Не до жиру Итоги 2016 года для российского авторынка

Фото: Михаил Мордасов / РИА Новости

Очередной кризисный год для российской автомобильной отрасли заканчивается обнадеживающе: в ноябре впервые с 2014-го рынок показал небольшой рост — 0,6 процента. И заявление министра промышленности Дениса Мантурова о снижении спроса на 10 процентов по сравнению с 2015 годом не выглядит значительным на фоне головокружительных падений прошлых трех лет. Кроме того, авторынку удалось удержаться на пятой строчке европейского рейтинга: согласно прогнозам Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), по итогам года в России будет реализовано 1,44 миллиона новых автомобилей. Все это позволяет говорить о том, что пик кризиса преодолен, однако всплытие авторынка не будет быстрым. По мнению руководителя «АвтоВАЗа» Николя Мора, рост станет устойчивой тенденцией не раньше 2018 года — и то при условии выхода страны из экономического кризиса. Каким был уходящий год для производителей и ретейлеров — разбиралась «Лента.ру».

Кто обгонит «Ладу»

Бесспорным лидером на российском рынке является Lada: с января по ноябрь было реализовано 238 тысяч вазовских автомобилей (минус 3 процента к 2015 году). Lada Granta занимает третью строчку в топ-25 самых популярных моделей — 79 тысяч проданных машин. В первую десятку также вошли модели Vesta (48 тысяч) и Largus (26 тысяч).

Успех «АвтоВАЗу», как и всегда, принесла самая низкая на рынке средневзвешенная цена автомобиля. Однако если раньше Волжский автозавод «выезжал» за счет старых моделей, то в уходящем году существенным драйвером роста стали автомобили обновленного модельного ряда. Так, флагман Lada Vesta, пришедший на смену Priora, обеспечил более 20 процентов продаж.

Цех сборки автомобилей Лада Гранта

Цех сборки автомобилей Лада Гранта

Фото: Игорь Агеенко / РИА Новости

Второе и третье место заняли корейские производители Kia и Hyundai. По итогам 11 месяцев продажи Kia составили 136 тысяч автомобилей, Hyundai — 131 тысячу. Их бестселлеры Solaris и Rio занимают первую (82 тысячи проданных машин) и вторую (79 тысяч) строчки рейтинга топ-25. Скорее всего, по итогам года Hyundai Solaris станет первой в истории отечественного авторынка иномаркой, обогнавшей по популярности продукцию «АвтоВАЗа».

Лидеры по выручке на российском рынке — Toyota, Mercedes-Benz и Kia. За 10 месяцев японский бренд сумел реализовать 75,9 тысячи легковых автомобилей (при средней цене в 2,2 миллиона рублей), что позволило Toyota получить 167 миллиардов рублей выручки. Этот показатель на 6,5 процента больше, чем годом ранее. «Немцам» удалось выручить 163 миллиарда рублей (плюс 6,4 процента), а «корейцам» — 123 миллиарда рублей (плюс 4,3 процента).

Забуксовавшие

Худшую динамику на рынке демонстрируют Honda (минус 67 процентов к прошлому году), Mitsubishi (минус 53 процента) и Datsun (минус 46 процентов). Отрицательные результаты вынудили Honda поменять схему работы с российскими дилерами: теперь ретейлеры оформляют заказы непосредственно на заводах компании и получают автомобили после полной предоплаты. В Mitsubishi приняли решение прекратить производство Pajero Sport в России.

Продажи китайских брендов Lifan, Geely и Chery в начале года демонстрировали рост, который по итогам первого полугодия составил 6 процентов. Однако после окончания распродаж автомобилей 2015 года они стали стремительно падать. Остаться в плюсе смог только Lifan, прибавив 24 процента к концу года (15 тысяч реализованных машин). Geely потерял 60 процентов, закончив с итогом 4,2 тысячи проданных автомобилей, Chery — 2 процента (4,4 тысячи машин).

Невзирая на скромные успехи, «китайцы» не оставляют попыток закрепиться на российском рынке, скорректировав маркетинговую стратегию. Так, Chery снял с продажи Bonus, Very, M11, IndiS, Arrizo 7, сосредоточившись на реализации обновленного кроссовера Tiggo. А Lifan, наоборот, разнообразил модельный ряд седаном Solano.

В новую «Эру»

В отличие от прошлого года, в нынешнем отдельные автомобили и целые бренды покидали отечественный рынок без особой шумихи. Так, тихой сапой россияне лишились Suzuki SX4 Classic, Ford Ranger, S-MAX и Galaxy, Fiat Doblo Panorama и Freemont, Citroen C4 Aircross, C3 Picasso, C5 и C4, Honda Crosstour, Mazda CX9, Mitsubishi ASX, i-MiEV и Lancer, Nissan Juke и Teana, Toyota GT86, Cadillac ATS, Peugeot 4008, Renault Fluence. А также Geely MK и MK Cross.

В апреле стало известно об уходе премиального суббренда Honda — Acura. Причина — плохие продажи: с 2013 года было реализовано около двух тысяч автомобилей. В конце июня сообщили, что в Россию больше не поставляются автомобили марки Great Wall.

Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

Всего с начала кризиса авторынка россияне лишились около 200 автомобилей. Однако в 2016 году, помимо низкой покупательской способности населения, свою роль в уходе ряда моделей сыграла российская система безопасности «Эра-ГЛОНАСС».

Так, из-за нежелания сертифицировать автомобили в соответствии с новыми требованиями автоконцерн BMW решил прекратить поставки на российский рынок ряда машин. Речь идет обо всей пятой серии, купе второй серии, купе и кабриолетах четвертой серии (включая М4), купе и кабриолетах шестой серии (включая все М-версии), седане М5, родстере Z4 и гибриде I8, а также минивэне Active Tourer второй серии. В компании объяснили это экономической нецелесообразностью, так как для сертификации модели необходимо провести серию дорогостоящих краш-тестов.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше