Новости партнеров

Связать преступника

Какими передовыми технологиями пользуются спецслужбы

Фото: Евгений Биятов / РИА Новости

С 18 по 21 октября в Москве прошла юбилейная международная выставка «Интерполитех-2016». Серьезное внимание специалистов было приковано к новейшим достижениям и перспективным направлениям в сфере обеспечения безопасности государства. «Лента.ру» выяснила, какие передовые технологии поступят на вооружение российских силовых структур.

Представители МВД, ФСБ и Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству уже заявили, что в этом году выставку посетят рекордные 20 тысяч человек из более чем 100 стран мира. При этом начальник сектора НИИ спецтехники МВД России Сергей Лаптев рассказал, что у ведомства есть целый ряд передовых разработок, позволяющих существенно расширить возможности служб безопасности и охраны порядка. Многие из них были продемонстрированы в рамках экспозиции «Средства и системы связи, автоматизации и защиты информации».

Но не менее важной частью выставки стали закрытые обсуждения, где представители силовых структур и эксперты рассматривали такие ключевые аспекты работы ведомств, как обеспечение повседневных средств связи. Все дело в том, что полицейские и спецслужбы из соображений безопасности не могут использовать привычные всем каналы передачи данных, и потому компаниям-поставщикам подобных услуг приходится эксклюзивно внедрять дополнительные технологии защиты.

Оператор на страже

Активное участие в обсуждении приняли представители «МегаФона», в процессе решения задач для госорганов оператор успешно сохраняет за собой статус крупнейшего игрока на российском рынке по работе с государственным сектором, который стал одним из самых важных драйверов роста выручки компании.

Так, в 2015 году «Мегафон» заключил более тысячи контрактов на оказание услуг государственным органам. В числе клиентов компании оказались оператор транспортной системы «Платон» компания «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС), МВД, ФСБ и ФСО, а также Генеральная прокуратура, Федеральное казначейство и Росстат. Общая сумма этих договоров составила около 20 миллиардов рублей, а выручка «Мегафона» — порядка 8,5 миллиардов рублей.

«Таких масштабных и сложных проектов как по требованиям, так и по исполнению на российском рынке мобильной связи еще не было, — отмечает Сергей Буланча, директор по работе с государственными клиентами. — Тем не менее уникальными их делают именно предложенные «МегаФоном» решения, ведь продукты компании работают на скорость и на совесть».

Директор по работе с государственными клиентами нисколько не преувеличивает, ведь от оператора каждый раз действительно требуется предложить инновационные технологии, которые должны отвечать всем критериям надежности и качества. Правда, у «МегаФона» есть целый ряд систем, которые компания готова предложить полицейским, спецслужбам и спасателям.

Развитие компаний сегодня, как показывает практика, зависит от умения предугадывать потребности клиентов, «МегаФон» старается опережать время. Например, компании все чаще внедряют автоматизированные, машинные процессы. Поэтому одним из самых перспективных направлений работы стал M2M (Machine to Machine). Технологии позволяют дистанционно управлять многотысячными механизмами и роботизированными устройствами, оперативно получать информацию о ресурсах и состоянии оборудования.

Вклад Интернета вещей в мировую экономику, по оценкам аналитиков, может составить 11 триллионов долларов уже к 2025 году. При этом число подключенных к IoT устройств, по прогнозам, возрастет в четыре раза, с двух миллиардов сейчас до восьми в 2020 году. Более половины операторов по всему миру уже сейчас делают ставку на развитие Интернета вещей.

Ключевым фактором развития М2М-сегментов является высокое качество связи сети, широкое покрытие и высокая скорость мобильного интернета. По итогам 2015 года у «МегаФона» насчитывалось более 113 тысяч базовых станций и более 237 тысяч километров волоконно-оптической линии связи (ВОЛС), что покрывает услугами связи почти 100 процентов населения России.

Оперативность и надежность

Другой важный фактор — оперативность и надежность. Для этого в «МегаФоне» существует система, которая позволяет организовывать профессиональную радиосвязь поверх LTE-частот. Технология обеспечивает передачу не только голосовых вызовов, но и видео, а также данных о геопозиционировании всех абонентов. Встроенное шифрование помогает обеспечить конфиденциальность информации, так что данное решение идеально подходит для служб быстрого реагирования, служб безопасности вокзалов и аэропортов, а также крупных транспортных компаний и коммунальных служб.

Еще одним полезным инструментом для госсектора является геоаналитика, позволяющая отслеживать аномальные скопления граждан и анализировать состав участников по социально-демографическим характеристикам. Кроме того, полученные данные помогают ситуационным центрам и спецслужбам мониторить зоны притяжения лиц определенных национальных групп или потоков граждан при проведении массовых мероприятий.

Компания «МегаФон» предоставляет наиболее полный функционал решений на основе анализа больших данных среди телекоммуникационных операторов, который не имеет аналогов на рынке по наполнению, точности и надежности. Особенно это касается геопозиционирования — например, в «МегаФоне» знают, в каком месте какая масса людей находится. Понятно, что речь идет не о конкретном человеке. Но в компании могут сказать, что в какой-то период времени около определенного места — метро или торгового центра — есть скопление определенной целевой аудитории, владеющей айфонами. Кому-то эта информация поможет в бизнесе или поможет ответить на вопрос, куда делись пассажиры железнодорожного транспорта, приехавшие из точки А в точку Б.

Также оператор предлагает анализ 600 тысяч событий в секунду, которые обрабатываются системой за 0,1 секунды по 1000 параметрам; мониторинг от Калининграда до Владивостока (120 тысяч базовых станций), географию анализа — от микрорайона до страны; 100-процентную точность информации по состоянию «на сейчас»; возможность предсказывать события в перспективе.

Наконец, система может моделировать возможные перемещения людей в экстренных ситуациях, а сервис электронной обработки запросов упрощает и делает максимально безопасным процесс работы сотрудников, в том числе правоохранительных органов, благодаря полученной от оператора информации.