Экономика
00:00, 27 декабря 2016

Трампономика на нефтяной гуще Главные экономические события и явления 2016 года

Григорий Коган
Марат Селезнев
Фото: Patrick Semansk / AP

2016-й стал годом «черных лебедей» — происходили события, казавшиеся невероятными. Некоторые из них будут влиять на глобальную экономику, а значит — и на экономику России еще много лет. «Лента.ру» с помощью экспертов называет пять главных событий и явлений уходящего года.

Вне номинаций

Менее половины голосов (47 процентов) эксперты отдали за целый ряд событий, не попавших в наш топ-5, — каждое из них было упомянуто аналитиками один-два раза. Но их важно перечислить для формирования полной экономической картины 2016 года.

В этом списке значатся приватизация «Роснефти» и «Башнефти», принятие федерального бюджета России на три года, арест теперь уже бывшего руководителя Минэкономразвития Алексея Улюкаева, а также возвращение Алексея Кудрина — экс-глава Минфина пишет программу экономического развития страны по заказу президента.

Сюда же добавляются действия двух регуляторов: Банка России, решившего не менять ключевую ставку в 2016 году (она осталась на уровне 10 процентов), и ФРС США, поднявшей базовую ставку до 0,5-0,75 процента.

Оставшиеся 53 процента голосов распределились между пятью ключевыми событиями и явлениями уходящего года.

Пятое место: тревожное укрепление рубля

Российская валюта получила 6 процентов голосов аналитиков. 1 января 2016-го доллар стоил 72,93 рубля (официальный курс ЦБ). В первый месяц года он подскочил в цене до исторического максимума в 81 рубль. По информации на 26 декабря за американскую валюту дают 60,85 рубля. C январского дна рубль поднялся почти на 25 процентов.

За такой кульбит агентство Bloomberg присвоило российской валюте звание лучшей на развивающихся рынках, назвав рост курса радикальным укреплением. Корпорация Citigroup, в свою очередь, признала рубль супердоходным инструментом.

Именно это и вызывает тревогу аналитиков. Когда говорят о том, что в рубль выгодно вкладываться, никто не имеет в виду рядовых россиян. Речь идет о спекулянтах, занимающихся кэрри-трейдингом, которые зарабатывают на укреплении национальной валюты. Если в двух словах, то игроки пользуются разницей процентных ставок в определенных странах: в США они низкие, в России — высокие. Можно дешево занять доллары под низкие проценты и перевести в рубли. Экономика России живет в условиях высокой ключевой ставки ЦБ (10 процентов). Обратный перевод рублей в доллары дает спекулянтам заработать на разнице в ставках. И все хорошо до тех пор, пока игроки не начали массово выходить из российской валюты.

По словам завотделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Якова Маркина, такая ситуация создает предпосылки для взрывной девальвации.

«Стабилизация рубля, уход его в сторону переоцененности на базе кэрри-трейдинга и подготовка к будущей взрывной девальвации рубля — это именно тот механизм, который в прошлом был одним из ключевых фактов финансового кризиса в России», — комментирует он.

Эксперт считает, что текущее положение крайне рискованно: при первых признаках проблем игроки уведут деньги из страны, и рубль обрушится. Уменьшить риск поможет снижение ключевой ставки, считает экономист. Смягчение монетарной политики сделает кэрри-трейдинг не таким выгодным.

Четвертое место: рост цен в России — на историческом минимуме

И снова внутреннее явление. За него отдано 8 процентов голосов. Минимального значения инфляция в России достигала в 2011 году — 6,1 процента. Если за ближайшие пять дней не произойдет ничего экстраординарного, данный рекорд будет побит. С начала 2016-го индекс потребительских цен вырос на 5,3 процента.

ЦБ ожидает, что в 2017-м инфляция опустится до 4 процентов. Ради достижения этой цели Банк России удерживает ключевую ставку на высоком уровне.

«Если ЦБ удастся снизить темпы инфляции до 4 процентов к концу следующего года и удерживать их вблизи данной отметки на протяжении последующих лет, это будет иметь существенные последствия для экономики. Регулятор установит более низкие ставки, что станет фундаментом для здорового экономического роста», — отмечает главный аналитик банка Nordea Ольга Лапшина.

Третье место: Brexit

В июне граждане Великобритании решили выйти из Евросоюза. За Brexit выступили 51,9 процента участников референдума. 11 процентов экспертных голосов также были отданы за это событие. В Соединенном Королевстве сменился премьер-министр, страна готовится покинуть ЕС, но Brexit оказывает огромное влияние и на мировую экономику.

