В начале октября 2016 года индийская пресса сообщила, что военное ведомство страны планирует объявить тендер на закупку одномоторного истребителя для замены самолетов МиГ-21 и МиГ-27 советской постройки. Нью-Дели уже направил запрос о предоставлении информации авиационным производителям США, Швеции и России.
Индийский рынок боевых самолетов сегодня напоминает поле битвы на следующий день после завершения: 126 средних истребителей за 10 миллиардов долларов, которые предполагалось получить по условиям тендера MMRCA, в итоге превратились в 36 Rafale за 7,8 миллиарда евро — французская машина формально выиграла тендер, но цена ее оказалась выше ожиданий.
При этом проблема осталась: по плану, в начале 2020-х годов боевое ядро ВВС Индии должно включать как минимум 42 эскадрильи многоцелевых истребителей, по 18 самолетов в каждой, то есть более 750 боевых самолетов в составе ВВС. Но предстоящий в ближайшие пять лет вывод из состава ВВС истребителей МиГ-21 и истребителей-бомбардировщиков МиГ-27 означает нехватку более 200 боевых самолетов. Ранее предполагалось, что эту брешь закроют тендер MMRCA и серийное производство собственного индийского легкого истребителя Tejas, а затем и поступление машины пятого поколения FGFA. Однако срыв тендера, обернувшегося контрактом на 36 машин, и сомнительные перспективы разрабатываемого уже четвертое десятилетие индийского новодела ставят эти планы под угрозу.
Вариантов быстрой компенсации не слишком много: пытаться закрыть провал увеличением заказа на строящиеся серийно Су-30МКИ или те же Rafale — слишком дорого, поэтому интерес Индии к одномоторному (то есть легкому и недорогому) истребителю вполне объясним. Забавно, что именно с этого интереса в свое время начинался почивший в бозе MMRCA, успевший получить прозвище «праматери всех тендеров».
Впервые индийские ВВС объявили о намерении получить 126 новых истребителей в 2001 году. В это время численность боевого состава ВВС составляла примерно 39,5 эскадрильи, сократившись с 45 во второй половине 1980-х. В качестве основного кандидата на роль перспективного истребителя рассматривался уже испытанный индийскими летчиками Mirage 2000, отлично зарекомендовавший себя в ходе Каргильской войны. Однако задержка с принятием решения привела к тому, что фирма Dassault в отсутствие твердых заказов и в условиях необходимости разворачивать производство новейшего Rafale для ВВС Франции прекратила строительство «Миражей» и демонтировала линию — ее содержание обходилось слишком дорого.
Запрос о предоставлении информации (RFI — обращение к потенциальным участникам тендера с просьбой заявить о своих возможностях), впрочем, был сделан в 2004 году, когда «Мираж» еще оставался актуальным. Первыми участниками будущего конкурса, помимо Dassault, стали Lockheed Martin с самолетом F-16, который предполагалось доработать под индийские требования, МиГ — с прототипом МиГ-35 и, наконец, шведский Saab с истребителем JAS-39 Gripen.
Исходный смысл конкурса — «юридическое оформление закупки Mirage 2000» — был утрачен после того, как Франция заменила машину в серии на Rafale. Вскоре к тендеру присоединились еще два участника — EADS c истребителем Eurofighter Typhoon и Boeing с F/A-18E/F Super Hornet. Дальнейшая история, длившаяся почти девять лет, привела к известному результату.
Итак, ВВС Индии вновь ищут легкую и недорогую машину, экономичную как по цене, так и по стоимости жизненного цикла. Один мотор выглядит вполне естественным требованием к машине, которая должна заменить уходящие со сцены МиГ-21 и МиГ-27, однако новых одномоторных истребителей на рынке сегодня немного. Два из них — китайские J-10 и FC-1 — для Индии неприемлемы по понятным причинам, независимо от их (не)соответствия требованиям. В США пока остается возможность постройки F-16, который в перспективе будет заменен на производственных линиях новейшим F-35, но последний явно не укладывается в требования по цене, да и легким его не назовешь. Наконец, в Швеции строится JAS-39 Gripen, уже завоевавший популярность на рынках развивающихся стран.
В России серийного одномоторного истребителя нет. Близкого к «железу» проекта нет тоже. Тем не менее запрос российским производителям Нью-Дели направил.
