Аудиторско-консалтинговое агентство PricewaterhouseCoopers в своем ежегодном отчете сообщает о снижении стоимости владения автомобилем в России на 31-47 процентов в зависимости от сегмента. Но стал ли личный автотранспорт более доступным для жителей Москвы и Санкт-Петербурга? Проанализировав тенденции автомобильного рынка, рассказываем, как оптимизировать затраты на «железного коня».
Согласно недавнему опубликованному исследованию РИА «Рейтинг», только 19,5 процента семей могут позволить себе покупку недорогой новой машины (до 470 тысяч рублей), а средний по стоимости автомобиль (до 1,2 миллиона рублей) по карману 6,6 процента семей. Более того, долгожданное приобретение скрывает в себе для россиянина новые существенные расходы. Владение автомобилем обходится современному потребителю довольно дорого — от 198 тысяч рублей в год для относительно недорогой машины класса В до 1,03 миллиона для полноразмерного внедорожника, без учета стоимости парковки, а в показателях среднедушевого денежного дохода составляет около 135 процентов (для сравнения в США — 20 процентов , а в Германии — 48 процентов).
Но значит ли это, что россияне поголовно отказываются от использования личного автотранспорта? Пробки на дорогах и объемы продаж новых авто (983,4 миллиона рублей по состоянию на июль этого года) говорят об обратном. Все дело в том, что большинство расходов по данной статье распределены равномерно в течение года, а некоторые затраты, например потеря стоимости, и вовсе игнорируются рядовым потребителем. А если грамотно подойти к вопросу, то можно неплохо сэкономить.
За шесть месяцев 2016 года средневзвешенная цена на автомобиль выросла на 17 процентов. Зато кредит на покупку «железного коня» теперь стоит дешевле. По сравнению с прошлым годом ставки заметно снизились: с 21,5 процента до 16,1 процента. Это сделало автокредитование более привлекательным и доступным для потребителей.
Тем не менее и эксперты, и потребители отмечают выгодность покупки подержанного автомобиля. Потеря стоимости (затраты на приобретение минус доходы от перепродажи) — одна из самых существенных статей расходов на личный транспорт. Согласно данным исследования PwC, цифры колеблются от 31 до 35 процентов для автомобилей классов В (компактный), С (гольф) и D (средний), а также для компактных кроссоверов. Владельцев больших внедорожников стоимостью более трех миллионов рублей и авто премиум-класса (Е) ждет самая значительная потеря: 47 процентов и 46 процентов соответственно.
Другой важной статьей расходов на машину является автострахование. Статистика за 2016 год от PwC порадовала потребителей приятной тенденцией: стоимость КАСКО снизилась в среднем на 23 процента. Но основные причины удешевления — ограниченное покрытие (и, как следствие, снижение стоимости) страховки или же полный отказ водителей от дополнительной защиты в целях экономии средств. В то же время оставаться без КАСКО, особенно в больших городах, не рекомендуется из-за повышенной аварийности, безответственного поведения водителей, а в последнее время и погодных катаклизмов. Стоимость ремонта автомобиля без КАСКО может значительно превышать годовые расходы на такую страховку. А крупные риски, такие как угон или тотальные повреждения, и вовсе способны оставить вас без средства передвижения. Ограниченное покрытие тоже не всегда является хорошим вариантом: водители вынуждены повышать собственную страховую грамотность. Что же делать?
Во-первых, не забывайте о том, что КАСКО можно приобрести в рассрочку (например, на 12 месяцев), что позволит равномерно распределить расходы.
Во-вторых, обратите внимание на тех страховщиков, которые действительно понижают стоимость полной страховки, не изменяя объем защиты. Например, компания INTOUCH, занимающая ведущую позицию в сегменте прямого страхования, с конца сентября снизила стоимость КАСКО для 27 самых популярных моделей авто на 25-40 процентов. Такие шаги страховщики могут себе позволить лишь в том случае, когда в их арсенале имеются детализированные модели оценки рисков, богатая экспертиза в сфере автострахования и такие технологичные продукты, как страховая телематика.
Постоянно растущие цены на бензин уже привели к тому, что россияне начали следить за этой статьей расходов и сокращать потребление. Можно пользоваться общественным транспортом, а в крупных городах популярность набирают альтернативные источники передвижения: каршеринг, доступное такси, велосипеды.
Если покупка автомобиля вам только предстоит, следует внимательнее присмотреться к параметрам расхода топлива у нового «железного коня», чтобы оценить предстоящие расходы. Для моделей премиум-класса бензин обходится в шесть-восемь процентов от общей стоимости владения, в то время как для автомобилей среднего ценового сегмента — около 12 процентов, а класса ниже — 17-20 процентов.
Кроме того, можно проанализировать свои ежедневные маршруты с целью оптимизации. Транспортная инфраструктура в столице стремительно развивается и становится более удобной и доступной для ежедневных передвижений.
Доля налогов и сборов в общей стоимости владения машиной весьма невелика — около 1,5 процента для классов В и С (мощность двигателя в среднем до 114 лошадиных сил), около 1,8 процента для класса D и компактных кроссоверов с объемом двигателя около 140 лошадиных сил и около 2,1 процента для премиум-класса. Больше всех вынуждены платить хозяева полноразмерных внедорожников стоимостью выше трех миллионов рублей — около 4,7 процента от общей стоимости владения.
Небольшие сезонные расходы, такие как смена резины и мойка, лучше планировать заранее. Траты на парковку в столице могут достигать 120 тысяч рублей в год (стоимость абонемента), и контролировать их можно, только тщательно прорабатывая маршруты или совмещая автомобиль и общественный транспорт.
Конечно, среднестатистического русского человека, привыкшего полагаться на авось, такими ценниками не испугать. Но повышение финансовой грамотности и планирование собственных расходов могут значительно упростить жизнь автовладельцам и позволят избежать крупных финансовых потерь.