Загородный взлом Монолог сотрудника Росгвардии об охране частных домов в Подмосковье на Новый год

Фото: Евгений Переверзев / «Коммерсантъ»

Сотрудникам правоохранительных органов давно известно: если летом воры нацелены на городские квартиры, чьи хозяева проводят время на дачах, то зимой домушники переключаются на пустующее загородное жилье. О том, как охраняют частные дома в Московской области в преддверии новогодних праздников и чего стоит опасаться в этот период, «Ленте.ру» рассказал начальник Управления вневедомственной охраны Росгвардии по Московской области Игорь Вознюк.

Беспечные жертвы домушников

Фото: пресс-служба Росгвардии

— По статистике, в 2016 году в Подмосковье было зафиксировано более 35 тысяч краж, — говорит Игорь Вознюк. — Каждая седьмая — на объектах загородной недвижимости, каждую вторую раскрыли по горячим следам.

Больше всего таких преступлений совершается в Дмитровском, Ногинском, Одинцовском и Раменском муниципальных районах Московской области. Наиболее спокойная обстановка в наукоградах и военных городках (как бывших, так и действующих) — к примеру, во Власихе, Дубне и Протвино.

Обычно в загородные дома преступники попадают, отжимая рамы пластиковых окон на цокольных или первых этажах (45 процентов всех преступлений), выламывая входные двери (15 процентов) или вскрывая дверные замки (10 процентов).

Нередко домушники проникают в частные домовладения вместе с потерпевшими, тем более под Новый год.

— Хозяева домов находятся в состоянии предпраздничной суеты и часто проявляют удивительную беспечность, — рассказывает собеседник «Ленты.ру». — К примеру, забывают запереть калитку или входную дверь дома. Домушники могут проскользнуть на территорию участка вслед за въезжающим через ворота автомобилем. Ну и, конечно, нельзя забывать о ситуациях, когда в подпитии приглашают за праздничный стол незнакомых людей, а потом такие гости уносят деньги и драгоценности. К сожалению, тут не защитит ни одна сигнализация.

Кражи по февралю считают

— Безусловно, преступлениям с загородной недвижимостью присуща сезонность, — отмечает Вознюк. Летом, когда все на дачах и краж там почти не бывает. В это время домушники активно атакуют пустующие городские квартиры. Что касается новогодних праздников, то владельцам домов и коттеджей в Подмосковье не стоит слишком переживать: в последние годы резкого всплеска имущественных преступлений на зимних каникулах не наблюдалось.

Фото: rosgvard.ru

По словам эксперта, обычно в новогоднюю ночь и 1 января по всей Московской области регистрируется лишь 1-2 кражи из загородного жилья (как правило, это работа «гастролеров» из ближнего зарубежья). Столь низкий показатель — во многом результат усиленного дежурства сотрудников правоохранительных органов: под Новый год как полиции, так и бойцов Росгвардии на постах примерно на 25 процентов больше, чем в обычные дни. Однако праздничная ночь заканчивается, и криминогенная обстановка меняется.

— Со 2 января количество краж из загородного жилья в Подмосковье постепенно растет, — рассказывает Вознюк. — Пик таких краж приходится на февраль: все вокруг заснежено, завьюжено, к некоторым загородным участкам затруднен подъезд, что на руку злоумышленникам всех мастей. Впрочем, иногда их губит самоуверенность: залез домушник в дом, смотрит — никого нет. На глаза ему попадаются запасы алкоголя, и он недолго думая начинает их употреблять «для настроения». А потом, хватив лишку, засыпает в чужом доме. Сотрудникам вневедомственной охраны остается лишь приехать и прервать сладкий сон незадачливого домушника.

Забором не отделаться

Сегодня в Подмосковье свыше 11 тысяч дачных и садоводческих товариществ, более миллиона дачных участков и около 800 коттеджных поселков с великим множеством домов. Большинство владельцев загородного жилья защищает свою собственность с помощью сугубо механических мер: крепких дверей и высоких заборов. Но опыт сотрудников вневедомственной охраны Росгвардии показывает: домушники при желании перелезут через любой забор и откроют любую дверь. Без сигнализации загородную недвижимость надежно не защитить.

