Роман принца Гарри и американской актрисы Меган Маркл вызвал переполох в желтой прессе. Дело в том, что девушка родилась в смешанной семье: у нее белый отец и чернокожая мать. У многих не укладывается в голове, что в британскую королевскую семью потенциально может войти человек с африканскими корнями. И напрасно. «Лента.ру» разобралась, как современные монархи относятся к смешанным бракам, и даже отыскала чернокожих принцесс в истории европейской монархии.
Голубая кровь
Главное правило британского престолонаследия появилось от обиды. В 1772 году король Георг III узнал, что его младший брат, принц Генри, тайно женился на молодой вдове с «чарующими глазами». Сам Георг не мог позволить себе такой роскоши — он выбирал жену по соображениям политики и впервые увидел будущую королеву уже на венчании. У нее была смуглая кожа и широкие ноздри, не вписывающиеся в тогдашние представления о красоте. Легкомысленный выбор брата возмутил Георга, и он запретил членам королевской семьи заключать браки без разрешения правителя. С тех пор наследники британской короны согласуют свои матримониальные планы с монархом.
Сегодня тонкости престолонаследия снова актуальны. Британские СМИ вовсю обсуждают новую девушку принца Гарри — американскую актрису Меган Маркл, которая играет одну из центральных ролей в сериале «Форс-мажоры» (Suits). Репортеры ходят за ней по пятам, а самозваные блюстители аристократических традиций твердят в соцсетях, что Гарри ошибся и принцессы из нее не выйдет.
Во-первых, актриса уже была замужем. Чуть больше трех лет назад она рассталась со своим первым мужем, кинопродюсером Тревором Энгельсоном. Во-вторых, она старше принца: Меган родилась в 1981 году, а Гарри — в 1984. Но самое главное — это ее происхождение. Один из таблоидов назвал мать актрисы «явственно чернокожей» и отметил, что она носит дреды. Одним словом, полная противоположность голубой крови.
Нездоровая шумиха в желтой прессе и соцсетях вынудила принца Гарри выступить с официальным заявлением. Он подтвердил, что уже несколько месяцев встречается с Меган Маркл, и попросил публику избавить ее от оскорбительных комментариев с расистским и сексистским подтекстом.
Настолько открытое признание обстоятельств личной жизни члена королевской семьи — большая редкость. Заявление Гарри можно сравнить лишь с аналогичными требованиями, которое в 2007 году выдвинул его старший брат принц Уильям. Поскольку они касалось его будущей жены Кейт Миддлтон, есть все основания полагать, что и у Гарри с Меган все серьезно.
Если верить слухам, принц уже познакомил ее с отцом — наследником британского престола принцем Чарльзом. Так и до свадьбы недалеко.
Чернокожих принцесс в британской истории действительно не было (во всяком случае, официально), но вовсе не потому, что это запрещено. Британские законы не ограничивают ни количество разводов, ни возраст, ни цвет кожи избранницы члена королевской семьи. Дольше всего сохранялся запрет, мешавший принцам брать в жены католичек, но три года назад парламент отменил и его. Осталось лишь правило, которое двести лет назад изобрел обиженный на брата Георг III: брак принца по-прежнему требует разрешения правящего монарха.
Это значит, что лишь один фактор способен помешать свадьбе Меган и Гарри — королева Елизавета II. Но будет ли она ставить им палки в колеса? Вряд ли. Практика показывает, что расовая чистота королевского дома беспокоит таблоиды куда сильнее, чем саму королеву. За годы своего правления Елизавета встречала куда более странные пары, и цвет кожи или недостаточно благородное происхождение ни разу не стали причиной для отказа.
Диверсификация короны
Самый известный смешанный брак заключила леди Давина Виндзор — правнучка короля Георга V, правившего Британской империей в начале XX века. В 2004 году она вышла замуж за жителя Новой Зеландии Гэри Кристи Льюиса. Ее супруг — новозеландский абориген, росший в самом бедном уголке острова. Пока леди Давина росла в Кенсингтонском дворце, он стриг овец и подрабатывал на стройках.
Необычную пару свела любовь к серфингу: Давина и Гэри приехали кататься на Бали, познакомились, а потом несколько лет встречались втайне от семьи. Хотя они обосновались в Новой Зеландии, свадьбу сыграли в Лондоне. Давина привела своих родственников, Гэри — своих. Потом репортеры долго пытались узнать у новозеландской тетки жениха, что она думает о британской королеве, но старушка так и не созналась.
В итоге Гэри стал первым представителем народа маори в королевской семье Великобритании, а его дети заняли 29 и 30 места в очереди на трон.
