Бездомные животные нередко становятся жертвами психически неуравновешенных людей и безответственных предпринимателей. Беззащитные существа — удобный объект для издевательств и практически неистощимый ресурс для освоения бюджетных средств. Однако скорых и позитивных перемен в этой сфере ждать не приходится. По крайней мере до тех пор, пока Госдума не примет закон о животных, застрявший в парламенте еще несколько лет назад. «Лента.ру» побывала на первом всероссийском форуме по проблеме бездомных животных, организованном Агентством стратегических инициатив (АСИ), и попробовала разобраться в том, что мешает помочь бродячим псам и защитить их от произвола и издевательств.
18 октября соцсети взорвала новость о том, что две жительницы Хабаровска, зарегистрированные во «Вконтакте» как Алина Орлова и Кристина Конопля, выкладывали на своих страницах шокирующие фото убитых и покалеченных животных — кошек и собак. Там же были снимки инструментов убийства — ножей, молотков и бейсбольных бит. В переписке девушки обсуждали объявления о раздаче животных в добрые руки и способы издевательств над зверями.
Позже фотографии были удалены, но их скриншоты доступны на странице ресурса «Двач» во «ВКонтакте». Пользователи этого сообщества первыми обратили внимание на снимки и рассказали о происходящем. Хабаровская полиция приступила к розыску лиц, распространивших фото и принимавших непосредственное участие в этих событиях. Первая подозреваемая — 17-летняя студентка — была объявлена в розыск и задержана 19 октября. Девушка вылетела из Хабаровска в Санкт-Петербург. Во время транзитной посадки в Новосибирске ее сняли с рейса сотрудники правоохранительных органов.
Пока сложно сказать, чем завершится расследование и понесут ли виновные заслуженное наказание. По данным Верховного суда, в 2015 году к уголовной ответственности по статье о жестоком обращении с животными привлечено 86 человек. К реальному лишению свободы на срок до одного года приговорили двоих. Остальным назначили штраф.
Горожане не хотят видеть во дворах безнадзорных животных. Разобрать всех по домам они не могут, но и не желают, чтобы зверей убивали. Единственный выход — развитие сети приютов.
Но в экспертной среде такие учреждения панацеей не считают. Учитывая, что влиятельных заступников у дворовых псов и котов нет, как нет и учета их численности, то у владельцев приютов есть соблазн поскорее избавиться от животных, освоив бюджетные рубли.
«Строительство приютов не решает проблему. Все бюджетные средства растранжириваются на содержание штата ловцов с единственной целью — отлов с последующим убийством. Это же распил денег, кража государственных средств», — говорит руководитель центра защиты прав животных «Вита» Ирина Новожилова.
Противники приютов твердят, что собак там морят голодом, забивают лопатами и тут же закапывают. Сторонники возражают, что все беды происходят от того, что бюджетных средств катастрофически не хватает. Работать за копейки соглашаются только необученные мигранты, а некоторые волонтеры вместо реальной помощи занимаются лишь самопиаром.
8 октября руководитель организации «Зооправо» Анастасия Федюнина сообщила об обнаружении на территории одного из приютов Благотворительной автономной некоммерческой организации «Эко» («Эко-Печатники») массовых захоронений животных. Трупы нашли в мусорных мешках, на место вызвали полицейских.
Печальную известность БАНО «Эко» приобрел еще весной. 28 апреля на одном из зоозащитных форумов бывший сотрудник учреждения рассказал об истреблении не менее 40 собак и кошек. В тот же день у входа в приют «Эко-Вешняки» образовался стихийный митинг. Между волонтерами и охранниками возникли стычки. Кому-то удалось прорваться внутрь.
«Лежала собака, рядом с ней ее отрубленные лапы. Сама она так умереть не могла. Около территории увидели мягкую землю, копнули — там кости. Все в трупах. Не знаю, почему они ничего не боятся, а полиция спокойно на все реагирует», — утверждала побывавшая внутри Ульяна Китайгородцева.