С F-16 все относительно понятно: развивающаяся 40 с лишним лет платформа вполне отвечает имеющимся требованиям, но, учитывая 30-40-летний срок службы современных истребителей, перспективы F-16 в боевом составе ВВС 2040-х годов выглядят довольно туманными, особенно учитывая планы Китая по серийному строительству истребителей пятого поколения — как тяжелых, так и легких. Наличие платформы FGFA само по себе проблемы не решит: тяжелый истребитель на платформе Т-50 по определению не будет дешевым настолько, чтобы строить его в необходимых количествах.
Поэтому F-16 не представляет для Индии интереса с точки зрения передачи технологий. Куда больший интерес может представлять новая машина Локхида — F-35, но, по имеющейся информации, индийские военные относятся к этой платформе с большим недоверием, которое усиливается запредельно высокой ценой, в том числе и в эксплуатации: по цене летного часа F-35 больше чем в два раза превосходит отнюдь не дешевый Rafale.
Тем не менее недооценивать шансы американской машины не стоит. Усовершенствованный двигатель, новая РЛС AN/APG-83, современная «стеклянная» кабина и ряд других доработок вполне могут склонить чашу весов в пользу F-16 c возможным последующим переходом к F-35. Вопрос, однако, заключается в готовности американцев делиться ключевыми технологиями в сфере авиастроения.
Шансы JAS-39 Gripen выглядят серьезнее: более свежая платформа, тем не менее с уже имеющейся репутацией. По совокупности ТТХ «Грифон» можно назвать оптимальным вариантом легкого истребителя, способного выполнять и ударные задачи. Если Saab примет участие в новом тендере, это будет уже третья попытка Швеции зайти на рынок боевых самолетов для ВВС Индии.
Во второй половине 1970-х годов ВВС Индии изучали возможность закупки предшественника JAS-39 — самолета AJ/JA-37 Viggen в его ударном варианте (AJ). Военные высказывали заинтересованность в самолете, а лоббистом машины был Раджив Ганди — сын премьер-министра Индиры Ганди, будущий глава правительства Индии. Сделка была блокирована США, опасавшимися утечки американских технологий, используемых в двигателе RM8 (лицензионный вариант американского JT8D) и других агрегатах. В результате Нью-Дели приобрел европейскую машину — SEPECAT Jaguar. Тем не менее дорогу в Индию шведский авиапром застолбил, и в настоящее время шведский истребитель объективно является наиболее подходящим предложением с точки зрения потребностей индийских ВВС. Дополнительный плюс «Грифона» — его двигатель, близкий к тому, что приобретен для собственного индийского истребителя HAL Tejas: RM12 является лицензионной копией двигателя General Electric F404.
С шансами Швеции и США все более-менее понятно. Но что хочет Минобороны Индии найти в запасниках российского авиапрома? МиГ-35, который некоторые ретивые издания уже поспешили объявить участником конкурса, очевидно не подходит под условие одномоторности. Тем не менее вариант, при котором Индия заинтересуется российским предложением, возможен.
Ключевой здесь является способность России сделать Индии предложение, которое она не получит ни от Швеции, ни от США: совместная разработка легкого истребителя нового поколения с нуля, с передачей Индии не столько «железных» технологий, сколько управленческих, позволяющих наладить процесс проектирования. В настоящее время у Индии и России имеется совместный проект истребителя пятого поколения FGFA (fifth generation fighter aircraft), создаваемый на основе новейшей машины Т-50 КБ Сухого, в свою очередь, разработанной в рамках программы ПАК ФА — перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации.
В этот проект Индия пришла на позднем этапе, подключившись, по факту, уже после начала летных испытаний Т-50. При этом трудности с разработкой собственных индийских авиационных программ показывают, что подобная передача «управленческих» технологий могла бы оказаться весьма востребованной, учитывая амбиции Индии по обретению военно-промышленной самостоятельности. В случае реализации этого варианта формальный победитель нового тендера становится уже не столь важен: за 10-15 лет Индия имеет реальные шансы получить собственный новый боевой самолет.
***
Россия тоже могла бы воспользоваться плодами этого проекта. Легкий истребитель нужен и отечественным ВВС — при всех достоинствах машин КБ Сухого четвертого-пятого поколений, строить боевое ядро военной авиации вокруг этих тяжелых и отнюдь не дешевых машин вряд ли оправданно. МиГ-21, 23, 27, Су-17 сняты с вооружения отечественных ВВС два десятилетия назад, когда стране было не до разработки самолета им на смену. Однако менее нужной такая машина не стала.