Путешествия
00:10, 13 декабря 2016

10 тысяч километров на велосипедах Как два путешественника и собака проехали всю Россию за 100 дней

Тимур Юсупов
Фото: Экспедиция The Long Way Home

Николай Павлов и Александр Вигандт 111 дней подряд крутили педали велосипедов, чтобы попасть из Москвы в Мирный — алмазную столицу России, где они родились и провели детство. За это время путешественники побывали в 14 регионах, несчетном количестве городов и деревень и намотали около 10 тысяч километров. Фотографии из этой экспедиции до 14 декабря можно увидеть в кинотеатре «Космос» в Москве. «Лента.ру» узнала подробности экстремального путешествия.

«Сначала я и вовсе хотел преодолеть путь из Москвы в Мирный пешком, но потом все же решил ехать на велосипеде», — рассказывает Николай Павлов. До поездки он России почти не видел: Мирный, Якутск, Москва — вот и все. А вот его сестра Туяра родную страну повидала и своими рассказами о заповедных уголках укрепляла его в намерении преодолеть 10 тысяч километров. Разумеется, он решил взять ее с собой.

Только вот Туяра, упирая на то, что она девочка, крутить три месяца педали категорически отказалась. Зато Колин друг Саша с радостью поддержал идею «сгонять домой на велосипедах». Было решено, что сопровождать путешественников будут Колина сестра и его приятель Эндрю — канадец, с которым они вместе учились в университете. Последним членом команды стал неугомонный корги по кличке Пастушок.

Практически на последние деньги был куплен старенький Ford Focus, и 12 мая этого года экспедиция стартовала из Москвы. Как рассказывает Туяра, в тот момент никто из участников не был уверен в том, что им удастся добраться до Якутии.

Пробег получил название The Long Way Home — «Долгая дорога домой». Путешественники хотели сделать из поездки небольшое реалити-шоу — исправно публиковали заметки в социальных сетях и вели дневник, за их похождениями постоянно наблюдали несколько тысяч человек.

Всероссийской славы не вышло, зато в городах следования их ждали: помогали с жильем, брали интервью, угощали завтраками, обедами и ужинами, знакомили с достопримечательностями, а где-то и вовсе встречали как заезжих звезд.

Начало пути

Первую остановку команда совершила в подмосковном Орехово-Зуеве — в 97 километрах от столицы. Путешественники сразу решили, что будут проезжать по 100 километров в день: так получится и из графика не выбиться, и из сил.

По словам Саши, самые страшное на дороге — это даже не большегрузные фуры, а рядовые автомобилисты. Водители фур знают особенности того или иного участка трассы, не рискуют зря и не превышают скорости, чего не скажешь о вторых.

«Однажды мы попали под ливень. Деваться было некуда — ни кафе, ни гостиниц рядом не было, так что мы просто продолжали ехать. Неожиданно рядом тормознула грузовая газель. "Вы что, сдурели? Ну-ка быстро залезайте!" — из окна высунулись сразу два мужика», — вспоминает Саша.

Велосипеды загрузили в кузов, парней — в кабину, налили по 100 граммов для согрева. Опыт путешественников впечатлил, и позже они еще не раз убеждались, что люди у нас в стране удивительные.

Спустя несколько дней в Вязниках Владимирской области в первый раз сломался Ford. «Завязли в Вязниках», — хмуро шутили друзья. На замену деталей ушло несколько дней. Проехав Нижний Новгород, направились в Лысково, администрация которого встретила велосипедистов по давнему русскому обычаю — хлебом-солью.

Дальше команду велопробега ждала родина русского пива — Чувашия. «Пиво здесь всегда потребляли вне зависимости от возраста и социального положения. Например, один из наших новых чебоксарских знакомых помнит, как в детстве пил пиво в гостях у бабушки», — рассказывает Туяра. Другая знакомая дала путешественникам адрес и телефон своей мамы, которая живет в Козловке — городке, где команде предстояло провести следующую ночь. Мама встретила участников экспедиции как родных.

В Казани шефство над ребятами взяли местные боксеры — в будущем они еще не раз помогали команде находить места для ночевки и новых знакомых. Ford снова сломался, знакомство со столицей Татарстана растянулось на пять дней. Жили путешественники, кстати, в Центре бокса и настольного тенниса на улице с трудно запоминаемым названием: Джаудата Файзи.

В Башкирии путешественники попали на Сабантуй. На празднике хозяин одной юрты настоятельно предлагал канадцу Эндрю выпить водки. Спустя два часа выяснилось, что канадец способен пить наравне с русскими, чем сильно порадовал башкиров. Местные жители провожали его народными песнями.

