Живая добыча Каково побывать в плену у сомалийских пиратов

Сомалийский пират

Сомалийский пират. Фото: Farah Abdi Warsameh / AP

«Нам приходилось есть крыс» — с такими заголовками вышли статьи в ведущих мировых газетах об освобождении из плена сомалийских пиратов 26 моряков из Азии. Пока подробностей того, как их держали в заточении, не так много, однако за годы морского разбоя в прессе было опубликовано несколько рассказов бывших узников. «Лента.ру» решила вспомнить некоторые из них и разобраться, каково это — побывать в заточении у флибустьеров.

Спасенные моряки

«Мы очень рады сообщить, что сегодня рано утром освобожден экипаж судна Naham 3», — заявил 23 октября Джон Стид, руководитель регионального отделения НКО Oceans Beyond Piracy, занимающегося борьбой с морским разбоем.

26 человек — граждане Филиппин, Индонезии, Вьетнама и Тайваня, а также подданные Камбоджи — провели в неволе у сомалийских морских разбойников более четырех лет. Пленников было больше — за эти годы два моряка умерли от болезней. А капитан был застрелен еще при абордаже.

Подробностей о том, как и на каких условиях произошло освобождение, не сообщается. Сами пираты говорят, что им было передано почти полтора миллиона долларов, однако официальных подтверждений тому нет.

«К нам относились, как к животным. Так хорошо снова почувствовать себя человеком!» — рассказал один из спасенных, филиппинец Антонио Либреф в интервью The Guardian. По словам бывших узников, захватчики были чрезвычайно жестоки, неоднократно били и пытали их.

Поначалу заложников держали прямо на борту их судна, но спустя полтора года оно затонуло, и всех перевели на берег. Либреф вспоминает: «Нам было очень тяжело. Питались одним рисом, бобами, мукой, пшеницей, приходилось ловить и есть крыс… Старались выжить!»

По его словам, пленники делали сети из веревок и ловили не только крыс, но и птиц, используя рис как приманку. Воды давали примерно литр в день, и это учитывая, что температура воздуха могла подниматься почти до 40 градусов.

Его товарищ по несчастью Арнель Бальберо рассказал BBC News, что сейчас бывшие заложники больше походят на живых мертвецов, чем на людей. «Не знаю, что будет, когда все это закончится, начать жить снова очень трудно», — признался он.

Видео: ODN / YouTube

В день освобождения в СМИ тайваньскими властями была опубликована видеозапись, сделанная пиратами два года назад, чтобы доказать, что пленники все еще живы. На ней старший механик корабля, тайванец Шэнь Цзюйчан говорит о нелегкой судьбе узников: «Пираты нам даже лекарств никаких не дадут, говорят, денег на них нет! У нас уже два молодых парня умерли ни за грош!»

The South China Morning Post описывает прибытие освобожденных китайцев и одного тайваньца в КНР: в аэропорту Гуанчжоу их приняли в VIP-зале ожидания, украшенном баннерами с приветствием «Добро пожаловать домой!». МИД КНР выразил благодарность всем задействованным в операции по спасению.

Видео: Cheng-Yuan Tsai / Facebook

Ожидается, что гражданин Тайваня вернется на родину уже 26 октября. В Китай прилетели восемь моряков, один остался в Кении для лечения: именно в эту африканскую страну доставили всех спасенных после освобождения.

977 дней страданий

Среди тех, кто встречал их в Найроби, был и американский журналист Майкл Скотт Мур. В свое время он сам побывал в плену у пиратов: отправившись в 2012-м в Сомали изучать нравы местных морских разбойников, он был предан приютившим его кланом и оказался в заложниках.

«Да, я тоже голодал, очень отощал, но мне не было настолько плохо, чтобы думать о ловле птиц, — рассказал он. — Из их команды двое умерли от болезней. Обычно пираты предлагают заболевшим наркотики, но когда мне было действительно плохо и я обратился к своим охранникам, они проверили мою кровь. Оказалось — малярия, и мне дали нормальные лекарства. С этими же ребятами было совсем иначе — то есть их условия были гораздо хуже».