— Хорошая сигнализация состоит из нескольких видов датчиков. Одни реагируют на открытие дверей, другие — на разбитие окон, третьи — на движение, — объясняет Игорь Вознюк. Сегодня есть устройства, оповещающие об утечке газа или прорыве трубы с водой. Есть приборы, которые автоматически включат свет в доме, если на участке окажется посторонний, напугают домушника воем сирены или записанным лаем собаки. Кстати, распространен такой сугубо новогодний миф, что сигнализация в загородном доме может сработать от взрыва петарды или фейерверка. Скажу сразу: это неправда.

Фото: Максим Кимерлинг / «Коммерсантъ»

Получив сигнал с датчика, сотрудники вневедомственной охраны реагируют моментально. Тут есть важный нюанс: в каждом городе действуют строгие нормативы по выезду сотрудников Росгвардии на место происшествия. Но одно дело — доехать от одной улицы к другой, а совсем другое — оперативно добраться до коттеджного поселка в заснеженной глуши.

— Нормативы по времени выезда наряда в каждое конкретное место за городом в Подмосковье устанавливаются индивидуально, — объясняет собеседник «Ленты.ру». — Сотрудники вневедомственной охраны вместе с собственниками недвижимости замеряют, сколько времени требуется наряду, чтобы добраться до охраняемого объекта. Результат зависит как от удаленности объекта, так и от маршрута патрулирования. Стоит учесть, что каждый тревожный вызов мы не только отрабатываем сами, но и сообщаем о нем полицейским для максимально быстрого реагирования. По опыту, минимальное время прибытия сотрудников Росгвардии к загородным объектам в Подмосковье — 3-7 минут, максимальное — 25-30 минут.

Вор с несмываемой меткой

— В своей борьбе с домушниками мы стараемся все время совершенствоваться и брать на вооружение новые технологии, — говорит эксперт. — Одна из них — это так называемые химловушки. Их можно замаскировать подо что угодно — от портфеля или кошелька до шкатулки с драгоценностями. Как только домушник пытается взять такой предмет и открыть его — химловушка выделяет едкий цветной дым, попадающий на злоумышленника и окрашивающий его в яркий (чаще красный) цвет. Смыть такой «боевой окрас» невозможно как минимум трое суток. Плюс к этому сотрудникам вневедомственной охраны при активации ловушки сразу поступает тревожный сигнал, и на место происшествия выезжает наряд. Подобные устройства — очень эффективное средство борьбы с ворами.

Еще один любопытный вариант — охранный комплекс «Туман безопасности». Он включается, когда преступник проникает в дом, и устраивает в помещении настоящее шоу — густой туман, пронзительный высокочастотный звук, мерцание стробоскопа. В результате вор полностью дезориентируется в пространстве и теряет контроль над ситуацией.

— У нас в арсенале немало приборов, способных удивить злоумышленников, — говорит Вознюк. — К примеру, система «Скат» — гибрид мощного замка и датчика сигнализации. Как только домушник попробует взломать замок или просто подобрать ключ, «Скат» немедленно подаст сигнал тревоги сотрудникам Росгвардии. Еще одна любопытная уловка: дом ставится на сигнализацию или снимается с нее либо специальным чипированным ключом, либо кодом. К сожалению, бывает, что хозяин жилья вводит код под стволом пистолета. На такой случай предусмотрена возможность ввода особой комбинации цифр — код снятия под принуждением, после чего на помощь поспешит наряд вневедомственной охраны. А злоумышленник ничего не поймет.

Вознюк отмечает, что сегодня в Московской области Вневедомственной охраной Росгвардии заключено более 40 тысяч договоров на охрану объектов загородной недвижимости и процент раскрываемости имущественных преступлений в регионе постепенно растет. А потому есть все шансы на то, что наступающий январь в криминальном плане пройдет спокойно.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше