Украина в одностороннем порядке решила 1-2 декабря провести ракетные стрельбы в суверенном воздушном пространстве России, где осуществляются полеты гражданских и государственных воздушных судов. Дипломатические возражения Москвы в расчет не принимаются, более того — в Киеве показательно бравируют своими намерениями. Как готовят «учения» и зачем это нужно украинским лидерам прямо сейчас, выясняла «Лента.ру».
О решении Киева провести 1-2 декабря 2016 года ракетные стрельбы в районе Крыма стало известно 25 ноября, и что характерно — от российской стороны. Информацию распространила Росавиация: согласно данным ведомства, 24 ноября Киев издал соответствующий НОТАМ (авиационное уведомление) об активировании опасных зон в воздушном пространстве Крыма в связи с планируемыми стрельбами. В Росавиации подчеркнули, что издание уведомлений украинской стороной не согласовывалось ни с компетентными органами России, ни с российским провайдером аэронавигационного обслуживания, притом что в пределах тех зон, куда Киев готовится стрелять, осуществляются полеты гражданских и государственных воздушных судов. В ведомстве констатировали, что подобные действия украинской стороны нарушают международные правила, ставят под угрозу безопасность международной аэронавигации и создают потенциальную опасность для деятельности гражданской авиации.
В тот же день Минобороны России выразило официальный протест в связи с введением Украиной незаконных ограничений на использование воздушного пространства над акваторией Черного моря. В министерство был приглашен атташе по вопросам обороны при посольстве Украины в РФ для вручения ему соответствующей военно-дипломатической ноты. Как подчеркнули в оборонном ведомстве, «заявленные украинской стороной юго-восточные границы опасной зоны нарушают границы территориального моря Российской Федерации, что является нарушением норм международного права и российского законодательства».
На следующий день со своими комментариями вынужден был включиться Киев, который, похоже, изначально не прочь был не поднимать эту тему вплоть до дня стрельб. Командование Воздушных сил ВСУ снизошло до объявления на своей странице в Facebook. Явная провокация Украины в данном сообщении именуется «научно-исследовательскими учениями», которые «будут проходить исключительно в воздушном пространстве Украины, над открытым морем, и будут осуществляться строго в соответствии с нормами международного права». Секретарь Совета нацбезопасности Украины Александр Турчинов в этот же день выступил в своем стиле — мол, у России «истерика, которая лишена здравого смысла»: «Территория на запад от Керченского пролива является суверенным воздушным пространством Украины… Ракетные испытания Украина осуществляет в рамках всех международных обязательств и договоров». Заявление Турчинова можно расценить только так: где хотим, там и будем стрелять.
В лагере президента Порошенко пока хранят молчание. Впрочем, посмотрев комментарии «придворных» политических экспертов, можно примерно представить, о чем там думают. Пожалуй, самым характерным является заявление военного эксперта Юрия Бутусова, который уже объявил грядущие ракетные стрельбы «крутой операцией», более того — «одной из самых знаковых военно-дипломатических инициатив Украины». По его мнению, эта акция Киева привлечет дополнительное внимание международного сообщества к проблеме «оккупации» Крыма. «Было бы здорово, если бы такие тренировки для оккупантов стали обычным явлением и наглядной демонстрацией, что никакие их права во всем мире никто не признает», — помечтал Бутусов.
Ни Генштаб Украины, ни командование Воздушных сил ВСУ пока не раскрыли технических подробностей будущих стрельб. Известно, что в распоряжении Киева есть еще советские зенитные ракетные системы большого радиуса действия С-200 и С-300, а также комплексы среднего радиуса действия С-125 и «Бук», но что именно будет использовано на «учениях» — тайна за семью печатями. Интересно, что недавно в Киеве были грандиозные пляски по поводу успешных испытаний новой украинской ракеты, — 16 ноября Порошенко заявил, что все испытательные пуски прошли успешно, результат впечатляет: «При дальности стрельбы 60 километров ракета продемонстрировала очень высокую точность». Отдельно стоит отметить, что точка попадания была в море. Дополнительные подробности сообщил советник президента Украины Юрий Бирюков: «Жуткое оружие, которое может летать на десятки километров и попадает в центр круга радиусом 50 метров. Много десятков километров. И в опорный пункт. Или на стоянку техники. И несет смерть». Все это президентский советник назвал «доброй и хорошей историей».