Мура освободили в 2014 году, 977 дней своего заключения он подробно изложил в The Guardian. Там он описывает, как иногда задумывался о самоубийстве, как беседовал об исламе с простыми охранниками и как его перевозили с места на место, опасаясь рейда американского спецназа.

«Офицер турецкого ВМФ однажды сказал мне, что пираты по определению не мусульмане и вряд ли будут соблюдать Рамадан. Но те, с которыми я сталкивался, были на удивление набожны» — вспоминал он. Мур подчеркивает, что пираты — мусульмане-суфии и противопоставляют себя салафитам из организаций вроде «Аш-Шабаб»: «Они считали фундаменталистов чужеродными вторженцами, и когда по радио сказали, что ударом с беспилотника убит один из главарей салафитов, они поделились со мной этой новостью, подняли большие пальцы вверх и радостно воскликнули: "Америка, хорошо!"»

Майкл Скотт Мур (в центре)

Майкл Скотт Мур (в центре)

Фото опубликовано сомалийскими пиратами в доказательство сохранности жизни журналиста

Мура несколько раз били, но одно из самых гнетущих воспоминаний — о том, как очередная группа пиратов, которой его передали, на ночь сковывала ему ноги велосипедной цепью. Это вызывало невероятную ярость и ощущение бессилия. «Они относились ко мне как к животному. Они ходили около меня, курили, хихикали, молились лицом по направлению к Мекке — так странники в пустыне проводят время около своих верблюдов», — делился Мур.

По его словам, продержаться ему помогли мысли о семье, понимание, что рядовые охранники были обычными парнями, которые просто делают, что им сказано, а также сила воли, необходимая, чтобы не относиться к себе как к жертве. В конце концов его родственники и ряд общественных организаций из США и Германии (Мур также был немецким гражданином) собрали 1,6 миллиона долларов, и журналиста выпустили на свободу.

Другим повезло меньше — веб-сайт Save our seafarers («Спасите наших мореходов») описывает судьбу одного из захваченных сомалийцами индийских моряков. Он попал в плен в 2011 году неподалеку от территориальных вод Омана, когда его судно совершало переход из Индии в Норвегию. Дипендра Ратхоур рассказал, что всю команду держали в штурманской рубке.

«Условия были невыносимыми. Все окна закрыты, очень душно. Гигиена ужасная — нам разрешали ходить в туалет, но он скоро превратился в одно большое воняющее нечто. Почти все заболели. Кормили нас только так, чтобы не умерли от голода, луком с картошкой. Раз в пару недель выпускали на палубу размять ноги», — вспоминал бывший узник.

По его словам, бандиты всегда держали их на мушке, избивали металлическими прутами, прикрепляли к гениталиям электроды и пускали ток, а одного пленника привязали веревками к мачте и оставили висеть на несколько часов.

«Раз в несколько дней одному из нас давали позвонить представителю компании-владельца судна с просьбой выкупить нас. Первые четыре месяца нам изредка давали поговорить и с родными. Звонок прерывали после нескольких слов — это было невыносимо», — рассказал Ратхоур. В итоге злоумышленники получили, что хотели — они сообщили узникам, что за них заплатили пять миллионов евро, и немецкое судно уже идет им на помощь. Пираты ретировались, и команда была освобождена.

Закат берегового братства

Расцвет сомалийского пиратства в прошлом — с 2012 года количество попыток захвата судов сократилось на 90 процентов. Уже почти четыре года злодеям не удается взять на абордаж ни один коммерческий корабль, нападают лишь на мелкие рыбацкие лодки.

Тем не менее в плену у флибустьеров наших дней томятся еще несколько человек, и об окончательной победе над морским разбоем в Сомали говорить пока рано. Тем более есть опасения, что, когда страсти поулягутся, судовладельцы снимут вооруженную охрану, патрулирующие акваторию боевые корабли уйдут в порты приписки и пираты вновь поднимут голову и вернутся к своему жестокому промыслу.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше