Бизнес
07:50, 29 ноября 2016

Гиганты против кризиса Корпорации делятся на части, чтобы преодолеть финансовые трудности

Татьяна Романова
Фото: Ahn Young-joo / AP

Во вторник, 29 ноября, руководство Samsung Electronics обсудит возможность разделения южнокорейского концерна, чтобы повысить его акционерную стоимость. По мнению экспертов, разделение гигантов — во многом кризисное решение: так менеджмент пытается стимулировать рост бизнеса отдельных направлений, что особенно актуально на фоне замедления экономики. «Лента.ру» вспомнила случаи, когда крупные компании прибегали к разделению, чтобы поправить финансовое положение.

Samsung Electronics

Предложение о разделении Samsung Electronics на операционную и холдинговую компании поступило в октябре от одного из инвесторов — хедж-фонда из США Elliott Management. Инвесторы считают, что сегодня акции компании имеют слишком сложную структуру управления и недооценены рынком примерно на 70 процентов. Сообщалось, что разделение позволит членам семьи Ли, основавшей компанию, усилить контроль над подразделением, занимающимся производством смартфонов.

В октябре Samsung Electronics обратилась к своим партнерам с просьбой остановить продажи Galaxy Note 7 после случаев самовозгорания устройств, а позже полностью прекратила производство этих гаджетов. Поступившие в продажу партии смартфонов Samsung были отозваны, как и более 2,5 миллиона уже реализованных устройств.

По состоянию на 28 ноября капитализация компании составляла 258,6 триллиона вон.

Alcoa

В ноябре 2016 года завершилось разделение американского производителя алюминия Alcoa на две независимые публичные компании. Сообщалось, что Arconic Inc. займется выпуском продукции для аэрокосмической и автомобильной отраслей, а Alcoa Corp. продолжит развивать горнодобывающий и металлургический бизнес.

По итогам разделения концерна прежние акционеры получают акции Arconic и около 80 процентов акций новой Alcoa, сообщали «Ведомости» в июле 2016 года. Оставшаяся доля в последней будет принадлежать Arconic, но та планировала продать акции. Таким образом менеджмент Аlcoa собирался извлечь выгоду из роста аэрокосмического сектора и защитить акционеров от снижения цен на сырьевых рынках: за последние пять лет стоимость тонны алюминия на Лондонской бирже металлов упала с более чем 2500 долларов до 1635 долларов. По итогам 2015 года Alcoa получила 121 миллион долларов убытка по сравнению с 268 миллионами долларов чистой прибыли в 2014 году.

Hewlett Packard

В октябре 2015 года совет директоров еще недавно крупнейшего в мире производителя компьютеров и серверов — американской Hewlett Packard — одобрил разделение компании на две части. Уже в ноябре того же года первая стала компанией HP Inc. и сконцентрировалась на выпуске ноутбуков, планшетов, рабочих станций, лазерных и струйных принтеров для бизнеса и дома. Вторая новая компания — Hewlett Packard Enterprise — будет развивать направление по разработке и продаже серверов, сетевого оборудования и устройств хранения данных.

Компании договорились в течение полугода после официальной реструктуризации не переманивать сотрудников друг у друга и не конкурировать друг с другом как минимум три года. Также HP Inc. и Hewlett Packard Enterprise приняли решение о сотрудничестве в сфере закупок материалов, продажи продуктов клиентам и обмена патентами.

Chrysler

В 1998 году корпорация объединилась с концерном «Даймлер-Бенц», который получил название DaimlerChrysler. Изначально планировалось равноправное партнерство, но Daimler полностью поглотил Chrysler. Новые владельцы компании имели собственное видение производства, с которым не соглашалось большинство руководителей Chrysler. В Daimler решили назначить новых руководителей производств.

В 2007 году концерн DaimlerChrysler продал 80,1 процента своего американского подразделения Chrysler, которое (тогда еще в виде самостоятельной компании) было поглощено им в 1998 году. Chrysler Group приобрел фонд Cerberus Capital Management за 5,5 миллиарда евро. В результате покупки была создана новая компания Chrysler Holding LLC. Ей принадлежало 100 процентов акций Chrysler Corporation LLC, занимавшейся производством и реализацией марок Chrysler, Dodge и Jeep. В новую компанию вошло и финансовое подразделение Chrysler Financial Services LLC.

Однако в 2009 году Chrysler объявил о техническом банкротстве, и после выплаты долгов часть акций Chrysler купил итальянский концерн Fiat. Полный контроль над Chrysler Fiat получил в начале 2014 года. Тогда же совет директоров итальянского автопроизводителя принял решение создать новую единую компанию Fiat Chrysler Automobiles со штаб-квартирой в Нидерландах.

Mitsubishi Group

После Второй мировой войны под давлением союзников был реорганизован японский концерн Mitsubishi, основанный в 1870 году самурайским кланом Ивасаки. Пятый президент компании Коята Ивасаки продал почти половину акций частным инвесторам. Концерн разделили на 44 самостоятельные компании (по другим источникам — на 139). Компании было запрещено использовать свою символику. Часть самостоятельных компаний в 1950-е годы снова слились в единую группу. В 1960-е в ее составе появилось подразделение по выпуску легковых автомобилей, а в 1970 году создается отдельная «дочка» — Mitsubishi Motors. В 2016 году 34 процента Mitsubishi Motors приобрела компания Nissan. Эксперты связывают эту продажу с топливным скандалом: в апреле 2016 года компания призналась в занижении данных о расходах топлива в четырех моделях своих автомобилей.

В настоящее время Mitsubishi Group объединяет десятки компаний, которые занимаются производством судов, самолетов, легковых автомобилей, грузовиков, автобусов, электроники. Совокупный оборот всех компаний группы Mitsubishi достигает 10 процентов ВВП Японии.

< Назад в рубрику