«Неубранные вольеры, ни воды, ни еды. У собак была насыпана кукуруза», — свидетельствовал другой волонтер, Петр Попов. Стоит отметить, что БАНО «Эко» регулярно выигрывала городские тендеры на содержание бездомных животных.
В мае руководителя БАНО «Эко» Веру Петросьян привлекли к административной ответственности по четырем статьям КоАП и возбудили уголовное дело о жестоком обращении с животными (часть 1 статьи 245 Уголовного кодекса РФ). Столичные префектуры расторгли госконтракты, заключенные с организацией.
О ходе расследования, однако, ничего не известно. Зоозащитников не допускают к производству в качестве потерпевших, хотя такая практика по подобным делам существует.
По словам заместителя председателя Российского общества защиты животных «Фауна» Ильи Блувштейна, с января 2017 года содержанием приютов для животных в Москве займутся государственные бюджетные организации. «Учитывая вечные проблемы с тендерами, которые выигрывает порой непонятно кто, — это мудрое решение. Но государство может изменить позицию, и животных в приютах будут не содержать, а уничтожать», — говорит эксперт.
Своеобразной альтернативой сети приютов стали маленькие группы волонтеров, координирующие деятельность в соцсетях и на форумах. Например, «Пес и кот».
Здесь четкое распределение ролей. Кто-то из этих ребят берет на себя транспортировку животного в ветклинику и на «передержку» (небольшой частный приют с размещением на краткий срок). Кто-то публикует посты с просьбой о помощи, пиарит питомцев, делает трогательные фотосессии. Кто-то открывает «передержки» у себя дома или на даче. Кто-то берет на себя финансовое кураторство.
Естественно, что количество животных, которыми занимаются эти группы, незначительно. Но качество работы несравнимо выше. Всех своих подопечных они рано или поздно пристраивают, поскольку на «передержках» животные довольно быстро приобретают ухоженный «товарный» вид. Каждому псу и коту дают кличку, пишут биографию.
Однако вся эта система фактически находится на нелегальном положении.
Илья Блувштейн уверяет, что единого зоозащитного сообщества в стране не было и нет, хотя «сотни тысяч человек очень остро переживают страдания животных». У людей, неравнодушных к бездомным собакам и кошкам, нередко не просто разные, а противоположные взгляды. Собрать эту публику на площадке первого всероссийского форума «Безнадзорные животные в городской среде» было делом рискованным — как и попытка объединить всех в рамках идей соорганизаторов форума — фонда «Путь домой».
«Это мероприятие — способ определенной группы людей добиться выгоды, контроля над государственными ресурсами. Представителей регионов пригласили в качестве статистов. Нам же высказаться не дали», — пожаловалась «Ленте.ру» член экспертного совета комиссии по экологической политике при Московской городской думе Елена Иванова. Однако на вопрос об альтернативном пути объединения она не ответила.
На форуме выступил помощник президента России Андрей Белоусов. Он кратко и по пунктам изложил примерный план наведения порядка в этой сфере.
В первую очередь, по его словам, следует принять наконец закон о животных, застрявший в Госдуме из-за разногласий в экспертной среде. «С необходимыми доработками — и как можно скорее. Это позволит нам более системно заниматься принятием регулирующих норм на уровне субъектов Федерации», — пояснил Белоусов.
Он также предложил главе АСИ Андрею Никитину собрать и обобщить практику по организации помощи бездомным животным в разных регионах, сформулировав на этой основе стандарты для всей страны.
«Третье: нужна консолидация общества, нужна площадка, где стороны могут высказывать мнения, в том числе полярные. Такой площадкой может выступить этот форум, — продолжил помощник президента. — И четвертое: нам нужно, с моей точки зрения, начинать работу с волонтерскими организациями и с благотворителями для того, чтобы обеспечить развитие сети приютов высшего качества (…). Для того чтобы мы не сталкивались с такими вопиющими, позорными случаями (БАНО «Эко» — прим. «Ленты.ру»)».
