Мир
00:03, 3 октября 2016

Опасные защитники Ирака Почему победа над «Исламским государством» может не привести страну к миру

Алексей Наумов
Фото: John Moore / Getty Images

Военная победа над террористами «Исламского государства» (ИГ) пока еще не одержана, но в мире уже думают о послевоенной конфигурации иракского общества, разделенного по религиозному признаку. Одна из самых влиятельных групп, претендующая на властные рычаги, — шиитские ополченцы из «Сил народной мобилизации» (СНМ). Одни называют их «цепными псами Ирана», другие — героическими защитниками простого народа от джихадистов ИГ. «Лента.ру» разбиралась, какую роль в иракском конфликте играет самая могущественная шиитская группировка и почему многие наблюдатели считают ее усиление крайне опасным.

«Игиловцы все еще иногда нападают, но "Хашд шааби" (арабское название СНМ — прим. «Ленты.ру») защищает нас», — рассказал Foreign Policy один из жителей иракского Башира. Курдское ополчение пешмерга отбило этот город у джихадистов в мае, но потом передало под контроль СНМ.

Формально «Силы народной мобилизации» были созданы иракскими властями для помощи армии, но проиранским группам удалось проникнуть в самое сердце организации.

Основной агент Тегерана в регионе — группировка «Бадр» — расставила своих людей практически на всех ключевых постах в СНМ и полиции страны. Премьер-министр Хайдер аль-Абади отдал в руки лидера «Бадра» Хади аль-Амири и формальное руководство СНМ.

Как сообщает The National Interest, из 100 тысяч бойцов примерно 80 процентов в той или иной мере поддерживаются элитной иранской военизированной организацией — Корпусом стражей исламской революции (КСИР).

Тегеран поощряет участие своих подопечных в иракской политике — весной 2017 года в стране пройдут выборы, и ожидается, что выходцы из СНМ займут множество кресел во властных кабинетах, что позволит им влиять и на общую политику Багдада.

В подконтрольном ополчению Башире иранское влияние заметно даже внешне — по всему городу расклеены портреты верховного лидера Ирана аятоллы Хаменеи и его предшественника Хомейни.

Шиитские ополченцы вместе с американцами готовятся помогать иракским правительственным силам штурмовать Мосул, иракскую столицу ИГ — вот только в Вашингтоне таким невольным союзникам не очень рады. Дело в том, что среди членов СНМ множество вооруженных групп, которые в США считают террористическими.

Например, заместитель командующего СНМ Абу Махди аль-Мухандис внесен в список террористов, к тому же он возглавляет собственную группировку «Катаиб Хезболла».

«Мы не можем работать с людьми из "Катаиб Хезболла" — они не только поубивали многих наших солдат во время последней войны в Ираке, но и остаются под прямым контролем КСИР», — рассказал Foreign Policy Майкл Найтс, научный сотрудник вашингтонского Института ближневосточной политики.

Но претензии к бойцам СНМ не ограничиваются только обвинениями в крайне тесном взаимодействии с иранцами. Правозащитники утверждают, что шиитские силы порой слишком жестоко обходятся с населением суннитских городов и деревень. О пытках в интервью «Аль-Джазире» рассказал Абу Мухаммад, который перед наступлением правительственных сил при поддержке ополчения бежал из оккупированного ИГ города Эль-Фаллуджа и добрался до специального лагеря для беженцев, где и столкнулся с шиитскими ополченцами.

«Нас били обрезками труб, они пытали нас по очереди. Когда один из мучителей устал меня бить, он связал мне руки за спиной, а сам просто прыгнул на меня. Я чувствовал, как ломаются мои ребра, я кричал, харкал кровью. Я просил пить, но воды мне не давали», — вспоминал он.

Схожую историю поведал другой местный житель, Махмуд аль-Шукор: «Они выводили нас по одному. Несколько человек убили, а потом пришла моя очередь. Я слышал, как жертвы кричали и умоляли сохранить им жизнь. Они клялись, что никогда не воевали за ИГ, никогда не вступали в их ряды, но это не спасло их». Махмуда повалили на землю, крикнув, что пришел его черед. Однако кто-то из главарей приказал прекратить убийства. Информация о внесудебных расправах распространилась за пределами Ирака, и руководители ополчения взялись наводить порядок.

Жестокое обращение с гражданским населением осудили и правозащитники из Human Rights Watch. «И вновь мирные жители страдают из-за того, что иракское правительство неспособно обуздать бесконтрольных ополченцев. Страны, поддерживающие иракские войска и СНМ, должны убедить Багдад покончить с этими злодеяниями», — заявил заместитель директора HRW по Ближнему Востоку Джо Сторк.

В рядах СНМ эти обвинения решительно отвергают. «Да мы даже населенные суннитами зоны освобождали чаще, чем шиитские! — возмущался в интервью Foreign Policy Абдул-Хусейн Мохаммед, заместитель командующего отряда «Бадр». — Будь мы религиозными фанатиками, мы бы не сражались за них. Мы не делаем различий, мы твердо стоим на стороне наших суннитских братьев и сестер».

Эксперты полагают, что основная беда СНМ — неорганизованность. «Это не какая-то единая структура с четкой системой командования. Да, в ней есть мощные группировки вроде "Бадра", но контролировать другие объединения они не могут», — объяснил Foreign Policy Ренад Мансур, сотрудник фонда Карнеги за международный мир.

Учитывая противоречивую роль, которую СНМ играют в регионе, в Вашингтоне уже задумываются над тем, как ограничить их влияние после победы над ИГ и не допустить скатывания страны в вооруженное межрелигиозное противостояние.

Свой план изложил конгрессмен Сет Мултон, лично участвовавший в боевых действиях в Ираке. «Нам надо ограничить религиозное влияние СНМ и положить конец той маргинализации суннитов, которую они проводят. Если бы мы с самого начала не допустили такого, не нужно было бы сегодня все это расхлебывать», — уверен он.

По плану Мултона освобождение Мосула нужно отложить и предоставить Багдаду финансовую поддержку при условии, что власти Ирака ослабят свою зависимость от СНМ и привлекут в армию и сферу управления больше арабов-суннитов. По мнению конгрессмена, быстрая военная победа над ИГ без подготовки политической почвы не позволит добиться прочного мира в стране.

Шиитские ополченцы считают проблему надуманной: «Мы уже делали то, что нам запрещали американцы, и продолжим заниматься тем же. Американцы должны сказать нам спасибо, потому что если бы нас не было, никто бы не дал первоначальный отпор ИГ. Мы тут защищаем не только Ирак, но и весь мир», — говорит Абдул-Хусейн Мохамед.

Пока, похоже, американские военные к увещеваниям Мултона не прислушались: 28 сентября на сайте Пентагона опубликовано сообщение, что в Ирак направлены еще 600 американских солдат для штурма Мосула. «После освобождения города важных целей в Ираке не останется. Вот и все! Это последний крупный бастион ИГ в стране», — заметил по этому поводу министр обороны США Эштон Картер.

Освобождение Мосула может быть действительно не за горами, однако полноценного плана послевоенного восстановления и примирения страны в Вашингтоне еще не придумали — не исключено, что долгожданная военная победа не принесет умиротворения ни иракцам, ни всему остальному миру.

Террористическая группировка «Исламское государство» в России запрещена.

< Назад в рубрику