Потренируемся на столицах

В правительстве обсудили меры по повышению безопасности на дорогах

Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости

С 1 января 2017 года в Москве и Санкт-Петербурге опробуют новые методы организации транспортной и пешеходной инфраструктуры, позаимствованные в Европе. Соответствующее поручение дал первый вице-премьер правительства России Игорь Шувалов на заседании комиссии по безопасности дорожного движения. «Лента.ру» разобралась в нововведениях.

Грядущие перемены в некотором смысле можно считать развитием проекта переформатирования столичного пространства под нужды пешеходов и общественного транспорта. Для его реализации столичные власти пошли на разработку Сводного стандарта благоустройства улиц Москвы, проработав около 200 отечественных и зарубежных нормативных документов, устанавливающих требования к элементам инфраструктуры. В результате этой работы родилось полсотни решений по изменению уличного пространства.

Однако на стандарты и нормативы, установленные федеральными властями, городские власти покуситься не могли. Теперь же распоряжение Игоря Шувалова дает столице зеленый свет. И похоже, движение в этом направлении пойдет быстрее обычного.

На пятничном заседании в ответ на вопрос Шувалова о том, сколько времени потребуется на изменение федеральных стандартов, глава Росстандарта Алексей Абрамов сказал, что на эту работу может уйти год.

«Вы представляете, сколько за год денег может быть потрачено, пока мы с вами стандартизацию будем разрабатывать? — цитируют Шувалова "Известия". — В Москве очень активно применяют мировой опыт, и им надо дать правовую основу для внедрения евронорм. Надо с 1 января подписать весь пакет документов, а не постоянно заслушивать доклады, пусть работают по пилотному проекту те, кто может его реализовать».

Сузить, приподнять и осветить

Первое изменение связано с размером дорожных знаков, частотой их установки и материалом, из которых они изготавливаются.

«Водители путаются из-за знаков. Знаки часто дублируются. Можно и нужно уменьшить те из них, которые не влияют непосредственно на движение. Мы считаем, что на этом удастся сэкономить до одного миллиона рублей на километре дороги», — говорит глава экспертного центра «Пробок.нет» Александр Шумский. Схожую позицию озвучивал и руководитель столичного дептранса Максим Ликсутов.

Сократится, к примеру, количество знаков, регулирующих парковку и стоянку транспорта. Сейчас знак парковки ставится в начале каждого парковочного кармана, даже если они разделены одним деревом. Чтобы знаки не стояли «забором», предлагается не устанавливать их перед каждым карманом, если между ними меньше пяти метров.

Шувалов также поручил изучить вопрос изготовления дорожных знаков и автомобильных номеров из дешевых композитных материалов, а не из алюминия.

Второе предложение касается сужения полос движения. Эта инициатива уже давно обсуждается на разных уровнях. В настоящее время ширина ряда для трасс с разрешенной скоростью до 80 километров в час составляет 3,75 метров. А для дорог с лимитом в 60 километров в час — 3,5 метра. С января в двух российских столицах эти параметры могут снизить до 3,25 и 3 метров соответственно.

Необходимость сужения ширины полосы для приведения к евростандартам подчеркивают Александр Шумский и директор проектов КБ «Стрелка» Дарья Парамонова.

КБ «Стрелка» также предлагает сузить расплодившиеся в столице велодорожки, отнимающие слишком много пространства у пешеходов.

Третье и четвертое предложения посвящены обустройству остановочных пунктов. Предлагается убрать участки для разгона и торможения в специально предусмотренных карманах. Нововведение направлено на сокращение случаев перехода проезжей части в неустановленных местах.

Для борьбы с теми, кто продолжает парковаться в 15-метровой зоне остановок и вынуждает водителей автобусов высаживать пассажиров прямо на проезжую часть, вводятся «антикарманы» — где тротуар в зоне остановки выступает в сторону проезжей части.

Создание таких же выступов в районе пешеходных переходов должно ликвидировать мертвые зоны, возникающие по вине паркующихся возле «зебры» водителей.

Для большей безопасности пешеходов предусмотрены дополнительные зоны освещения на тротуарах возле пешеходных переходов, чтобы водители видели людей еще до того, как они выйдут на проезжую часть.

Рекомендуется также приподнятые пешеходные переходы — на уровень тротуара. Это облегчит передвижение людей с ограниченными возможностями и мам с колясками.

К международным стандартам предлагают привести и размеры парковочных мест. Сейчас это 2,5 на 6,5 метров для параллельной парковки и 2,5 на 5,3 метра для перпендикулярной. А будет 2,25 на 5,5 метров и 2,5 на 5 метров соответственно.

Ширина выделенной полосы общественного транспорта и такси в соответствии с регламентами должна быть 8-12 метров. Предлагается уменьшить ее до 4 метров и отделить от других полос барьером высотой до 15 сантиметров.

Дарья Парамонова из КБ «Стрелка» также заявила о необходимости привести все столичные трамвайные остановки к «пражскому стандарту», то есть продолжить практику строительства приподнятых платформ, позволяющих удобнее проходить в салон людям с ограниченными возможностями.

Трудности перевозки

Глава ГИБДД России Виктор Нилов отметил позитивную тенденцию снижения количества гибнущих на дорогах людей (на 12,5 процентов). Однако сводки из регионов по-прежнему похожи на «фронтовые»: за 11 месяцев аварии унесли жизни 18 490 человек.

Отдельным пунктом на правительственном заседании рассматривалась ситуация в Ханты-Мансийском округе, где произошло трагическое ДТП с автобусом, перевозившим детскую команду по акробатике из столицы региона в Нефтеюганск. Жертвами аварии стали 12 человек (из них 10 детей) и более 20 пострадали.

Большие группы детей в ХМАО на большие расстояния перевозят часто и теперь этим будет заниматься специализированный центр, для которого закупят новые автобусы.

Вице-премьер предложил задуматься над тем, нужны ли специальные кресла для перевозки детей до 11 лет. «Вы видели современных 11-летних? Мы такими в 16 лет были. Как они в кресло влезут?» — отметил Шувалов. На что глава ГИБДД ответил, что уже сегодня предусмотрены варианты: кресло или ремень безопасности для рослых подростков.

Кроме того, Шувалов дал деликатное поручение ответственным службам и ведомствам проработать вопросы, связанные с лицензированием услуг по перевозке людей, для обеспечения максимального уровня безопасности. Но так, чтобы не возводить избыточные административные барьеры бизнесу.

По данным статистики, каждый второй ребенок, погибший на дороге, был пассажиром. Главной же причиной травматизма у детей-пешеходов является пересечение проезжей части на пути между школой и домом (каждый 11-й ребенок погиб на пешеходном переходе).