Вечером 16 октября в Донецке убит один из командиров ополчения самопровозглашенной Донецкой народной республики Моторола (Арсений Павлов). Факт гибели ополченца уже подтвердили и в Донецке, и в Киеве. В настоящий момент известно, что в лифте дома, где проживал Павлов, сработало самодельное взрывное устройство, причем в этот момент он оказался в эпицентре взрыва. В покушении подозревается украинская диверсионно-разведывательная группа (ДРГ), силовики республики ввели в действие план «Перехват» по поимке подозреваемых в убийстве Павлова. «Лента.ру» вспоминает ключевые этапы деятельности Моторолы в Донбассе.
Арсений Павлов получил известность и статус одного из лидеров ополчения практически сразу после начала боевых действий в Донбассе весной 2014 года. «Я сел на поезд и приехал… Как только полетели коктейли Молотова на Майдане в сотрудников милиции, мне стало ясно: все, это война. После того как нацики заявили, что за каждого своего будут убивать десять русских, ждать, когда угроза станет реальностью, смысла я не видел», — объяснил свою мотивацию ополченец. Моторола был на ведущих ролях практически во всех ключевых битвах ополчения против украинских силовиков в 2014-2015 годах. Так, возглавляемый им батальон «Спарта» принимал активное участие в обороне Славянска, с восстания в котором, собственно, и начиналась Донецкая народная республика. Потом были битвы за Иловайск, затяжное и жесткое противостояние за донецкий аэропорт и освобождение Дебальцево.
«В Углегорск был переброшен батальон "Спарта", который в течение последних месяцев сражался за аэропорт Донецка и преуспел в этом. Именно благодаря координированным действиям подразделения, отличной подготовке и военной смекалке были взяты сильно укрепленные позиции в аэропорту. Теперь их опыт и знания понадобились в районе Дебальцево, где противник укреплялся в течение нескольких месяцев», — военная сводка за февраль 2015 года убедительно описывает роль «Спарты» в военных успехах ополчения. Надо отметить, что Моторола был одним из главных ньюсмейкеров и медийной звездой республиканского ополчения. После Дебальцево и подписания минских соглашений, когда процесс становления ДНР из чисто военного перешел в политическую плоскость, Моторола и его «Спарта» не были на слуху так часто, как раньше, однако подразделение функционировало в обычном режиме и выполняло рутинные боевые задачи. После продолжительной тишины информация о деятельности «Спарты» появилась совсем недавно, в сентябре этого года. Как заявил глава ДНР Александр Захарченко, батальон во главе с Моторолой был переброшен в соседнюю самопровозглашенную Луганскую народную республику для предотвращения там госпереворота.
Учитывая военные подвиги Павлова, неудивительно, что украинские силовики и пресса «хоронили» его при каждом удобном случае. Первый крупный вброс о его «уничтожении» при участии центральных СМИ имел место еще в октябре 2014 года. Тогда «постарался» один из популярных на Украине волонтеров, который информировал общественность о ходе боев за аэропорт Донецка. Сообщалось, что в боевых действиях 3 октября 2014 года со стороны ВСУ погибли 3-5 «киборгов» (так называют украинских силовиков, участвовавших в боях за аэропорт), а у ополчения потери — два «камаза» людей и комбат Моторола. Не успели в Киеве как следует отпраздновать успех, как живой и здоровый Арсений Павлов выступил с ответным словом: «К сожалению украинских военных, я еще не погиб. Мы продолжаем сражаться, оборонять аэропорт… Они лгут. Целью сообщения о моей якобы гибели, скорее всего, было поддержание боевого духа бойцов, которых ВСУ сюда отправляет, которым говорят, что Моторола погиб, подразделения ополченцев на износе и воевать с ними не придется. Однако это не так, мы боеспособны и чувствуем себя хорошо».
Уже в середине ноября этого года пресс-центр так называемой АТО (антитеррористическая операция, как Киев называет силовые действия в Донбассе) вновь намекнул на проблемы у «Спарты» и лично у Моторолы, причиной которых стало применение некоего «высокоточного» оружия. «Огнем нашей артиллерии в районе Путиловской развязки было нанесено поражение по группировке "Спарта". По неподтвержденной информации, уничтожено 23 бандита, еще 27 получили ранения, среди раненых Моторола. Его авто уничтожено. По информации источников, в ходе нанесения артиллерийского удара использовалось высокоточное оружие, способное эффективно ликвидировать определенные цели», — говорилось в официальной сводке. Однако и в этот раз она оказалась уткой.
