Новости партнеров

Четыре мужика в одной палатке

Какие прелести таит продолжение японской культовой ролевой игры Final Fantasy XV

Изображение: Square Enix

Final Fantasy XV — судьбоносная страница в истории легендарной серии. После откровенно провальной 13 части и сомнительных успехов портативных ответвлений бренд, некогда олицетворявший всю японскую игровую индустрию, потерял былое величие и скатился до нишевых и странных портативных игр. Вернуть «финалку» на пьедестал должна была пятнадцатая часть, мучительная и долгая десятилетняя разработка которой сама по себе тянет на легенду. Вопрос в том, насколько счастливый у этой сказки конец. «Лента.ру» разбиралась, получилось ли у Square Enix хоть что-то, или рядом с надгробием Metal Gear Solid следует копать очередную могилу.

Мы строили, строили…

Самой низкой точкой в истории студии Square принято считать провал фильма «Последняя фантазия: Духи внутри», который обошелся студии в 100 миллионов долларов. Это ускорило происходившее параллельно слияние Square со студией Enix, причем на невыгодных для первой позициях. Тогда работу в студии потеряли множество ветеранов и «отцов» Final Fantasy, в том числе легендарный Хиронобу Сакагути.

Но и это был еще не конец: куда более болезненным для Final Fantasy стал провал проекта Fabula Nova Crystallis, флагманом которой стала игра Final Fantasy XIII. Тринадцатая часть полностью оправдала свой номер и в одночасье уничтожила всю репутацию легендарной серии. Виной тому — отказ от нелинейного прохождения, чересчур вычурный и запутанный игровой мир и плохой сюжет. Оставшиеся гвозди в гроб серии забили два сиквела.

Проблемными оказались и другие игры «саги о кристаллах». Портативная Final Fantasy Agito XII так сильно ушла от изначальной истории и концепции, что ее переименовали в Type-0, а Final Fantasy Versus XIII вообще не смогла выйти из препродакшена. Стало очевидно, что серию Final Fantasy надо спасать.

Эту задачу взвалил на себя в 2012 году Хадзиме Табата, прежде отвечавший за портативную Type-0, которая была тепло принята прессой и геймерами. Гейм-дизайнера поставили руководителем проекта Final Fantasy Versus XIII, после чего он переименовал проект в Final Fantasy XV, начал делать игру с нуля и ушел от сугубо японских механик, внедряя в работу студии популярные на Западе практики.

Сломанные скрепы

В такой непростой обстановке и создавалась Final Fantasy XV, именно поэтому она вышла захватывающей, увлекательной и неряшливой одновременно.

Игра открывается достаточно пафосным текстом «Final Fantasy для фанатов и новых игроков», но в кои-то веки этот пафос полностью оправдан. В отличие от XIII части новая «финалка» радикально отвергает большинство традиций серии, которые оставались незыблемыми десятки лет. Табата и компания настолько ушли от канонов классики jRPG, что страшно представить, как будет корежить некоторых старых фанатов. При всем при этом Final Fantasy XV — прекрасная игра для новых игроков, и это хорошо.

Но от ностальгии не спрятаться и в новой реинкарнации Final Fantasy: игра навевает яркие воспоминания о шедевральной восьмой части, где сосуществовали магия и современные технологии. Традиционно эклектичный и избыточный дизайн Final Fantasy прекрасно уживается со смартфонами, автомобилями и прочими не очень свойственными фэнтези вещами. А от местных пейзажей захватывает дух!

При этом «пятнашку» едва ли можно назвать красивой игрой. Движок теряет кадры, текстуры лучше не разглядывать вблизи, да и сглаживание не такое удачное, как хотелось бы. Но работа художников и специалистов, отвечавших за освещение, искупает все огрехи. Final Fantasy XV удается создать ощущение очень «настоящей» другой реальности. Этот мир хочется исследовать, сюда тянет вернуться, чтобы узнать о вселенной игры больше.

Кожаный квартет

Еще одна важная составляющая успеха Final Fantasy XV — герои. И пусть дизайн в духе японских поп-идолов достался игре в наследство от Versus XIII, четверка разодетых в кожу мужиков, которые ночуют в одной палатке, — самый обаятельный квартет в видеоиграх за долгое время. Отчасти благодаря гениальной структурной находке игровых дизайнеров.

Первая половина игры подается в манере легкомысленного дорожного приключения, во время которого можно не только научиться отличать протагонистов по прическам, но и как следует узнать их. Прекрасно подано и необходимое любой ролевой игре ощущение открытия: вместе с игроком протагонисты с каждым часом узнают все больше об окружающем их мире.

Идиотские с виду занятия типа готовки блюд высокой кухни, ночевки в отелях и длительных поездок на машине, на деле прекрасно работают на атмосферу отдыха и заставляют геймера поверить, что он выбрался в отпуск в чужой, увлекательный и загадочный мир. Это сложно описать, но в простых компанейских радостях FF XV кроется самая обаятельная часть игры, так что за совершенно бесцельными занятиями игрок, скорее всего, проведет непростительно много времени. Не потому, что игра заставляет. Нет! Просто хочется дурачиться подольше.

