Боевые корабли ВМФ России снова участвуют в операции против террористов в Сирии. Удары по позициям боевиков нанесли фрегат «Адмирал Григорович» и палубная авиация с «Адмирала Кузнецова». Начало боевой работы, однако, было омрачено аварией истребителя МиГ-29К.
Эксплуатация палубной авиации, к сожалению, связана с более высокой аварийностью, чем у «наземных» ВВС. За возможности мобильного аэродрома, позволяющего оперативно перемещать самолеты и наносить внезапные удары, приходится расплачиваться значительно большим риском, присущим летным операциям на малоразмерной подвижной платформе.
Потерянный МиГ-29 (точная модификация — одноместный МиГ-29КР или двухместный КУБР — пока официально не называлась) — второй самолет, потерпевший крушение в ходе полетов с «Кузнецова». В сентябре 2005 года в Атлантике после неудачной посадки выкатился и упал в море истребитель Су-33. Как и «сушка», МиГ был потерян в ходе тренировочных полетов, и в обоих случаях пилоты остались живы. Оценивая это происшествие, необходимо иметь в виду, что аварии палубных машин, в том числе с жертвами, считаются рутиной для всех флотов, регулярно эксплуатирующих авианесущие корабли.
Вместе с тем, конечно, потеря самолета в отлаженной системе с активно эксплуатирующимися кораблями и десятками (в случае США — сотнями) постоянно летающих палубных самолетов воспринимается совершенно иначе, чем авария одного из четырех впервые отправленных на боевую службу новых истребителей. Если из данного инцидента и можно сделать выводы безотносительно точных причин аварии самолета, то они заключаются в необходимости определиться с судьбой российской палубной авиации. Если она нужна флоту, то ее поддержка требует заметно больших вложений и организационных усилий по сравнению с тем, что мы наблюдаем сегодня. Это касается и закупки техники, и подготовки личного состава, и сооружения необходимой инфраструктуры, и, наконец, решения вопроса о строительстве нового авианосца (авианосцев) для ВМФ России.
Так или иначе, потеря МиГа не остановила операцию флота — 15 ноября министр обороны Сергей Шойгу доложил президенту Владимиру Путину о том, что самолеты «Кузнецова» задействованы в сирийской операции. К сожалению, детали не уточнялись. Судя по имеющейся информации, истребители Су-33 и МиГ-29КР наносили удары по наземным целям с использованием свободнопадающих авиабомб.
Сам по себе незначительный, этот вклад в операцию тем не менее можно назвать историческим: впервые российский авианосец участвует в боевых действиях. Хотя корабельная авиация как таковая отметилась еще в боях Первой мировой — в 1915-1917 годах гидроавиатранспорты русского флота применялись в ряде операций на Балтике и Черном море. Гидросамолеты, базировавшиеся на них, использовались для разведки, корректировки огня корабельной артиллерии, бомбовых ударов и противовоздушной обороны. Развитие корабельной авиации было прервано последовавшей революций и гражданской войной. Следующий шаг — переход к строительству кораблей, предназначенных для взлета и посадки самолетов непосредственно с палубы, — был сделан уже много десятилетий спустя.
На этом фоне пуск крылатых ракет 3М14 комплекса «Калибр» с фрегата «Адмирал Григорович» привлек меньше внимания. Ракеты этого типа раньше уже применялись в ходе кампании. Вместе с тем этот пуск доказывает, что «Калибр» прочно вошел в арсенал ВМФ. Малозамеченным осталось и первое боевое применение береговых ракетных комплексов «Бастион», обстрелявших объекты террористов сверхзвуковыми ракетами «Оникс».
Еще одно интересное событие нового этапа сирийской кампании — возможное появление на авиабазе Хмеймим истребителей-перехватчиков МиГ-31. Официально развертывание этих самолетов в Сирии пока не подтверждается, но если данная информация соответствует действительности, то это означает качественное усиление российской группировки с формированием полноценного (хотя и не очень крупного) района ПВО в прибрежных районах Сирии, объединяющего возможности наземных зенитных ракетных систем и радиолокационных станций, корабельной ПВО и специализированных истребителей-перехватчиков.
