Беспрецедентное ЧП в новой полиции Украины — в ходе спецоперации в селе Княжичи Киевской области силовики открыли огонь друг по другу, в результате чего были убиты пять человек из трех разных подразделений. В МВД страны говорят о «трагической ошибке», однако официальная версия ведомства не выдерживает никакой критики. «Лента.ру» разбиралась в том, что произошло на самом деле и какие теперь возможны политические последствия.
В ночь с 3 на 4 декабря Национальная полиция намеревалась задержать в Княжичах преступную группу, занимавшуюся разбойными нападениями и грабежами. Была наводка, что очередное ограбление состоится именно здесь и именно в эту ночь. В спецоперации участвовали три группы МВД Украины: полицейские из оперативного подразделения, которые следили за собиравшимися ограбить дом, сотрудники полиции охраны (ранее — Государственная служба охраны), а также спецотряд корпуса оперативно-внезапного действия Нацполиции, так называемый КОРД. Итог — пять погибших силовиков. Убиты начальник отдела киевского управления КОРД — майор Виталий Валецкий, двое сотрудников охраны — старшие сержанты Евгений Куртев и Сергей Орлов и двое полицейских оперативников — старший лейтенант Юлиан Рудько и лейтенант Александр Маница, непонятно как оказавшиеся в одной машине.
В понедельник, 5 декабря, спикер Верховной Рады Андрей Парубий на согласительном совете парламента подтвердил информацию о еще одной жертве, правда, без подробностей. Банде в общей неразберихе из Княжичей удалось уйти. В Нацполиции утверждают, что все преступники были задержаны позднее на въезде в Деснянский район столицы Украины, и на сей раз без кровопролития.
Первым о трагических событиях сообщил советник главы силового ведомства и народный депутат Антон Геращенко в своем Facebook. По его версии, полицейские оперативники (разведчики) следили за бандитами, когда в одном из соседних домов сработала охранная сигнализация. На место прибыл наряд госслужбы охраны, который заметил и каким-то образом задержал именно оперативников. А группа захвата решила, что сотрудники разведки попали в руки преступников.
«Они выехали в микроавтобусе на улицу, где сотрудники ГСО задержали полицейских разведчиков. Далее между сотрудниками ГСО и группой захвата произошла перестрелка, длившаяся несколько мгновений и унесшая пять жизней», — рассказал Геращенко.
Уже назначено двойное расследование — официально делом займется Генеральная прокуратура Украины. Начато уголовное производство по части 2 статьи 112 (убийство). О личном контроле над делом, учитывая резонанс произошедшего, заявили генпрокурор Юрий Луценко и президент страны Петр Порошенко. В МВД проведут свое внутреннее расследование, результаты которого передадут в ГПУ для «адекватной правовой оценки». Пока в прокуратуре не торопятся с выводами и высказываются максимально нейтрально. Чего не скажешь об экспертах, политиках и вообще тех, кто близок к силовым структурам и знает ситуацию изнутри. Возникло множество вопросов.
Как получилось, что полицейские из охраны вообще не знали, что в селе проходит спецоперация и работают их коллеги? Отвечают так: задержание банды готовили и проводили в атмосфере полной секретности во избежание утечек. Допустим. Но каким образом и почему оперативники–разведчики «сдались в плен» полицейским из подразделения охраны, почему не сообщили коллегам из КОРДа о вмешательстве других силовиков? Если КОРД собирался освобождать якобы захваченных заложников — почему всех просто расстреляли? Кто координировал все действия и куда смотрел этот координатор (если он был вообще)?
Долго работавший ранее пресс-секретарем МВД и хорошо знающий систему криминальный тележурналист Константин Стогний, ссылаясь на местных жителей, выдвигает такую версию: полицейские сами промышляли воровством в домах, полиция охраны их задержала, после чего КОРД по команде свыше пытался отбить задержанных. Более того, Стогний настаивает, что это самая «распространенная и культурная» из версий местных жителей, остальные еще более нелицеприятны.
