Быстрая доставка новостей прямо в ваш Telegram
Новости партнеров

Грудью дорогу

Почему случился конфуз с бюстгальтером Бритни Спирс

Фото: Jamal Saidi / Reuters

Происшествие на концерте Бритни Спирс в Лас-Вегасе 22 октября, чуть не приведшее к скандалу, вновь заставило миллионы людей обратить внимание на самый привычный и самый проблемный предмет женского гардероба. Внезапно распавшаяся на середине песни I Love Rock’n’Roll застежка лифчика певицы напомнила о двух вечных проблемах: для мужчин — как в самый ответственный момент расстегнуть эту штуку, а для женщин — как добиться того, чтобы она случайно не отказала, когда не надо. «Лента.ру» опросила специалистов по теме, а заодно вспомнила историю создания бюстгальтера.

Первые опыты

У привычного всем лифчика одновременно и древняя, и не такая уж давняя история — зависит от взгляда. С одной стороны, повязки из льна или шерсти, поддерживающие грудь, женщины носили еще в античности. Предметы одежды, напоминающие современный спортивный бралетт, можно увидеть на критских изображениях времен минойской культуры (XIV век до нашей эры).

Одно из древнейших любовных писем, сохранившихся в истории и датированное VI веком до нашей эры, было написано неким египтянином. Папирус гласит: «Я хотел бы стать лентой, которая стягивает твою грудь». Впрочем, самое распространенное, судя по археологическим данным, женское платье Древнего Египта, каласирис, вообще оставляло грудь открытой (ее прикрывали специальной накидкой, ниспадающей с плеч), так что вопрос о распространенности протобюстгальтеров во времена фараонов остается дискуссионным.

Но в древних Элладе и Риме повязки для груди были уже вполне обычными: греки называли их мастодетон, римляне — мамиллар. Существовали также разновидности повязок, именовавшиеся аподесма у греков и строфиум в Риме, не закрывавшие грудь, а поддерживавшие ее снизу. Все эти предшественники бюстгальтера были достаточно примитивны по конструкции и не имели бретелек, хотя отдельные экземпляры аподесм и строфиумов, судя по всему, несколько напоминали современные фетишистские изделия.

Так, аподесма на одной из бронзовых статуй Артемиды представляет собой перекрещивающиеся на груди ремешки (интересно, что у скульптуры они поверх туники). А в знаменитом Хоксненском кладе, найденном на территории нынешней Великобритании (относится к началу V века), сохранилась золотая нательная цепочка, очень похожая на модные последнее время металлические бюстгальтеры.

Без поддержки

В Средние века женщины большей частью обходились вовсе без нижнего белья. Хотя при раскопках в одном из австрийских замков и были найдены остатки матерчатого приспособления, судя по всему, использовавшегося для поддержки бюста, большого распространения такие предметы гардероба явно не имели. Более того, во многих частях Европы ухищрения для поддержки груди запрещались законодательно: в 1370 году в Страсбурге был обнародован указ, прямо гласивший, что «ни одна женщина да не использует тесное платье или блузу для поддержки груди». А в Испании, к примеру, существовала мода на абсолютно плоскую грудь, для чего девочек с самого юного возраста заставляли носить свинцовые пластины, уплощавшие молочные железы.

Эпоха Ренессанса принесла другую крайность — обширные декольте, зачастую практически не скрывавшие грудь. Разумеется, для демонстрации женских прелестей необходимо было их как-то поддерживать, для чего использовались корсеты — сперва неподъемные и неудобные «клетки» из железных прутьев, позднее — более легкие, из китового уса. Считается, что моду на корсеты ввела в середине XVI века Екатерина Медичи, жена Генриха II, знакомая всем по романам Дюма мать трех французских королей и знаменитой королевы Марго.

Разумеется, подобные конструкции не позволяли заниматься даже самой несложной работой и оставались уделом аристократок. Корсеты продержались в женском гардеробе почти 400 лет с паузой на времена Французской революции, когда в моду вошли «свободолюбивые» платья в греческом стиле.

Свободное место

Конец XIX века принес женщинам первые намеки на грядущее равноправие с мужчинами и свободу в личной жизни. На политическую арену вышло движение суфражисток, требовавшее избирательных прав и равной оплаты труда, дамы сели на велосипеды и занялись (пока достаточно скромно) другими видами спорта. Корсет хоть и стал менее стесняющим движения, не сдавался до последнего. Первая теннисистка, отказавшаяся от корсета на время игры, — легендарная француженка Сюзанн Ленглен. И было это аж в 1914 году!

Но кроме спорта и политики, женщины активно занялись и изобретательской деятельностью. И в 1899 году жительница Дрездена по имени Кристин Хардт запатентовала свое изобретение, названное ей «держатель для бюста», Büstenhalter — первый более-менее современный вариант бюстгальтера (откуда и пошло это название).

Привычная версия предмета интимного гардероба — с чашечками, бретельками на плечах и узкой застежкой на спине — была придумана (и запатентована) в том же 1914 году американкой Мэри Фелпс-Джейкоб. Согласно распространенной легенде, обладательница роскошной груди Фелпс-Джейкоб создала первый прототип из двух носовых платков и розовой ленточки — специально, чтобы надеть узкое платье с открытой спиной, в которое просто невозможно было влезть в корсете.

