Казалось бы, ванная комната — помещение сугубо утилитарное. По крайней мере, если речь о простых квартирах с типовыми планировками: где уж тут разгуляться фантазии, на пяти-то квадратных метрах. Но практика показывает — было бы желание самовыразиться, а уж возможности изыщутся.
Портал Houzz поделился с «Домом» своим исследованием, посвященным ремонту и поведению домовладельцев в ванных комнатах. И все оказалось не так очевидно, как можно было предположить.
За последние два-три года на российский рынок массово стали выводиться новостройки уже с готовой отделкой. Реклама в радужных красках описывает преимущества квартир «под ключ»: это и возможность въехать сразу же, и, что немаловажно, экономия на ремонте (застройщик за счет «оптового» заказа как минимум имеет возможность получать материалы со скидкой).
Но как показала статистика Houzz, почти половина опрошенных все-таки ремонтирует ванные и санузлы в приобретенных квартирах, в том числе и с готовой отделкой. 29 процентов решились на ремонт, потому что ванная находится в состоянии, близком к аварийному.
Среди опрошенных домовладельцев, завершивших ремонт в течение последнего года либо планирующих сделать это до конца зимы, причем в квартирах самого разного ценового сегмента, отмечается рост интереса к применению высоких технологий. Термостатические смесители, унитазы с двумя режимами слива, гидромассаж и ванны на двоих — эти и подобные решения выбираются примерно в 20 процентах случаев, включая и самые простые типовые квартиры.
Увы, вместе с высокими технологиями в наши ванные пришла и интернет-зависимость. По данным опроса, более половины домовладельцев проводят в обновленных ванных до 60 минут в день (а 15 процентов — более часа в день!), причем каждый второй принимает водные процедуры, не расставаясь со своими мобильными гаджетами: читая почту, посылая СМС, проверяя социальные сети, слушая музыку или читая.
Типовой для российской квартиры набор, неважно, совмещенный санузел или раздельный, — это унитаз и ванна, либо унитаз и душевая. Как отмечает исследование Houzz, в последнее время россияне стремятся увеличить количество банных удовольствий: каждый третий решил отвести под ванную больше места, 56 процентов опрошенных расширяют пространство «мокрой зоны», чтобы добавить к ванной еще и душевую кабину.
Семь из десяти собственников воспользовались профессиональной помощью, чтобы отремонтировать свои ванные комнаты в период с 2015 до начала 2016 года. При этом почти четверть (22 процента) объектов до этого ремонтировалась в прошлом столетии (более 16 лет назад). Наиболее востребованы технические специалисты (45 процентов) и специалисты по отделке ванных (30 процентов), 14 процентов респондентов обратились к единому подрядчику.
Что до бюджета, разумеется, ожидания несколько расходятся с реальностью. Впрочем, так было (и наверное, будет) во все времена. 75 процентов опрошенных собирались потратить на ремонт ванной до 250 тысяч рублей, удалось это лишь 60 процентам. Остальные вписались в следующую категорию — до полумиллиона рублей.