Коллеги погибших прямо говорят, что не верят версии МВД, то есть тому, что озвучил Геращенко. По их мнению, никакой банды, которая бы грабила Княжичи, не было в принципе. «Такое впечатление, что тех двоих, якобы "разведчиков", не хотели оставлять в живых, вот и расстреляли — и их, и наших ребят. Мы спрашиваем сейчас у кордовцев, почему так произошло? Они глаза опускают и говорят: это не мы. Там была третья сила. Кто эта третья сила?» — возмущаются полицейские.
Пока удалось выяснить, что автомобиль службы охраны, в котором застрелили четверых, был специализированным полицейским, но без мигалок. «Машина эта была без проблесковых маячков. И в такой тьме, где не было освещения (напомним, что все произошло около 4 утра), я не исключаю, что можно было не увидеть опознавательные знаки», — сказал журналистам советник главы МВД Зорян Шкиряк. По предварительным данным, все полицейские были в бронежилетах. Депутат Киевоблсовета Иван Ступак опубликовал фото расстрелянного автомобиля и привел слова некоего осведомленного лица: «Там все гораздо хуже, чем озвучивают».
Президент Украины Петр Порошенко на совещании с силовиками заявил, что те, кто виноват в выдаче приказов, приведших к столь тяжким последствиям, по итогам расследования однозначно будут привлечены к ответственности. Глава государства призвал не использовать трагедию в Княжичах для того, чтобы «устраивать разборки и дестабилизировать политическую ситуацию». Обычно весьма активный глава МВД Арсен Аваков целые сутки после ЧП вообще молчал. Как выяснилось, он находится в командировке в Канаде и не намерен ее прерывать.
Очередная трагедия снова подняла вопрос об эффективности реформы силовых органов и той новой полиции, которой еще недавно постмайданные власти Украины так гордились. Ожидаемо критично высказываются представители оппозиционных фракций, однако не стесняется в выражениях и губернатор Закарпатья Геннадий Москаль, один из близких соратников Порошенко, работавший в МВД Украины. «На 99,9 процентов уверен — не было ни плана спецоперации, ни самого штаба, а сама трагедия произошла из-за отсутствия координации разных структур… Разбалансировки служб сделаны в ходе "реформы полиции". Единый руководящий центр МВД разрушен, профессионалов, которые имели огромный опыт оперативной работы, выгнали, потому что они не прошли так называемую аттестацию, а на их место набрали неопытных людей, которые не могут профессионально спланировать спецоперацию и бросают под пули своих подчиненных», — говорит он. Еще недавно такие слова губернатора вполне могли сойти за «сепаратизм», но сейчас подавляющая часть населения страны с ним согласна.
Помимо отсутствия координации, еще одно важное последствие «реформы», отмечаемое сейчас многими экспертами, — атмосфера полного недоверия среди различных подразделений силовиков. Это тоже могло спровоцировать стрельбу.
Общество настойчиво требует отставки главы МВД Арсена Авакова, но скорее всего, этого не произойдет. Глава МВД назначается и увольняется не президентом, а парламентской коалицией в Раде, состоящей сейчас из «Блока Петра Порошенко» и «Народного фронта» Яценюка, одним из лидеров которого является сам Аваков. Равновесной по влиянию фигуры, способной заменить Авакова на посту главы МВД, у «Народного фронта» нет, да и не факт, что такое голосование бы состоялось даже при принципиальном согласии на рокировку в лагере Порошенко. А любое другое решение сразу выводит «Народный фронт» из коалиции, что означает курс на досрочные выборы в Верховную Раду — сценарий для Порошенко сегодня крайне нежелательный.
Конечно, можно было бы уволить руководителя полиции — да вот незадача, Хатия Деканоидзе недавно сама покинула этот пост, заявив напоследок, что украинские силовики «голые, босые, без бензина и бумаги». В любом случае нет сомнений, что проблема будет решаться политически, и значит, пропасть между властью, полицией и народом только увеличится. Очевидно, что разбалансировка в правоохранительных органах отражает общий хаос во властных структурах Украины. А легкость, с которой силовики применяют оружие, грозит не только простым гражданам, стражам порядка, но, в перспективе, и чиновникам самого высокого ранга.