В 1999 году двоюродный племянник королевы, музыкант Джеймс Ласкеллз женился на актрисе Джей Элиас-Рилвен, которая родилась в Нигерии. Ее предки были вождями и государственными деятелями народа йоруба. В отличие от Маркл, имеющей почти европейскую внешность, Джей — чистокровная африканка, и это ясно с первого взгляда.
Хотя Ласкеллз занимает не последнее место в очередности наследования британской короны, королеву ничуть не смутила наружность его избранницы. Она благословила брак музыканта и актрисы и поприветствовала нового члена семьи Виндзор.
Так что раса, скорее всего, не станет причиной для отказа. Принц Гарри может столкнуться с другой проблемой: за свою актерскую карьеру Меган Маркл успела сняться в нескольких откровенных сценах. По слухам, королева этого не любит. Считается, что около тридцати лет назад по этой причине была отвергнута актриса Ку Старк — пассия принца Эндрю, герцога Йоркского. Елизавете не понравилось то, что Старк играла главную роль в эротическом фильме «Эмили». В официальных документах отказ не зафиксирован, но Эндрю и Старк действительно расстались.
Черное золото Европы
В континентальной Европе нравы еще свободнее. В 2000 году дизайнер одежды Анхела Гисела вышла замуж за сына монарха Лихтенштейна и стала княгиней Анхелой Лихтенштейнской — первой чернокожей принцессой Европы.
Анхела родилась в панамском городе Бокас-дель-Торо, но еще в детстве вместе с семьей перебралась в Нью-Йорк. Роман с князем Максимилианом шокировал некоторых членов правящей династии Лихтенштейна, но монарх санкционировал брак, и консерваторам пришлось терпеть. На празднование в Нью-Йорке княгиня надела платье, которое придумала сама, — это, как-никак, ее профессия.
В другом карликовом государстве Европы — Монако — тоже есть чернокожая принцесса, правда, рангом пониже. Четвертая жена двоюродного брата правящего князя Альбера II, баронесса Сесиль де Масси, приехала из Гваделупы. У пары родились два сына.
Да и сам Альбер II не без греха. В начале двухтысячных он завел любовницу из африканской страны Того. Монарх поселил женщину по имени Николь Коште в своей парижской квартире и уговорил ее ради конспирации притвориться подругой другого мужчины. Спустя несколько лет после завершения романа тайное стало явным: Николь вернулась с незаконнорожденным сыном князя и заявила о себе. Альбер все отрицал, но тест ДНК и фотографии подтвердили: ребенок действительно его.
Дом Габсбургов постепенно смиряется с тем, что его время ушло во всех смыслах этого слова. Мэри Нианат Ринг Мака, чернокожая невеста графа Фердинанда Леопольда Джозефа фон Габсбурга, родилась в Южном Судане. Несмотря на протесты титулованных особ, брак получил благословение 87-летнего патриарха семейства, последнего кронпринца Австро-Венгрии Отто фон Габсбурга.
На свадьбе в Найроби графиня Мэри фон Габсбург была одета в национальный костюм — просторное платье ярко-синего цвета и такую же синюю косынку. В 1999 году пара осела в Кении и с тех пор тихо растит трех детей — наследников династии императоров, которая сто лет назад правила половиной Европы.
Тайные корни
Не исключено, что смешанные браки случались в королевских семьях и раньше. Несколько лет назад историк Марио де Вальдес и Коком (Mario de Valdes y Cocom) выдвинул гипотезу, что именно африканские корни объясняют смуглую кожу и широкие ноздри некрасивой жены короля Георга III.
Он проследил генеалогическое древо королевы Шарлотты Мекленбург-Стрелицкой и обнаружил, что одним из ее непосредственных предков была португальская дворянка Маргарита де Кастро и Суза. В свою очередь она вела свое происхождение от короля Альфонсо III и его темнокожей любовницы по имени Мадрагана.
По мнению Вальдеса, Шарлотта могла унаследовать от возможных африканских прадедов некоторые черты лица, которые казались ее современникам уродливыми. Это особенно заметно на портретах, написанных не склонным к придворной лести художником Алланом Рэмзи.
Многие ученые скептически относятся к теории Вальдеса: его интерпретация сохранившихся свидетельств хоть и допустима, но недоказуема — слишком мало данных, чтобы с уверенностью судить о происхождении Шарлотты.
Но если он прав — а такой шанс все же есть, — это значит, что всего несколько столетий назад один из предков Елизаветы II, принца Гарри и всей королевской семьи Великобритании был африканцем. После этого спорить о чистоте королевской крови довольно бессмысленно.