Стоит вспомнить, что в октябре 2016 года исполнилось 15 лет со дня совсем уж нехорошей истории, которая тоже начиналась как плановые учения ВСУ. Самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь», выполнявший рейс по маршруту Тель-Авив — Новосибирск, был сбит украинской зенитной ракетой комплекса большой дальности С-200 над Черным морем. Погибли все находившиеся на борту 78 человек (66 пассажиров и 12 членов экипажа). Сейчас интересно вспомнить реакцию тогдашнего президента Украины Леонида Кучмы, который признал ответственность Киева за трагедию и даже отправил в отставку министра обороны Александра Кузьмука и нескольких высокопоставленных военных. Тогда Кучма распорядился приостановить использование ВСУ зенитно-ракетных комплексов «на время выяснения соответствия их технических характеристик», провести «коренную ревизию» всех других видов вооружений сил противовоздушной обороны на предмет соответствия требованиям безопасности. Также были запрещены какие бы то ни было пуски ракет, а специальной межведомственной комиссии поручили «оперативно пересмотреть» действующие правила проведения военных учений на Украине.
Изначально было понятно, что нынешняя украинская власть российский Крым в покое не оставит. Также логично, что степень накала провокаций в отношении полуострова придется все время повышать: сначала была так называемая продовольственная блокада, потом энергетическая, затем вылазки диверсантов и так далее. Однако нынешнее людоедское решение о ракетных стрельбах, которое в перспективе может обернуться авиакатастрофами и множеством человеческих жертв — это чересчур даже с учетом вышесказанного. В чем же соль? Киев упрямо добивается эскалации конфликта с Россией, организует новые и новые затеи в расчете на жесткую российскую реакцию. Ведь момент для Порошенко и компании сейчас поистине судьбоносный: надо каким-то образом сохранить США под управлением Дональда Трампа в качестве своего главного покровителя.
Задача эта нетривиальная: вновь избранный американский президент как минимум сторонится украинского лидера. Он наверняка помнит, что в период предвыборной борьбы отдельные персонажи из лагеря Порошенко открыто работали в интересах Хиллари Клинтон и негативно отзывались о нем самом. Логично предположить, что именно в этом заключается нехитрый расчет украинских политиков: максимально взвинтить конфликт с Россией в надежде на то, что «жертве российской агрессии» даже Трамп отказать в помощи не сможет. И показательная бравада Турчинова — явно часть плана, рассчитанная на ответную реакцию.
Наряду с этим попутно решается сразу несколько внутренних задач. Ведь такой темой, как «стрельбы по Крыму», очень удобно отвлечь внимание народа и от все более масштабных протестных социальных акций, и от скорбного положения дел в украинской экономике после «реформ» в исполнении нынешнего правительства, и от политического кризиса в Раде, напоминающей банку с пауками.
Собственно, есть два базовых сценария развития событий. Если в ходе этих «учений» что-то произойдет и Россия как-то ответит, актуальные проблемы страны сразу же будут задвинуты не на второй, а на сотый план из-за «войны». Сразу найдется дело для очень действующих на нервы Порошенко и премьер-министру Гройсману «патриотов» вроде «Правого сектора» (запрещенная в РФ экстремистская организация), которые в последнее время простаивают без дела, а потому начинают искоса смотреть на официальную власть в Киеве. Если же ничего не случится — лидеры Украины будут громко кричать об очередной «победе» над Россией.
И еще один важный момент. Поскольку главным спикером на тему стрельб выступил один из немногих уцелевших при власти соратников Яценюка секретарь Совнацбеза Украины Александр Турчинов, может сложиться впечатление, что вся эта затея возникла в рамках внутриукраинской борьбы между так называемыми «голубями» и «ястребами». Однако не стоит забывать, что именно Порошенко является главнокомандующим и главой Совнацбеза, именно он отдает приказы министру обороны. Ни одна военная инициатива не возможна без его санкции, поэтому ответственность за эту провокацию и ее результаты несет персонально президент Украины.