Задачи МиГ-31 в этом районе вызывают вопросы. Эти самолеты, в свое время разработанные специально для перехвата стратегических бомбардировщиков, самолетов-разведчиков и крылатых ракет, не вписываются в картину операции против бандформирований, не имеющих авиатехники в принципе (если не считать эпизодическое использование легких коммерческих дронов для тактической разведки). Появление в Сирии самолетов данного типа может означать либо опасения насчет возможного удара по российским военным объектам в этой стране со стороны кого-то обладающего боевыми самолетами, либо желание прикрыть от такого удара непосредственно сирийские военные объекты. Учитывая, что в сложившейся политической ситуации нанести такой удар могут либо США, либо кто-то из их сателлитов, можно предположить, что в Москве опасаются резких движений со стороны уходящей американской администрации.
Есть, впрочем, и другое объяснение. МиГ-31 могут применяться в качестве самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления, благо данный функционал прописан в их оборудовании с самого начала. По мнению специалистов, использование этих машин в условиях достаточно ограниченного числа задействованных в боевых действиях в регионе самолетов более оправданно, чем боевое дежурство специализированных «летающих радаров» А-50, регулярно наведывающихся в сирийское небо. «Потенциал А-50, обеспечивающего одновременное отслеживание и сопровождение многих сотен воздушных целей, в Сирии просто избыточен, а регулярно гонять с российских аэродромов тяжелые четырехмоторные машины не слишком дешево», — отметил в беседе с корреспондентом «Ленты.ру» источник в российских силовых структурах.
Одна из главных загадок похода корабельной авианосной группы Северного флота к сирийским берегам — состав ее подводного сопровождения. В его наличии сомневаться не приходится: крупные отряды боевых кораблей всегда сопровождаются атомными субмаринами, хотя военные ведомства и России, и США традиционно и принципиально не комментируют операции подводных сил флота.
Относительно возможных подводных участников похода высказывались различные предположения. В частности, СМИ сообщали о вероятном выходе в Средиземное море АПЛ К-119 «Воронеж». Этот «охотник за авианосцами» может действовать и против наземных целей — что показали недавние стрельбы крылатыми ракетами П-700 комплекса «Гранит» однотипного К-410 «Смоленск» по Новоземельскому полигону. Разумеется, то же нужно учитывать в связи с тяжелым атомным ракетным крейсером «Петр Великий» и самим «Адмиралом Кузнецовым» — по крайней мере, официальных подтверждений демонтажа ракетного комплекса на этом корабле пока нет.
Возвращаясь к собственно подлодкам, можно отметить, что наиболее логичные предположения сводятся к «тактической паре» в составе ракетоносца проекта 949А («Воронеж»?) и сопровождающей его многоцелевой АПЛ, а также еще одной многоцелевой атомной субмарины, сопровождающей собственно надводные корабли. Не исключено и прибытие на театр военных действий одной-двух модернизированных дизельных субмарин проекта 877, оснащенных ракетным комплексом «Калибр». Подлодки проекта 636 новой постройки с этим оружием уже находятся либо в Черном море, либо еще проходят испытания на Балтике, и их перемещение в Средиземноморье не прошло бы незамеченным.
Интриги в происходящее добавила британская новость о масштабной противолодочной операции Королевского флота к западу от Шотландии с задействованием надводных кораблей, береговой авиации и атомных подлодок. По сообщениям СМИ, британцы ведут охоту за группой в составе нескольких (!) российских атомных субмарин. Верить СМИ в данной ситуации на слово не приходится, однако компетентные источники в российском военном ведомстве отмечают, что одна (или несколько) подлодок могли быть развернуты в Северной Атлантике как для прикрытия отряда на переходе (с учетом непростой политической обстановки в предшествовавшие месяцы), так и для последующих демонстративных действий с целью оттягивания на себя «свободных» сил НАТО.
***
Происходящее в Средиземном море вновь заставляет обратить внимание на ограниченные возможности ВМФ России в его нынешнем состоянии. Нехватка кораблей и старение боевых единиц советской постройки могут в обозримом будущем лишить флот возможности действовать вдали от побережья и критически отразиться на обороноспособности страны в целом. Учитывая длительность процессов в военном кораблестроении и строительстве ВМФ как структуры и их инерционность (флот — вид вооруженных сил с самыми длительными сроками планирования), для того чтобы в 2040-х годах у России было чем защищать свои интересы на море, действовать нужно уже сейчас.