Окончательному триумфу бюстгальтера способствовали сперва Первая мировая, вынудившая многих женщин даже из среднего класса заняться работой не только по дому. К тому же на производство корсетов по-прежнему требовалось много металла — настолько, что в 1917 году Комиссия по военной промышленности США (U.S. War Industries Board) призвала американок отказаться от приобретения корсетов. Это позволило за год сэкономить почти 28 тысяч тонн стали. Добила корсеты танцевальная лихорадка 1920-х — от танго до чарльстона, предаваться которым в такой сбруе было попросту невозможно.

Дальнейшее уже не столько история, сколько современность. За минувшее столетие были придуманы самые разные варианты бюстгальтера, с застежкой спереди и сзади, вовсе без нее, без бретелек и даже просто из двух силиконовых чашек. Женщины отказывались от лифчиков в 1960-е, но снова возвращались к ним как к предмету гардероба, требуемому самой природой.

Что же случилось с концертным лифчиком Бритни Спирс? На этот вопрос попытались ответить эксперты, хорошо знакомые с проблемой и в силу принадлежности к прекрасному полу, и благодаря работе в области fashion-индустрии.

Дарья Куниловская, продюсер, стилист

«Если думать о надежности белья в контексте случайности на концерте Бритни Спирс, то это просто недоработка костюмера и дизайнера, который создавал сбрую. Белье любого мирового бренда, от премиальных до демократичных — Agent Provocateur, La Perla, Chantal Thomas, Intimissimi, Etam и т.д. — в принципе справляется с активным образом жизни и походами в ночной клуб. Часто даже опытный мужчина не может расстегнуть бра, так что само оно расстегивается крайне редко.

Но если речь о формате бюстье — то есть, условно, бюстгальтере, который можно носить не только под одеждой, то брендов не так много. Самый хороший пример — датский Marlies Dekkers. Если бы Бритни обратилась к этой компании, то сбруя точно бы осталась на месте. Вообще, чтобы белье не сваливалось, красиво сидело и девушка не помнила, что оно на ней есть, нужно точно знать свой размер. Просчет в сантиметрах обхвата или чашка большего размера почти всегда приводят к фиаско, если не на сцене, то в офисе или на мероприятии точно. Про конфузы с мужчинами деликатно промолчим».

Светлана Баранова, директор бутика INCANTO

«Самый надежный вариант — бюстье. Его сложнее всего расстегнуть. У модели в среднем 4-5 рядов петель с крючками и широкие боковые детали, плотно обхватывающие под грудью. Еще один надежный фиксатор — силиконовая лента по краю бюста. Даже обладательницы большой груди могут не сомневаться: конфуза, как с Бритни, с ними не произойдет. На втором месте — классика без съемных бретелей. Три ряда крючков, боковые детали усилены подкладкой из эластичной сетки. Важно: примеряя бюстгальтер в магазине, застегивать его желательно на последний крючок, чтобы потом, после продолжительных месяцев носки, если "спинка" немного растянется, переставлять уровень на более тугой ряд».

Елена Елизарова, бренд-менеджер сети салонов «Эстель Адони»

«Крупнейшие производители женского белья класса премиум и люкс всегда используют очень качественную фурнитуру, которая соответствует всем экологическим требованиям, выдерживает многочисленные стирки и не дает бюстгальтеру расстегиваться при ношении.

Можно провести простой тест: попробуйте расстегнуть свой бюстгальтер. Если крючки расстегиваются с небольшим усилием, как бы "цепляются" за петельки — фурнитура качественная, такой точно не расстегнется в неподходящий момент. Если крючки из петелек выходят легко, без усилия — вы в опасности!

Надежнее всего, наверное, модный сейчас бюстгальтер в виде топа. Обычно надевается как майка через голову и дополнительно фиксируется застежкой».

Эмилия Фридман-Вишневская, создатель и дизайнер бельевого бренда EMIVI

«С Бритни Спирс произошла обычная внештатная ситуация на сцене, от которой не застрахован никто из артистов. Когда активно двигаешься, могут случиться и не такие казусы. Достаточно вспомнить Джанет Джексон, которую корсет провокационного кроя сделал героиней популярных мемов на тему публичного оголения. Не думаю, что в повседневной жизни может возникнуть подобная проблема, если вы выбираете качественного производителя, который не экономит на материалах и фурнитуре. Главное – понимать, для какого случая белье, и правильно подобрать модель. Например, для спорта шьются цельнокройные лифы без застежек, формата топа.

На месте костюмера Бритни я бы предложила ей выбрать корсет или полукорсет, как более надежную для таких ситуаций модель. Для жизни обыденной удобными сейчас считаются бюстгальтеры без косточек и бесшовные. Что касается бретелей, то комфортней классических моделей, разработанных еще в середине ХХ века, пока не придумали. Дизайнеры периодически предлагают модели с бретелями, трансформирующимися под различные виды одежды. Но это неудобно.

Компания EMIVI шьет модели по индивидуальным меркам клиентки, так что самые фантазийные лифы абсолютно удобны. Для моделей размера более С используем инновационный нано-трикотаж для дополнительной поддержки и коррекции и большее число крючков-застежек. Также используем анатомические чашки с пропиткой из алое вера, которые запоминают форму и увлажняют кожу груди».

Ценности00:0211 августа

Папины дочки

Как живут наследницы постсоветских правителей и что их роднит с детьми Сталина и Брежнева