Очередной кризисный год для российской автомобильной отрасли заканчивается обнадеживающе: в ноябре впервые с 2014-го рынок показал небольшой рост — 0,6 процента. И заявление министра промышленности Дениса Мантурова о снижении спроса на 10 процентов по сравнению с 2015 годом не выглядит значительным на фоне головокружительных падений прошлых трех лет. Кроме того, авторынку удалось удержаться на пятой строчке европейского рейтинга: согласно прогнозам Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), по итогам года в России будет реализовано 1,44 миллиона новых автомобилей. Все это позволяет говорить о том, что пик кризиса преодолен, однако всплытие авторынка не будет быстрым. По мнению руководителя «АвтоВАЗа» Николя Мора, рост станет устойчивой тенденцией не раньше 2018 года — и то при условии выхода страны из экономического кризиса. Каким был уходящий год для производителей и ретейлеров — разбиралась «Лента.ру».
Бесспорным лидером на российском рынке является Lada: с января по ноябрь было реализовано 238 тысяч вазовских автомобилей (минус 3 процента к 2015 году). Lada Granta занимает третью строчку в топ-25 самых популярных моделей — 79 тысяч проданных машин. В первую десятку также вошли модели Vesta (48 тысяч) и Largus (26 тысяч).
Успех «АвтоВАЗу», как и всегда, принесла самая низкая на рынке средневзвешенная цена автомобиля. Однако если раньше Волжский автозавод «выезжал» за счет старых моделей, то в уходящем году существенным драйвером роста стали автомобили обновленного модельного ряда. Так, флагман Lada Vesta, пришедший на смену Priora, обеспечил более 20 процентов продаж.
Второе и третье место заняли корейские производители Kia и Hyundai. По итогам 11 месяцев продажи Kia составили 136 тысяч автомобилей, Hyundai — 131 тысячу. Их бестселлеры Solaris и Rio занимают первую (82 тысячи проданных машин) и вторую (79 тысяч) строчки рейтинга топ-25. Скорее всего, по итогам года Hyundai Solaris станет первой в истории отечественного авторынка иномаркой, обогнавшей по популярности продукцию «АвтоВАЗа».
Лидеры по выручке на российском рынке — Toyota, Mercedes-Benz и Kia. За 10 месяцев японский бренд сумел реализовать 75,9 тысячи легковых автомобилей (при средней цене в 2,2 миллиона рублей), что позволило Toyota получить 167 миллиардов рублей выручки. Этот показатель на 6,5 процента больше, чем годом ранее. «Немцам» удалось выручить 163 миллиарда рублей (плюс 6,4 процента), а «корейцам» — 123 миллиарда рублей (плюс 4,3 процента).
Худшую динамику на рынке демонстрируют Honda (минус 67 процентов к прошлому году), Mitsubishi (минус 53 процента) и Datsun (минус 46 процентов). Отрицательные результаты вынудили Honda поменять схему работы с российскими дилерами: теперь ретейлеры оформляют заказы непосредственно на заводах компании и получают автомобили после полной предоплаты. В Mitsubishi приняли решение прекратить производство Pajero Sport в России.
Продажи китайских брендов Lifan, Geely и Chery в начале года демонстрировали рост, который по итогам первого полугодия составил 6 процентов. Однако после окончания распродаж автомобилей 2015 года они стали стремительно падать. Остаться в плюсе смог только Lifan, прибавив 24 процента к концу года (15 тысяч реализованных машин). Geely потерял 60 процентов, закончив с итогом 4,2 тысячи проданных автомобилей, Chery — 2 процента (4,4 тысячи машин).
Невзирая на скромные успехи, «китайцы» не оставляют попыток закрепиться на российском рынке, скорректировав маркетинговую стратегию. Так, Chery снял с продажи Bonus, Very, M11, IndiS, Arrizo 7, сосредоточившись на реализации обновленного кроссовера Tiggo. А Lifan, наоборот, разнообразил модельный ряд седаном Solano.
В отличие от прошлого года, в нынешнем отдельные автомобили и целые бренды покидали отечественный рынок без особой шумихи. Так, тихой сапой россияне лишились Suzuki SX4 Classic, Ford Ranger, S-MAX и Galaxy, Fiat Doblo Panorama и Freemont, Citroen C4 Aircross, C3 Picasso, C5 и C4, Honda Crosstour, Mazda CX9, Mitsubishi ASX, i-MiEV и Lancer, Nissan Juke и Teana, Toyota GT86, Cadillac ATS, Peugeot 4008, Renault Fluence. А также Geely MK и MK Cross.
В апреле стало известно об уходе премиального суббренда Honda — Acura. Причина — плохие продажи: с 2013 года было реализовано около двух тысяч автомобилей. В конце июня сообщили, что в Россию больше не поставляются автомобили марки Great Wall.
Всего с начала кризиса авторынка россияне лишились около 200 автомобилей. Однако в 2016 году, помимо низкой покупательской способности населения, свою роль в уходе ряда моделей сыграла российская система безопасности «Эра-ГЛОНАСС».
Так, из-за нежелания сертифицировать автомобили в соответствии с новыми требованиями автоконцерн BMW решил прекратить поставки на российский рынок ряда машин. Речь идет обо всей пятой серии, купе второй серии, купе и кабриолетах четвертой серии (включая М4), купе и кабриолетах шестой серии (включая все М-версии), седане М5, родстере Z4 и гибриде I8, а также минивэне Active Tourer второй серии. В компании объяснили это экономической нецелесообразностью, так как для сертификации модели необходимо провести серию дорогостоящих краш-тестов.