Культпросвет
21:07, 6 декабря 2016

Где живут единороги В Лондоне прошла Неделя российского кино

Денис Рузаев

В Лондоне с 30 ноября по 4 декабря впервые прошла Неделя российского кино — редкий смотр отечественных фильмов за рубежом, который избежал участи официозной формальности, более того — собрал представительное жюри, вручившее призы лучшим лентам фестиваля. Главная награда — «Золотой единорог» — досталась «Ученику».

Более 25 фильмов — от хитов российского проката и участников фестивалей каннского калибра до документального кино и короткого метра. Несколько десятков специальных гостей — включая не только видных представителей российской индустрии развлечений от Ренаты Литвиновой до Димы Билана, но и, например, Ольгу Куриленко. Пять дней, заполненных показами картин, встречами режиссеров и актеров со зрителями, деловыми конференциями и презентациями. Впрочем, самый неожиданный факт первой Недели российского кино в Лондоне — в том, что абсолютно все фильмы фестиваля собрали аншлаги, а все билеты были распроданы еще до церемонии открытия. Расхожее мнение гласит, что отечественное кино за границей не интересно никому, — как выяснилось, применительно к британской столице этот стереотип не работает.

«Кроме интересующихся российской культурой британцев в Лондоне живет еще и почти 400 тысяч наших соотечественников. Очевидно, им нужно еще раз напомнить об исторической родине. Фестиваль дает им возможность переживать о стране, гордиться ею. Отбирая фильмы, мы постарались сделать микс из разных жанров и сюжетов: есть комедия “Хороший мальчик”, есть ряд исторических фильмов, таких как “Территория” и “Герой”... Но ключевой запрос был таким: чтобы кино было актуальным, поднимало интересные темы, было качественно снято. Есть в программе и фильмы иностранных режиссеров, снятые в России, — например, работа ирландца Джонни О’Райли “Москва никогда не спит”, очень позитивно показывающая нашу столицу», — рассказал о целевой аудитории Недели российского кино и принципах отбора лент в программу соучредитель фестиваля, исполнительный директор университета «Синергия» Вадим Лобов. По его словам, следующая миссия «Синергии» — решить проблему представления отечественного киноконтента и в других странах.

Не секрет, что традиционные недели российских фильмов часто оказываются формальными, официозными мероприятиями. Чтобы избежать такой участи, Russian Film Week заручилась поддержкой представительного международного жюри, в которое входили два десятилетия проработавший в Москве журналист и автор книги «Внутри путинской России» Эндрю Джек, много лет пишущий о русской культуре литературовед Дэвид МакФадьен, канадский продюсер и основатель фестиваля «Рэйндэнс» Эллиот Гроув, актрисы Джастин Уодделл и Дина Корзун и другие эксперты. Главный приз и приз за лучшую мужскую роль (Петру Скворцову) жюри присудило, пожалуй, самому признанному и обсуждаемому отечественному фильму этого года: «Ученику» Кирилла Серебренникова, который уже участвовал в программе Каннского фестиваля и заслужил режиссерский приз на «Кинотавре». Прошлогодний победитель сочинского киносмотра, романтический альманах Анны Меликян «Про любовь», в свою очередь, забрал призы за лучший сценарий и лучшую женскую роль — ее сыграла в этой картине Рената Литвинова, чей визит в Лондон придал Неделе российского кино существенный заряд богемного шика.

Кроме Литвиновой, которая в Великобритании также провела мастер-класс и показала две своих новых короткометражки (одна из них входила в фильм «Петербург. Только по любви»), свою творческую встречу со зрителями в Лондоне провел и режиссер Алексей Учитель. Он рассказал не только о механизмах, управляющих функционированием российского кинопроцесса, но и о том, как идет работа над уже нашумевшей исторической драмой «Матильда». Среди других гостей фестиваля были Анна Меликян и исполнитель главной роли в «Хорошем мальчике» Семен Трескунов, обеспечивший гламурность церемонии открытия певец, а после «Героя» и актер Дима Билан, режиссеры Сергей Снежкин («Контрибуция»), Олег Асадуллин («Зеленая карета»), Александр Мельник («Территория»), Илья Учитель («Огни большой деревни») и Вера Глаголева («Две женщины»). Последней оставалось только сожалеть о том, что из-за занятости на съемках не смог лично присутствовать на показе фильма сыгравший в нем одну из главных ролей Рэйф Файнс — знаменитый актер тем не менее стал на Russian Film Week лауреатом специального «Золотого единорога» за популяризацию российской культуры за рубежом. Награду получила за него Джастин Уодделл.

Как бы ни была репрезентативна программа и как бы быстро ни раскупались билеты, миссия фестиваля, по словам его основателя и генерального продюсера Филипа Перкона, не ограничивалась показом российского кино лондонской публике. Russian Film Week еще и провозгласила задачу по наведению культурных мостов между двумя странами — несмотря на не самый позитивный информационный и геополитический фон. В этом смысле даже более важной, чем кинопоказы, стала обширная деловая программа Недели. Так, в лондонском офисе «Россотрудничества» прошли презентации новых проектов, а продюсеры из России и Великобритании обсудили возможности, перспективы и проблемы копродукции между представителями обеих индустрий, то есть использования того механизма финансирования кино, который сейчас кажется самым эффективным для всех кинокомпаний мира, не расположенных в Голливуде. Чтобы совместное производство фильмов заработало по-настоящему, предстоит еще много работы — пока, признаются британские продюсеры, российские законы и налоговая система в киноиндустрии практически непроницаемы для иностранцев.

< Назад в рубрику