Перевозки на пределе

Локальный дефицит вагонов скажется на цене товаров

Фото: Елена Нагорных / ТАСС

Списание старых вагонов, простимулированное российскими властями, подъем спроса на некоторые виды железнодорожных перевозок и сезонные факторы создали локальный дефицит подвижного состава. Подтянулись цены на аренду, демонстрируя почти двукратный рост — до 1200-1300 рублей за вагон в сутки. «Лента.ру» разбиралась в причинах и последствиях этого для потребителей.

Старье сдаем

Аренда грузовых вагонов в России с лета 2016 года резко подорожала. Самый высокий всплеск цен пришелся на наиболее массовый вид грузового подвижного состава — полувагоны. Суточная ставка на них выросла на 50-80 процентов по отношению к ценам июля текущего года, в отдельных случаях достигая 1250-1300 рублей за вагон, рассказал «Ленте.ру» гендиректор Института исследования проблем железнодорожного транспорта (ИИЖД) Павел Иванкин. В начале года арендовать полувагон можно было всего за 500-600 рублей в сутки.

По данным старшего аналитика Объединенной вагонной компании (ОВК) Лейсаны Коробейниковой, в октябре средняя ставка аренды на полувагоны составляла 750-800 рублей в сутки. Аналитик оценивает себестоимость оперирования вагона в текущем году на уровне 850-900 рублей.

Рост арендных ставок произошел на фоне сокращения вагонного парка и образования локального дефицита подвижного состава. По словам Иванкина, с середины июля начались проблемы на Восточном полигоне с пропуском вагонопотоков. «Это привело к увеличению сроков оборота вагонов, и как следствие начался постепенно формироваться дефицит на Кузбассе. Для ликвидации этого дефицита операторы начинают передислоцировать вагоны с других направлений. В итоге Кузбасс, как омут, притягивает к себе вагоны, создавая дефицит во многих местах», — поясняет он.

В этом году ожидается рекордное списание вагонов, связанное со вступившим в силу с 1 января запретом на продления срока службы старого подвижного состава. По данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), в 2014 году было списано более 46 тысяч единиц, в 2015-м — 104 тысячи, а за девять месяцев текущего уже отправлено в утиль почти 90 тысяч.

При этом производство железнодорожного грузового подвижного состава неуклонно снижается с 2012 года, сообщается в презентации ИПЕМ. Тогда российские предприятия выпустили 71,6 тысячи грузовых вагонов, в 2013 году — 60 тысяч, в 2014 — 55 тысяч, в прошлом — 29 тысяч.

Российские вагоностроители с начала позапрошлого года вынуждены были сократить пятую часть персонала, в семь раз снизить инвестиции в основные фонды (с 3,56 до 0,5 миллиарда рублей). Аналитики Sberbank CIB еще весной предсказывали появление на рынке дефицита полувагонов примерно в 10 тысяч единиц в период пикового спроса.

Источник в одном из железнодорожных операторов предположил, что проблемы с подачей вагонов также могут быть связаны с сезонными трудностями: погодные условия усложнили погрузку в портах. «Порты не принимают уголь. Соответственно, стоят и грузовые вагоны — подвижной состав фактически используется как склад на колесах», — сказал он. В нескольких крупных угольных компаниях информацию с остановкой погрузки угля опровергли. Собеседник в одной из них лишь отметил, что сроки выгрузки в это время года традиционно увеличиваются из-за погодных условий. Он добавил, что с сентября на ряде участков наблюдался дефицит тяги. Другой рассказал «Ленте.ру», что на Кузбассе в настоящее время образовался избыток вагонного парка, в том числе из-за запрета Украины на перевозки в вагонах крупнейших российских операторов (высвободилось около 40 тысяч вагонов).

Уголь притормозили

О локальных проблемах с перевозкой грузов из-за дефицита вагонов на недавнем совещании говорил глава РЖД Олег Белозеров. «РЖД несет потери в связи с необеспечением операторами подвижного состава заявок на перевозки. За десять месяцев текущего года они составили более миллиарда рублей. При этом практически все потери приходятся на август-октябрь», — отмечают в РЖД. За это же время тарифная нагрузка на грузоотправителей, подчеркивают в компании, в части использования инфраструктуры увеличилась за счет предоставления скидок на 2,6 процента при 9-процентном росте тарифа на перевозку. Подскочившие ставки аренды на вагоны, предупреждают в РЖД, нивелируют усилия по привлечению дополнительных объемов грузов.

В сентябре 2016 года погрузка на железной дороге снизилась на 1,4 процента к аналогичному периоду прошлого года, до 102 миллионов тонн. Падение произошло из-за недостатка полувагонов: угольные компании не смогли отгрузить продукцию по контрактам, несмотря на рост добычи на 10-15 процентов, говорится в аналитическом обзоре ОВК. «В краткосрочной перспективе перевозки угля могут снизиться из-за локального дефицита полувагонов, несмотря на рекордную добычу и высокий спрос на мировом рынке на российский уголь», — отмечается в документе. С железной дороги уходят высокодоходные грузы, в том числе нефть и нефтепродукты. С начала года отправка последних по железной дороге сократилась на 7,4 процента. Правда, в данном случае, негативное влияние оказали совершенно другие факторы (увеличение транспортировки по трубам, снижение поставок на НПЗ, увеличение экспортных поставок). В сентябре снизились перевозки по железной дороге угля, нефти и нефтепродуктов, строительных грузов, черных металлов и цемента. При этом положительная динамика зафиксирована по лесным грузам, цветной руде, удобрениям и коксу.

