Мир
08:56, 5 декабря 2016

No, синьор Ренци! Итальянские избиратели не поддержали реформы премьер-министра

Михаил Куракин
Маттео Ренци
Фото: Max Rossi / AP

Глава итальянского кабинета министров Маттео Ренци, инициатор конституционной реформы, поставил на карту будущее страны и собственную карьеру. И проиграл. Граждане не согласились на масштабные изменения в политическом устройстве государства. В чем состояла суть этих предложений и что теперь ждет Италию — разбиралась «Лента.ру».

Политический сумбур

«Даже если ты хочешь изменить в законе одну запятую, это должна одобрить вторая палата парламента. Этой проблеме в Италии уже несколько десятилетий», — заметил в одном из интервью профессор Римского университета имени Джона Кабота Франко Павончелло. Тяжелейшая система принятия законов заставляет обсуждать их годами.

«Парламент в Италии разделен на две абсолютно равноценные палаты, которые имеют равные права, включая право вето на изменения, внесенные в другой палате. Прохождение любого закона через такую систему — очень трудная процедура. И очень часто бывало так, что та или иная инициатива не получала одобрения до истечения срока депутатских полномочий парламентариев данного созыва», — рассказал «Ленте.ру» итальянский журналист и публицист Аурелио Монтиджелли.

Этими и другими обстоятельствами было продиктовано желание премьер-министра провести конституционную реформу. Но его инициатива с самого начала продвигалась со скрипом. Законопроект о конституционной реформе был предложен правительством еще два года назад. Только в нынешнем году его одобрили обе палаты парламента и вынесли на референдум. Можно было бы обойтись и без плебисцита, если бы законодатели приняли предложение квалифицированным, а не простым большинством.

Суть реформы

В проекте было запланировано кардинальным образом изменить работу сената — верхней палаты парламента. Сейчас сенат и палата депутатов формируются на одних и тех же принципах (всеобщие выборы) и во многом дублируют друг друга.

В сенат пожизненно входят все бывшие президенты республики. Кроме того, в сенат пожизненно могут быть назначены любые граждане, которых президент счел достойными. Новая схема предполагала преобразование сената в палату регионов: вместо избираемых сенаторов в верхней палате должны были заседать представители региональных правительств — мэры и советники. Сохранялись в ее составе — но не более пяти человек — и граждане, назначаемые лично президентом. В результате численность сената должна была сократиться с 315 до 100 человек.

Помимо этого, реформа предполагала урезание полномочий регионов: по предложенным правилам, вопросы энергетики, стратегической инфраструктуры и гражданской обороны отходили в компетенцию президента. Также палата лишалась возможности выносить вотум недоверия премьер-министру.

Изменения должны были коснуться и нижней палаты: предполагалось, что депутаты будут избираться по мажоритарной системе (гарантируя большинство партии, победившей на выборах). Кроме того, нижняя палата получала право принимать законы, даже если сенат проголосовал против.

Политическое шоу

Агитируя за свои идеи, Ренци провел турне по регионам. На старте кампании он даже пообещал уйти в отставку, если потерпит неудачу, но вскоре перестал разбрасываться подобными заявлениями, предпочитая апеллировать к разуму, а не эмоциям избирателей. «Предстоящее голосование — это уникальная возможность, которой стоит воспользоваться. На кону Италия, ее будущее», — заявил Ренци, выступая в Прато в поддержку референдума. Премьер подчеркнул, что голосование — это не вотум доверия ему лично или проводимой им политике, и призвал представителей оппозиционных партий, даже если они не согласны с ним по другим вопросам, не позволить этим расхождениям сказаться на отношении к реформе.

Впрочем, противники предложенных Ренци нововведений тоже агитировали весьма активно. Бывший итальянский премьер Сильвио Берлускони назвал предложенный Ренци референдум «прямым путем к отказу от демократии», а лидер движения «Пять звезд» Беппе Грилло прямо заявил: «Ренци заранее проиграл референдум». По мнению Грилло, правительство действует, проводя законы исключительно как чрезвычайные меры. «90 процентов законов были приняты этим способом. И какой тогда смысл реформировать сенат?» — возмущался он. Лидер другой мощной оппозиционной партии «Лига Севера» Маттео Сальвини призвал своих сторонников голосовать против предложения правительства, чтобы «дать звонкую пощечину» Евросоюзу. В итоге эти аргументы оказались более весомыми.

Что дальше

Теперь Маттео Ренци, как и обещал, демонстративно подал в отставку. Но далеко не факт, что она будет принята. У президента Италии Серджо Маттареллы широкое поле для маневра: во-первых, он может не принять отставку, во-вторых, он может ее принять, но сделать Ренци исполняющим обязанности главы кабинета до следующих парламентских выборов в 2018 году. В-третьих, возможен вариант, при котором глава государства принимает отставку правительства во главе с Ренци и тут же снова поручает ему сформировать новый кабинет. Кстати, еще в октябре министр внутренних дел Анджелино Альфано заявил, что независимо от результатов референдума нынешнее правительство продолжит работу.

В любом случае в Италии возникает ситуация политической нестабильности. Это, в свою очередь, означает резкое ослабление позиций Рима на и без того тяжелых переговорах с Брюсселем. В частности, Евросоюз требует от Италии неукоснительного выполнения положений пакта о стабильности, согласно которому дефицит бюджета не может превышать трех процентов ВВП, иначе стране грозят многомиллионные штрафы. Теперь требование итальянских властей увеличить финансирование из общеевропейского «котла» на содержание мигрантов окажется под большим вопросом.

Вдохновленная победой, активизируется оппозиция. Движение «Пять звезд» (5S) наверняка воспользуется осечкой Маттео Ренци и попытается провести следующий референдум о членстве Италии в ЕС. Мэр Рима Вирджиния Раджи, представляющая «Пять звезд», заявила, что отрицательный результат референдума «похоронит правительство». А лидер «Лиги Севера» Маттео Сальвини еще до оглашения итогов референдума пообещал не только инициировать досрочные парламентские выборы, но и провести референдум по участию Италии в зоне евро.

< Назад в рубрику