«Шокирующее решение британского народа привело к повышенной волатильности на мировых рынках летом, но самое важное — оно заставило переоценить позиции европейских валют и заметно усилило евроскептиков. В следующем году в ряде стран (Франция, Германия, Нидерланды) пройдут выборы, способные преподнести новые сюрпризы», — указывает руководитель направления анализа отраслей и рынков капитала Промсвязьбанка Евгений Локтюхов.

Советник по макроэкономике гендиректора брокерского дома «Открытие» Сергей Хестанов, в свою очередь, отмечает, что возможный триумф евроскептиков для глобальной экономики означает рост таможенных барьеров, сокращение международной торговли и ухудшение динамики ВВП в Китае, который поставляет массу товаров в ЕС. Ситуацию в КНР, страдающей от самых низких темпов роста за последние четверть века, эксперт считает главной угрозой для мировой экономики. Brexit сделал ее еще опаснее.

Второе место: Трамп — новый президент США

Миллиардер Дональд Трамп, избранный президент США, получает 13 процентов голосов аналитиков. Make America Great Again — лозунг Рейгана и Трампа, который по большей части относится именно к экономике Соединенных Штатов. Темпы роста ВВП США слишком низки (2,4 процента по итогам 2015 года) с учетом глубины кризиса, в который страна рухнула в конце нулевых. При этом реальный медианный доход американского домохозяйства так и не восстановился до уровня 2006 года. Настолько слабой десятилетней динамики не было со времен Великой депрессии.

Экономическая программа богача-республиканца обещает коренной слом устоявшейся системы. Налоги предлагается снизить для всех социальных слоев. Компании, зарегистрированные за рубежом, — вернуть на родину. Кроме того, Трампа можно назвать изоляционистом — в этом смысле он очень близок к евроскептикам. Избранный президент резко осуждает Транстихоокеанское и Трансатлантическое торговые соглашения. Ему не нравится и NAFTA — Североамериканская зона свободной торговли между Канадой, США и Мексикой. По мнению Трампа, все эти договоры только уменьшают количество рабочих мест в США, обрекая на бедность миллионы американцев. Осталось наблюдать, как Трамп будет реализовывать названные идеи.

«Если риторика Трампа не разойдется с делами, мы увидим откат в процессе глобализации. Это несет риски мировой торговле, а значит — и развивающимся странам», — комментирует Евгений Локтюхов из Промсвязьбанка.

С другой стороны, продолжает аналитик, реализация программы республиканца может оказать положительное влияние на мировую экономику. По его расчетам, она вполне способна удержать экономику США от торможения и поддержать спрос на сырье в следующем году. Кроме того, победа Трампа если не сняла, то как минимум ослабила перспективы ужесточения антироссийских санкций, утверждает Локтюхов.

Есть у Трампа и особые планы на американское черное золото. Он намерен ввести налог на прибыль для импортеров нефти, снять эмбарго на лицензирование участков, расположенных на федеральных территориях, открыть лицензирование на внешнем континентальном шельфе и поощрить строительство новых трубопроводов, напоминает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин.

«Это целая большая программа. С одной стороны, это самоизоляция, с другой — выход на мировые рынки со своим сжиженным газом и нефтью», — рассуждает эксперт.

Событие года: укрощение нефти

«Самое важное — соглашение с ОПЕК. Я, правда, не верю, что оно будет работать, но сам факт его заключения существенно подвинул цены на нефть», — считает экономист Сергей Хестанов. Его позиция поддержана 15 процентами экспертных голосов.

В конце ноября страны ОПЕК наконец-то (они шли к этому почти весь год) договорились об ограничении добычи. Допустимый порог производства на весь картель — 32,5 миллиона баррелей в день. На фоне позитивных новостей нефть марки Brent подскочила в цене до 51 доллара за баррель.

Позднее успех был закреплен соглашением о сокращении добычи между ОПЕК и странами, в организацию не входящими. Россия, к примеру, обязалась уменьшить производство на 300 тысяч бочек в сутки. Нефтяные котировки после этого закрепились около отметки 55 долларов за баррель.

Тем не менее главное событие года, по мнению экспертов, реальным событием не является. Да, оно оказало настоящее влияние на рынок — цены ведь поднялись. Но слишком много вопросов вызывает данная сделка. Основной — каким образом ОПЕК и остальные страны будут друг друга контролировать? Штрафных санкций за нарушение договора не предусмотрено. Он держится на добром слове. Все аналитики, поставившие соглашение ОПЕК об укрощении цен на нефть на первое место, настроены скептически.

Картель часто нарушает собственные же квоты, а его участники в прошлом стремились продать как можно больше сырья даже в ущерб ценам, поясняют специалисты. В то же время реализация позитивного сценария (ОПЕК и остальные участники договора аккуратно придерживаются положений договора) поддержит нефтяные котировки на уровне 55-60 долларов за баррель. В противном случае каждая новость о нарушении квот будет снижать стоимость барреля.

< Назад в рубрику