Замена окон в квартире давно уже превратилась из исключительного событие в обыденное. Сотни фирм услужливо предлагают изготовить «качественно, быстро, дешево». Однако, эта самая обычная установка современных стеклопакетов может обернуться уголовным делом.
Почти трагическую историю рассказал «Дому» Дмитрий Л.
Оптимистичное начало
Когда мы пару лет назад решили купить новостройку, сомнений было много. Недостроенный дом, ипотека… А если застройщик затянет стройку на годы или вовсе обанкротится? А если мы с женой работы лишимся? А если садик обещанный или парковку не построят? А если… В общем, нас одолевал полный набор страхов: реальных, вычитанных в интернете или передаваемых «из уст в уста» такими же как мы ожидающими своих квартир покупателями. Но оказалось, бояться надо было совсем другого.
Дом сдали с задержкой в два месяца, что, как я понял, является делом обычным, особенно по нынешним временам. Полный набор всего, что обещали, тоже присутствовал: много парковочных мест во дворе, детский сад прямо под окнами, площадки для детей и даже небольшая аллейка с лавочками и фонтаном.
При этом зарплату и мне, и жене Светлане платили исправно, а съемная квартира была оплачена еще на три месяца вперед. Воодушевленные такой удачей, мы решили сделать ремонт «по полной программе». Ну, чтобы уже окончательно была «квартира мечты».
Замена окон на пути превращения голых стен в квартиру мечты была в числе первых пунктов. Ну не нравились нам, видите ли, эти банальные белые рамы! Прозвонив несколько крупных фирм, обещающих выполнить любые «хотелки» клиентов на собственном производстве, мы попытались вызвать замерщиков. И тут столкнулись с первым сюрпризом: оказалось, что замерщики — люди необычайно занятые, в наше кризисное время загруженные работой по горло. Поэтому клиенту неплохо бы подстроиться под их расписание, иначе не видать новых окон как своих ушей. Кое-как договорились с тремя фирмами на удобное для нас время. И кстати, первый вопрос, который с порога задали все три представителя отечественного сервиса, будем ли мы подписывать договор прямо сейчас.
Но это было только начало! Отдав-таки предпочтение одной компании, замерщик которой показался наиболее толковым, и обговорив все мелочи, решили сделать заказ. С договором к нам приехал все тот же замерщик, все так же стеная по поводу своей загруженности. Рассказал, когда будут готовы окна, еще раз проговорил сумму предоплаты и дал на подпись увесистую пачку бумаг.
«Волшебный» договор
Честно сказать, я бы подписал, не глядя, если бы не моя дотошная Света. Работая бухгалтером, она привыкла внимательно относиться к любому договору. В общем, пришлось и мне вчитаться — и прийти в ужас.
Например, «подписывая Спецификацию, Заказчик подтверждает свои требования, и — при изготовления Изделия в соответствии со Спецификацией — лишается права ссылаться на неправильные комплектацию и конфигурацию». Ну, в смысле, замеры-то замерщик проводит, а подписываемся за них мы. А если он что-то там напутал, и окна окажутся меньше или больше — это уже наша проблема, а не компании.
Вот еще лучше: «Право собственности, а также риск случайной гибели или повреждения переходит к Заказчику после подписания накладной при доставке». То есть, если окна повредят при монтаже, то они тут ни при чем. Если монтажники случайно погибнут при установке — тоже отвечает заказчик!
Но самым фееричным оказался пункт «Ответственность сторон». Начинался он парой абзацев о штрафах для Заказчика (!), а дальше шла целая страница под общим заголовком «Продавец не несет ответственности за».
В общем, подписать такой договор мы отказались наотрез. Замерщик и продавец по совместительству Кирилл долго сетовал, что он не привык дважды ездить впустую, что все приличные люди договор подписывают при замере и не «занудничают», но милостиво согласился «передать наши пожелания в офис».
Дело кончилось подписанием договора с нормально прописанными условиями и ответственностью. В том числе и ответственностью компании за действия своих монтажников. Мы и не догадывались тогда, насколько были правы в своем «занудстве»!
Трагический монтаж
Окна привезли в срок и без приключений. На следующий день приехали двое рабочих, Олег и его помощник Максим. Деловито осмотрели привезенное с фабрики и заявили, что какие-то там детали не совпадают по размеру. «Ну, это не наша забота», — я бодро показал им пункт в договоре, где за результаты замера несет ответственность отнюдь не клиент. Но это были еще цветочки!
Пока Олег созванивался с фирмой и разъяснял, что нужно привезти и какого размера, трудолюбивый Максим решил в одиночку продолжить демонтаж. Одно неловкое движение — и внешний подоконник устремился к земле, куда-то в район выхода из подъезда, а мы с Олегом могли лишь в ужасе наблюдать за последствиями его полета. Они чудом не оказались трагическими: как раз из дверей подъезда выходила женщина с мальчиком лет пяти на самокате. Неуправляемая железяка пронеслась с высоты 17-го этажа чуть в стороне от ребенка и врезалась в лобовое стекло припаркованной легковушки. В машине, к счастью, никого не было.
Поняв, что натворил, Максим попросту сбежал, и больше я его не видел. А Олега из оцепенения вывел полицейский автомобиль, который приехал по заявлению молодой мамы. Монтажник поехал писать объяснение, а я остался куковать с полуразобранными окнами в пасмурный осенний день.
Надо отдать должное, Олег сам все уладил. Оставил телефон для связи хозяину разбитой машины, оплатил новое лобовое стекло… Через пару часов ему на подмогу прислали еще двух человек, а также необходимые детали, так что ближе к ночи, но новые окна стояли на месте.
А я еще раз сказал спасибо моей «занудной» супруге: все-таки договор имеет смысл не только читать, но и править. Благо, само слово «договор» предполагает «договоренность» двух равноправных сторон — фирмы и клиента.