивление... Ну, я думаю, мало ли, пожилой грузный человек, может, медицинская помощь ему нужна. Пропустили все-таки одного его помощника, о чем впоследствии пожалели. Во-первых этот муниципальный депутат, вместо того, чтобы дать спокойно журналистам работать, начал привлекать к себе внимание, мешать работе, фактически просто пиариться. И хотя многие журналисты просили его вывести, мы понимали, что ему нужен скандал, и не стали выводить. В конце концов его помощник, который представлялся сотрудником спецслужб и нес все время какую-то ахинею, достал прозрачную емкость пластиковую, в которой была желтая жидкость и начал ее разбрызгивать. Причем почему-то именно на журналистов в первую очередь. Многие из них пострадали, потом он начал разбрызгивать на фотографии. Его сразу скрутили, потому что было подозрение, что это бензин. Мы будем настаивать на привлечении этого человека к административной ответственности по статье «мелкое хулиганство». Фамилия депутата говорят — вроде бы Брумель, я не могу ее запомнить... Но обязательно мы ее выучим и доведем до избирателей, чем он занимается. Он занимается клоунадой, это недопустимо. Мы считаем, что такие люди не могут прикрываться своим депутатским статусом.

Устроили или не устроили лично меня фотографии — не имеет значения. По нашему законодательству нельзя фотографировать обнаженных детей и выставлять их напоказ. Ну, это просто неправильно. Личность этого фотографа очень неоднозначна. Были народные протесты и в США, когда он там выставлялся. И выставку закрыли из-за протестов именно общественности. И руководители фотоцентра — совершенно адекватные люди, с которыми я вел диалог как представитель общества. Никаких угроз ни с нашей стороны, ни с их не было, и мы благодарны им за то, что они пошли нам навстречу.

О Джоке Стерджесе

69-летний американский фотограф Джок Стерджес приобрел широкую известность по всему миру во многом из-за скандалов, возникающих вокруг его работ. Он снимает обнаженных девочек в период полового созревания еще с 1980-х. В 1990-м его деятельность привлекла внимание полиции и ФБР: силовики по наводке просто ворвались к нему домой, обыскали, конфисковали компьютер, камеры, снимки и негативы. Больше года Стерджеса таскали по судам, и он мог надолго угодить за решетку, если бы за фотографа не вступились коллеги из крупных художественных сообществ США и Европы. В итоге действия полиции и ФБР признали неправомерными, а Стерджесу разрешили работать дальше.

После этого художник выпустил около десятка персональных альбомов и участвовал во многих выставках по всему миру, которые постоянно вызывали возмущение общественников и религиозных активистов. Сам Стерджес нередко в интервью сокрушался по этому поводу: он говорил, что не понимает, вызывают ли его работы интерес благодаря их художественной значимости или главная причина популярности — то и дело вспыхивающие скандалы.

< Назад в рубрику