Тем не менее FF XV не лишена болячек, характерных для любого долгостроя. Например, наблюдается проблема с повествованием. Во второй половине игра становится заметно линейнее, мрачнее и разгоняется до такой степени, что просто забывает о некоторых персонажах. Это не влияет на качество, а концовка игры и вовсе заставит игроков растрогаться.

В 2016 году от ролевой игры на сто часов геймплея хочется как минимум большей законченности, особенно когда перед глазами «Ведьмак 3» и великолепные дополнения к нему. Смена темпа в XV настолько стремительна, что можно почувствовать момент, когда разработчики решили «свернуть лавочку», чтобы игра вообще когда-нибудь вышла. Остается лишь надеяться на сюжетные DLC, которые заштопают серьезные сценарные дыры.

Есть у FF XV свои особенности и с подачей игровой вселенной. Чтобы до конца понять мотивации некоторых персонажей, лучше ознакомиться с полнометражным фильмом Kingsglaive и сериалом Brotherhood. Кто-то может записать это в недостаток, но игра дает достаточно базовой информации для понимания многих закулисных интриг.

Нафантазировали тут

Что Final Fantasy XV действительно серьезно изменила, так это традиционный для жанра игровой процесс. Серия столь стремительно ворвалась в светлое и дружелюбное к игроку будущее, что рискует потерять многих фанатов-ортодоксов. Хотя, может, это и к лучшему.

Во-первых, игра выбросила на помойку систему сражений ATB. Отныне все бои разворачиваются в реальном времени и больше похожи на слэшер в духе Devil May Cry. Это разительно отличается от чемпионата на скоростную навигацию по лохматым подменю, которым всегда для простого игрока выглядели сражения в «финалке». Впервые в серии — по крайней мере, для автора — боевая система перестала быть переусложненной на ровном месте обузой и стала действительно дьявольски увлекательной частью процесса. Драться в FF XV — чистое удовольствие. Управление ясное и отзывчивое, а способности и магия не ограничивают игрока. Отдельной похвалы заслуживают сопартийцы: они прекрасно поддерживают героя во время битв и действительно помогают в сложных ситуациях.

Ролевая система изменилась соответствующе — теперь прокачка максимально разгружена и прозрачна и не требует унизительного гринда всех встречных и поперечных. Получать AP, за которые приобретаются новые способности, можно за банальные путешествия по карте, да и древо навыков не представлено вычурными сферами, а похоже на «созвездия» из Skyrim. Почти наверняка кто-то назовет Final Fantasy XV слишком простой, но, честно говоря, это массовая RPG, и здесь это скорее плюс. Для ценителей сложности всегда есть плоды творчества Хидетаки Миядзаки.

Второй шаг в современные тренды — открытый для исследования мир, который отныне не заперт в рамки глобальной карты и прочие условности. В этом плане FF XV сильно похожа на «Ведьмака 3», только вместо Плотвы игроки скачут на курицах-переростках Чокобо. Размер локаций правильно балансирует между ощущением простора и комфортом перемещения, так что про тягучие километры из Xenoblade Chronicles X можно, к счастью, забыть. Серьезным недостатком остаются лишь побочные квесты, которые сводятся к банальному «убей и/или принеси». Но для прохождения по сюжету выполнять их не требуется, а влюбленному в новую боевую систему игра дает лишний, причем хорошо оплачиваемый повод снова окунуться в угар сражений.

Отдельно хочется отметить выдающиеся «подземелья», которые чем-то напоминают гробницы из Assassin’s Creed 2. Каждый этап уникален и потребует от игрока полной отдачи. К тому же в игре неожиданно сильный «постгейм»: вы можете комфортно пройти сюжет и уже после вернуться к более обстоятельному исследованию игрового мира. Достаточно сказать, что лучшее «подземелье» в игре доступно лишь при полном прохождении кампании.

Полным разочарованием уверенно можно назвать лишь техническую сторону игры. Отсрочка в два месяца почти наверняка спасла проект от катастрофы, но FF XV все еще тормозит, может без причины вылететь в меню консоли и вообще ведет себя неподобающе.

***
Final Fantasy XV — смелый, увлекательный и не всегда удачный эксперимент по очеловечиванию жанра японских ролевых игр, который безбожно застрял в «золотых 90-х». Но гораздо чаще у игры получается удивлять, восхищать и радовать, так что на редкие минуты досады и обиды попросту не хочется обращать внимания. Final Fantasy XV едва ли игра года, но это успешная попытка смотреть в будущее, не забывая о легендарном наследии. По крайней мере, эта «Фантазия» точно не последняя.

Наука и техника00:0122 сентября
Брайан Уонсинк

Сплошное наедалово

Он годами учил людей правильно питаться. Его обман раскрыли слишком поздно
Наука и техника00:0220 сентября

Еще полетаем

Почему Америка уступила России и пустила к себе самолеты-разведчики