Постпоп

2016-й: год, когда популярная музыка перестала существовать

Кадр: клип Рианны «Bitch Better Have My Money»

Шок от победы Трампа на выборах, смерть Дэвида Боуи, Леонарда Коэна и Джорджа Майкла, сумасшествие Канье Уэста и истерики Джастина Бибера — 2016 год навсегда изменил облик поп-музыки. И дело не только в том, что исполнители ведут себя странно, уделяя больше внимания выступлениям в рамках предвыборных кампаний, чем участию в фестивалях. Мейнстрим претерпевает метаморфозы. Стираются границы между андеграундом и попсой, кассовые стадионные звезды теряют фанатов и намеренно отказываются от популярности, а те, кто раньше был известен в узком кругу, вдруг начинают собирать полные арены. Что творится с музыкальной индустрией и почему мы вошли в эпоху постпопа — в материале «Ленты.ру».

Постправда

Словом года Оксфордский словарь объявил термин «постправда» — в основном в связи с ситуацией вокруг предвыборной гонки в США. Постпоп тоже многим обязан Трампу. Рианна, Бейонсе, Мадонна и многие другие активно поддерживали кандидата демократов Хиллари Клинтон, регулярно выступая на мероприятиях, связанных с ее кампанией. С одной стороны, на саму музыку этот процесс не особо повлиял — за редким исключением вроде разгромного трека Эминема, посвященного победе республиканца. С другой стороны, столь явная политическая ангажированность исполнителей приводит к тому, что от них отворачиваются те, кто с ними не согласны. Но ни Рианна, ни Бейонсе, ни Кэти Перри почему-то не боятся потерять слушателей, у них теперь есть что-то важнее. И это нечто действительно новое.

ШОК! Канье сделал такое…

А вот у Канье Уэста все наоборот. Он в числе очень немногих из мира шоу-бизнеса поддержал Трампа (и это вскоре после выхода суперуспешного The Life Of Pablo), а потом сошел с ума. Уэст отменил 21 концерт своего тура в поддержку альбома и лег в психушку, потеряв десятки миллионов долларов и разозлив фанатов, которые и так были весьма раздосадованы известием о том, что рэпер вдруг встал на сторону республиканца. Этого от Канье Уэста не ожидал никто — даже те, кто всегда знали, что от певца можно ожидать чего угодно. Что произошло, не совсем понятно, тем не менее теперь для поклонников Канье Уэст — не просто американский рэпер и 21-кратный лауреат «Грэмми», но и пациент психбольницы, а по совместительству сторонник Трампа. Но Уэсту все равно, что отныне часть демократов не будет слушать его музыку по политическим соображениям.

Анти

Политизация — не единственная особенность постпопа. Есть и более формальные признаки, такие как качество текстов и звука. Та же Рианна, которая раньше ничем не выделялась из ряда старлеток, с некоторых пор творит что-то совершенно необъяснимое. Bitch Better Have My Money — безусловный шедевр, по всем параметрам, ее последний альбом ANTI — тоже, от начала и до конца.

Проходные стандартизированные тексты куда-то исчезли, а про клип с Мадсом Миккельсеном и говорить нечего — это короткометражный «Неоновый демон», предсказавший фильм за год до его выхода на экраны. И актер даже тот же, что обычно снимается у Николаса Виндинга Рефна: Миккельсен исполнил главные роли в «Дилере» и «Вальгалле». Раньше в коммерческой музыке подобное случалось редко, настоящий стиль всегда был уделом андеграунда. Но теперь все смешалось.

Г — грайм

В феврале канадский рэпер Дрейк объявил, что заключил соглашение с британским лейблом Boy Better Know (BBK). То есть суперпопулярный певец, обладатель «Грэмми», выпускающий исключительно платиновые альбомы, вдруг подписался на независимый лондонский грайм-лейбл — «грайм», от слова «грязь». О грайме, не самом кассовом течении, возникшем в начале 2000-х и распространявшемся в основном через пиратское радио и микстейпы, вроде бы все уже забыли, но у него вдруг открылось второе дыхание, и дело, конечно, не в Дрейке.

Скепта, один из основателей BBK и идеолог жанра, после пятилетнего перерыва выпустил новую пластинку, Konnichiwa, которая попала во все чарты и принесла исполнителю Mercury Prize. Заговорили о возрождении грайма, хотя уместнее было бы говорить о перерождении — из некоммерческого подпольного течения в полноценное массовое. Раньше кому-то вряд ли пришло бы в голову поставить Дрейка и Скепту в один ряд, а сейчас — можно.