В пресс-службе РЖД «Ленте.ру» сообщили, что компания «борется за сохранение имеющихся и привлечение новых объемов грузов». Для этого упрощена система рассмотрения заявок на перевозку, активнее используется электронный документооборот. В компании также отметили, что расширяют спектр предоставляемых услуг, в частности реализуются сервисы «Грузовой экспресс» и «РЖД Экспресс», а также «Транссиб за 7 суток».

Трудности мы будем создавать

Представители отрасли и эксперты утверждают, что о глобальном дефиците вагонного парка пока говорить нельзя. По словам Коробейниковой из ОВК, происходит «балансировка парка» полувагонов после их трехлетнего перепроизводства. Профицит она оценивает в 74 тысячи единиц, однако из них полувагонов — всего шесть тысяч штук.

С Коробейниковой соглашается глава ИИЖД Павел Иванкин, называя сложившуюся ситуацию «дефицитным профицитом», когда при профицитном объеме парка в целом на некоторых точках погрузки наблюдается нехватка вагонов. По его данным, за девять месяцев текущего года парк в целом сократился примерно на шесть процентов, до 1 миллиона 85 тысяч единиц. Еще около 90 тысяч вагонов стоит в ожидании плановых видов ремонта, которые ранее не проводились операторами ввиду низких арендных ставок (ремонтировать вагоны было просто нерентабельно).

По словам главы агентства Infranews Алексея Безбородова, создавать дефицит могут и сами железнодорожные операторы. «Самым крупным игрокам ничего не стоит придержать подвижной состав и тем самым подкорректировать цены. Они и раньше это делали, — утверждает Безбородов. — Что касается обновления парка, не стоит ждать массовых закупок, как было 2010-2011 годах».

В ПГК и ФГК не стали комментировать рост арендных ставок. По поводу приобретения нового подвижного состава в ПГК сообщили, что в 2016 году справились с проблемой вынужденного списания парка «за счет аренды подвижного состава у других игроков рынка» и повышения эффективности управления. В ФГК отметили, что инвестпрограмма компании предусматривает закупку в 2016 году четырех тысяч инновационных вагонов, в 2017-2019 годах — более 20 тысяч. В компании Globaltrans подтвердили, что на рынке наблюдается увеличение арендных ставок на полувагоны, отметив, что «рост идет с очень низкой базы». «До этого мы наблюдали более чем двухлетнее падение, во время которого ставки снизились более чем в 4 раза», — рассказал представитель оператора. Арендные ставки растут на фоне списания парка и восстановления спроса на перевозки угля и строительных грузов, утверждают в Globaltrans. Новые закупки вагонов компания не планирует. В «ТрансКонтейнере», «СГ-Трансе», «Трансойле» на запросы не ответили.

Цены пойдут в гору

Списание старых вагонов и рост спроса на некоторые массовые грузы, в том числе продукцию угольщиков, наконец, позволили железнодорожным операторам получать прибыль и увеличить арендные ставки, которые находились за гранью рентабельности. С другой стороны, эксперты сходятся во мнении, что стоимость перевозок по железной дороге неизбежно продолжит расти. Вместе с ней увеличатся затраты на логистику, которые производители неминуемо заложат в товар. И это касается отнюдь не только продукции горно-металлургических холдингов.

«При росте стоимости вагонной составляющей на 80 процентов (настолько по оценкам РЖД с начала года подскочила ставка аренды — прим. Ленты.ру»), совокупные затраты увеличиваются на 10-20 процентов в зависимости от груза. И повышение коснется практически всей номенклатуры», — говорит Иванкин. Он также опасается, что продолжится отток с железной дороги высокомаржинальных грузов, включая машиностроительную продукцию и промтовары.

Ситуация с транспортировкой грузов, в том числе так называемых товаров народного потребления, в ближайшее время может развернуться в пользу железнодорожников, возражает директор по операциям в России FM Logistic Александр Павлов. Это связано с ростом себестоимости автомобильных перевозок, в том числе из-за системы сбора платы с грузовиков «Платон». «Одновременно с развитием контейнерных перевозок идет перетекание товаров массового спроса на железную дорогу. Если раньше речь шла преимущественно о перевозках на Дальний Восток, то сейчас логистическое плечо постепенно сокращается, возят и в Сибирь, и на Урал. Эта тенденция будет усиливаться», — говорит он. Речь может идти практически о всех товарах, кроме скоропортящихся, считает Павлов, в том числе о продуктах питания с большими сроками годности.

Залетная чайка
Казахи два года рисовали новые деньги. Теперь их засудят за кражу птиц
Не укради
Интеллектуальная собственность в России стала чаще подвергаться нападкам
Зря работали
Богатейший штат Америки оставит миллионы стариков без денег
Свои ребята
Россия угробила советскую космонавтику. Кто виноват?
Другой мир
Какой была бы Россия без большевиков и советской власти
Придется подождать
От России после конца света до войны со зловещей сектой: главные игры 2018 года
Песок, вода и медные трубы
Как прошла тяжелейшая гонка на планете: лучшие фотографии «Дакара–2018»
Снимите это немедленно!
Самые безвкусные примеры украшения автомобилей
«Не покупайте электромобили!»
Глава Fiat Chrysler рассказал, каким будет кроссовер Ferrari
«Тойоты», про которые вы не слышали
Самые редкие автомобили марки Toyota
Разврат какой-то
Сможете ли вы отличить порностудию от квартиры в Москве?
Копить надо было
В России наступает ипотечная депрессия. Что делать?
«Никогда бы не подумала, что москвичи могут так жить»
Провинциалка искала в столице дешевую квартиру, а попала в кошмар наяву
Жители КапотниЧужой район
Москву окружат гетто для мигрантов