С Белоусовым солидарны и в Минприроды. «Необходимо установить нормативное регулирование по отношению к безнадзорным животным по всей стране», — подчеркнула замглавы ведомства Светлана Радченко.
По мнению многих экспертов, одна из главных проблем — отсутствие профильного ведомства или государственного органа, способного взять на себя ответственность за регулирование этой сферы.
В советское время бездомными животными занимались организации ЖКХ и санитарно-ветеринарные службы. С псами и кошками там разбирались, как с тараканами и крысами. Теперь за это ни одно ведомство не берется, но пережитки советской практики чувствуются по сей день. Задачу возложили на регионы и везде ее решают по-своему.
В Салехарде, например, власти платят жителям по 500 рублей за каждого пойманного бездомного пса. Животных на пять дней помещают в вольеры, а затем, если хозяин не объявился, усыпляют. Только за сентябрь там умертвили 44 собаки. Но количество бродячих животных в этом заполярном городе только растет.
В качестве позитивного примера на форуме представили опыт Тюмени. Зоозащитникам там удалось наладить работу по отлову, стерилизации, вакцинации и возврату животных в городскую среду (ОСВВ) под контроль волонтеров-кураторов. Руководителю местного общества защиты животных Анне Москвиной, правда, пришлось ради этого набрать политического веса. С властями и приютами, исполняющими муниципальные контракты, она общается в статусе представителя Общероссийского народного фронта.
Однако и в Тюмени все далеко не безоблачно. «При анализе госзакупок выясняется, что 90 процентов контрактов, вопреки законодательству, работают на уничтожение животных и только 10 процентов рассчитаны на ОСВВ», — уточнила Москвина.
В Москве система ОСВВ действовала с 1999 по 2008 год. Все эти годы ее неустанно критиковали за масштабные приписки, когда на одну стерилизованную собаку или кошку приходилось десять «бумажных». В итоге ОСВВ сменила практика пожизненного содержания четвероногих в частных и муниципальных приютах. На отлов и содержание выделяются бюджетные средства, и единственная возможность для животных покинуть казенный дом — попасть к новому хозяину.
Многие эксперты сходятся во мнении, что необходимо предъявлять определенные требования и к хозяевам домашних питомцев. «Программа ОСВВ — это здорово, но она не решает проблему пополнения армии уличных животных за счет безответственного отношения самих горожан, которые выбрасывают и щенков и котят, и взрослых животных», — отмечает зоозащитница Елена Иванова.
В среде зооактивистов давно обсуждаются соответствующие меры: обязательная регистрация питомцев (чипирование), штраф за то, что намеренно оставил своего подопечного на улице, налог с несогласных на стерилизацию и так далее. Но до законодательного закрепления подобных предложений еще далеко.
Административный вакуум, по мнению экспертов, мог бы заполнить институт уполномоченного по правам животных. «Не один человек, а некая структура: на федеральном и региональном уровне. Для координации работы и контроля за гуманным отношением к братьям нашим меньшим. Чтобы элементарно было к кому обратиться», — говорит Блувштейн.
Пока же на форуме решили, не дожидаясь принятия базового закона, использовать сайт мероприятия как единую платформу для объединения волонтеров всей страны. Еще заявлено о скором создании в Москве, а потом, возможно, в других городах общественной службы экстренной помощи животным.
В качестве временного координирующего ведомства участники форума предложили АСИ. «Агентство может взять на себя функцию регулятора на период формирования системы. И в любом случае надо начинать заниматься выработкой лучшей модели регионального законодательства, лучшей модели организации приюта уже сейчас — и мы подумаем об общественном контроле за ходом этой работы в регионах», — прокомментировала инициативу руководитель соцпроектов АСИ Светлана Чупшева.