Кумир малолеток

У Джастина Бибера выдалась непростая осень. Сначала его достали визжащие фанатки, и он попросил их заткнуться. Когда это не сработало, он выдал раздраженную тираду и со скандалом ушел со сцены — и это повторилось на нескольких шоу в Англии. Потом он расплакался на концерте в Германии. А через пару дней — ударил поклонника в лицо в Испании, разбив тому губу в кровь. Эксперты подозревают нервный срыв, вызванный чрезмерной популярностью, но более вероятно, что Биберу надоело быть кумиром малолеток, и он решил стать серьезным артистом.

Ему важно то, что он пытается сказать, но его неправильно понимают. Джастин Бибер уже не мальчик с милым голосом, он выходит на следующий уровень, свидетельством тому — ремиксы Tronicbox на его хиты, которые охотно используют в своих миксах электронные артисты типа Аиши Деви.

Год-убийца

2016-й убил поп-музыку в привычном понимании. В прямом смысле: за год мы потеряли столько поп-звезд, что проще перечислить тех, кто остался в живых. Из жизни ушли Дэвид Боуи, Кит Эмерсон, Принс, Алан Вега, Пит Бернс, Леонард Коэн, Леон Расселл, Грег Лейк, Рик Парфитт, Джордж Майкл — конечно, многих из них относят к рок-музыкантам, но ведь поп-музыка в свое время включала в себя и рок. Да и граница эта стерлась. Еще в начале года смерть Дэвида Боуи породила множество трибьютов: та же Леди Гага объявила себя его последовательницей и перепела несколько его песен в образе Зигги Стардаста.

Постпоп-депрессия

Очертания поп-музыки в 2016 году размылись настолько, что уже нельзя делить исполнителей на мейнстримовых и андеграундных, под мейнстримовыми подразумевая «развлекательных» и «несерьезных», а под андеграундными — знающих жизнь и поднимающих социальные проблемы. Начинается эра постпопа, которая по стечению обстоятельств оказалась закодирована в названии альбома Игги Попа, вышедшего в 2016-м, — Post Pop Depression.

Обсудить
The library at Holland House in Kensington, London, extensively damaged by a Molotov 'Breadbasket' fire bombВзорвать Британию
Соединенное Королевство уже 48 лет ведет необъявленную войну с бомбистами
Manchester Arena incident Police at Manchester Arena after reports of an explosion at the venue during an Ariana Grande gigКровь Манчестера
Что известно о взрыве, унесшем жизни минимум 22 человек
Дональд ТрампТанцы с саблями
Президент США с удовольствием и пользой провел время в ваххабитском королевстве
Kurdish Peshmerga forces guard their position at Omar Khaled village near Tal Afar, west of Mosul August 24, 2014. Peshmerga forces intensified their defences in the southern parts of the oil-rich city of Kirkuk on Saturday, defending ramparts just a few hundred metres away from Islamic State militants.Боевой народ
Рассорят ли курды США и Турцию
«Он просто идиот без всякого плана»
Что думают о Трампе и его политике простые жители Ближнего Востока
Привет, жестокий мир
Боль, отчаяние и мужество в объективах самых талантливых молодых фотографов
Опасная правда
Зачем воскрес Mr. Freeman, заставивший многих задуматься о смысле жизни
Алексей Макеев«Достойный сын Руси святой»
За что толпа мексиканцев жестоко избила российского блогера из Электростали
Бьюти-блогер Shaaanxo Макияж с шестью нулями
Красивый бизнес по-женски: как заработать миллионы на пудре и помадах
Памела Андерсон на Каннском фестивалеПамела, которую мы потеряли
Звезда «Спасателей Малибу» и другие знаменитости, очарованные ботоксом
«Здесь все проще относятся к жизни»
История крымчанки, переехавшей в американский Портленд
Трое — не толпа
Как живется в любовном союзе, если в нем больше двух человек
От нашего стола
Российские интерьеры, сводящие иностранцев с ума
Зависли на хате
Украинцы придумали дом, который может обойтись без российского газа
Москва за нами
Какие квартиры можно купить в пределах МКАД по цене до трех миллионов рублей
Сносное настроение
Демонтаж жилых домов в Москве: что нужно знать
Вышка светит
Как выглядит частный особняк, побивший мировой рекорд этажности