Следующим за Уфой областным центром стал Челябинск, который, по словам Туяры, ничем, кроме пешеходной Кировки, не запомнился.

С учетом остановок и отклонений от маршрута путешественники к тому времени проехали уже без малого две тысячи километров и стали понимать, что их экспедиция — это всерьез и надолго. «Двигаться дальше было одновременно и интересно, и очень страшно: все-таки впереди нас ждала та самая "заповедная" Россия и еще восемь тысяч километров», — рассказывает Коля.

Сибирь зовет

В столице Свердловской области Ford сломался в очередной, но не в последний раз, дав путешественникам возможность поближе познакомиться с городом. Следующая остановка была намечена в поселке Октябрьском Камышловского района, где экспедицию разместили в районной спортивной школе. «Сейчас Камышловские власти отстроили недалеко от поселка современную лыжную базу и ежегодно проводят гонку, победители которой получают в качестве приза поросенка», — рассказывает Саша.

На очереди была Тюменская область. В Тугулумском округе велосипедистов напугали (и напомнили о родной Якутии) толпы комаров. Канадец Эндрю не на шутку распереживался, что кровососущие будут преследовать его по всей Сибири.

В Тюмени ребят пригласили на открытие спортивных игр и угостили местной рыбой. Следующим пунктом поездки был Тобольск — город ссыльных, где отбывали наказание Чернышевский и Достоевский. Здесь их больше всего впечатлила тюрьма, проработавшая до 1994 года. «В "горячем" карцере заключенные сидели рядом с печью, в "холодном" — находились несколько часов, а то и суток при низкой температуре, а в "горбатом" вынуждены были сидеть, свернувшись калачом», — рассказывает Коля.

Дальше была Иркутская область и Байкал, где путешественники планировали задержаться на несколько дней. Лагерь решили разбить на пляже у Слюдянки. Красота Байкала всех поразила, рассказывает Туяра, однако не меньше ужаснуло отношение местных к великому озеру. «На самом пляже всего два туалета, чуть дальше — еще два. Все четыре наспех сколочены, и внутри, и снаружи грязно. Неудивительно, что народ предпочитает кусты. В итоге — все загажено. Отвратительное и печальное зрелище. Только сойдешь с основной тропинки — вонища».

Еще одним открытием стало практически полное отсутствие туристической инфраструктуры: никаких лавок с сувенирами, никаких кафе, только одинокое объявление о продаже шашлыка, приколоченное к столбу.

Несмотря на это Байкал не оставил путешественников равнодушными, особенно Эндрю, который постоянно постил фотографии в соцсети. Разочаровали лишь местные нравы: во вторую ночь пребывания на Байкале у путешественников украли стол и два стула, на следующий день «приватизировали» походный душ.

После Байкала ребята отправились в Иркутск, у Эндрю заканчивалась виза, ему предстоял долгий перелет домой. Канадца за рулем сменила новая участница экспедиции — миниатюрная Таня.

Спустя неделю велосипедисты уже подъезжали к Братску. По словам путешественников, такой плохой дороги они еще не видели, зато и таких впечатляющих видов прежде не встречали. Финальной точкой в Иркутской области стал город Усть-Кут, дорога к которому оказалась еще хуже, чем на подъезде к Братску.

Отсюда по Лене ребятам предстояло на барже добраться до Ленска — это уже Якутия, всего 280 километров до Мирного. Практически финиш.

Последний рывок

Однако водный транспорт в этих краях работает не по расписанию, а как придется. «Угадать, когда придет баржа и сколько она будет плыть, невозможно. Может случиться, что воды мало или скорость низкая из-за сильной загруженности плавсредства. Как говорят те, кто здесь был, в среднем баржа идет пять дней. Ждать ее прибытия в Усть-Кут можно и неделю — тут уж как повезет», — вспоминает Коля.

Баржа пришла лишь через девять дней, еще пять дней заняла дорога. В Ленске команда пробыла всего день и направилась в Мирный. «И вот тут после трех месяцев путешествия по России мы увидели реально плохие дороги. Да, бывали огорчения, но такой жести мы еще не видели», — говорит Туяра. Она задается вопросом, почему в самом богатом регионе России самые плохие дороги. Но ответа не находит.

В Мирный команда прибыла 29 августа. В родном городе путешественников встречали как героев. Особенного внимания удостоился Пастушок, который доказал, что не только сильные мужчины и хрупкие девушки могут проехать всю Россию за каких-то три месяца, но и небольшой корги.

***

Летом следующего года команда The Long Way Home планирует новую экспедицию — из Москвы в Берлин. А в 2018-м, быть может, отправится покорять русскую Арктику.

< Назад в рубрику