В феврале 2015 года Служба безопасности Украины сделала неожиданный ход. Как заявил журналистам руководитель главного следственного управления СБУ Василий Вовк, украинским силовикам напрягаться не надо, поскольку Моторола… уже может быть мертв. «Относительно гражданина Павлова, который больше известен как Моторола, его сейчас ищут. Возможно, его собратья уже и уничтожили. Они уничтожают друг друга, пытаясь выйти на оперативные позиции», —сказал тогда представитель украинской спецслужбы. Правда, с учетом предыдущих фальстартов никто в это заявление СБУ не поверил.
В июне 2016 года на Украине появился реальный повод праздновать: в ДНР подтвердили, что на этот раз Моторола действительно пострадал, получил в результате взрыва осколочное ранение в глаз и отправлен на операцию в Санкт-Петербург. Взрыв тогда произошел на территории травматологической больницы в центре Донецка. Взрывное устройство было настолько мощным, что здание морга и семь автомобилей медперсонала получили повреждения. Впрочем, дальнейшего публичного освещения эта история не получила, что дало возможность киевским СМИ преподнести это ранение как результат внутренних конфликтов в ДНР и якобы противостояния Моторолы с главой республики Александром Захарченко.
Продвигая тему «внутреннего конфликта», в Киеве при этом постоянно давали понять, что готовы при случае «разобраться» с Моторолой и своими силами. МВД Украины в апреле 2015 года объявило в розыск Павлова и большинство его соратников по «Спарте». Служба безопасности Украины, со своей стороны, заочно предъявила комбату обвинение по статье 438 УК (нарушение законов и обычаев войны), заявив, что ополченец подозревается в издевательствах, пытках и публичных расстрелах людей. Однако, как это часто бывает у Киева, все обернулось не в пользу Украины. Например, летом этого года Интерпол отказал СБУ в требовании объявить в международный розыск Павлова.
«Интерпол вернул нам документы с мотивировкой о политическом характере дела Моторолы. Нам это непонятно… У нас он является подозреваемым, и есть решение суда о его аресте», — негодовал тогда заместитель начальника Главного следственного управления СБУ Виталий Маяков. Представитель спецслужбы тогда отметил, что это не первый случай, когда Интерпол отказывается объявлять в розыск подозреваемых СБУ, объясняя это политической ангажированностью. «Я надеюсь, что все же во взаимодействии с международным сообществом эта позиция будет изменена», — заявил Маяков.
Спустя несколько часов после убийства Моторолы вспоминается несколько свежих заявлений из Киева, связанных с личностью ополченца. Во-первых, в сентябре президент Украины Петр Порошенко назвал Павлова «нелюдем-бандитом» и пообещал: «Не будет прощения. И этот изверг будет привлечен к ответственности. Он ответит за смерть украинского героя» (речь идет о том, что, по показаниям некоторых свидетелей, Моторола убил пленного украинского силовика Игоря Брановицкого — именно по этому делу Интерпол отказал СБУ в розыске). А в конце сентября народный депутат Украины, бывший лидер запрещенного в России экстремистского «Правого сектора» Дмитрий Ярош, который, кстати, уже почти три года формально разыскивается Интерполом по представлению России, сделал интересное заявление: «Я более чем убежден, что охота на них (речь в интервью шла конкретно о комбатах Мотороле и Гиви) идет и сейчас. И мы видели несколько примеров проведения таких операций, попыток ликвидации именно этих людей. К сожалению, они были неудачными. Но всему свое время под солнцем». При этом Ярош сослался на деятельность бойцов некой «Украинской добровольческой армии», которые, по его словам, «работали с начала войны и работают сейчас за линией фронта, выполняя задания украинских спецслужб». Тогда на слова Яроша особого внимания не обратили, видимо, потому, что на Украине до этого уже много раз «хоронили» Павлова.
В случае насильственной смерти ключевых представителей республик Донбасса всегда возникает несколько стандартных версий случившегося, главной из которых — деятельность украинских ДРГ. Именно это сказал Ярош прямым текстом, однако сейчас слово за республиканскими силовиками. Убедительные доказательства причастности Украины к этому преступлению могут повлиять на отношение Запада и полностью изменить карту минского процесса по урегулированию конфликта в Донбассе. С другой стороны, убийство столь значимого ополченца может отодвинуть дипломатию на второй план и спровоцировать очередной виток военной напряженности, что вполне могло быть одной из целей Киева. Намек на этот сценарий прослеживается в первом после трагедии комментарии главы ДНР Александра Захарченко: «Я так понимаю, Петр Порошенко нарушил перемирие и объявил нам войну... Теперь ждите!» — сказал он журналистам.
Что касается реакции Украины — схема давно отработана и особого интереса не представляет: несколько следующих дней спикеры всех уровней будут говорить о внутренних разборках и конфликтах в ДНР, что бы ни показало официальное расследование в Донецке.