Многократный победитель ралли-рейда «Дакар» в зачете грузовиков, российская команда «КамАЗ-Мастер» рискует не только потерять лидирующие позиции, но и приостановить выступления в серии на несколько лет. Виной тому очередные изменения в техническом регламенте соревнований. «Лента.ру» рассказывает о сложившейся ситуации и размышляет над перспективами команды.
На днях с резонансным заявлением выступил генеральный директор «КамАЗа» Сергей Когогин. По его словам, команду пытаются искусственно вытеснить с лидирующих позиций.
«Очевидно, что организаторы делают все, чтобы создать условия по замене лидера в "Дакаре". Они загоняют нас изменением технических требований в дополнительные затраты, все-таки мы коммерческая компания и не можем позволить себе просто тратить деньги, мы вынуждены их считать», — рассказал Когогин в интервью ТАСС.
Речь идет о сокращении допустимого объема двигателей. Изменения вступят в силу с 2018 года. Сейчас к соревнованиям допускаются автомобили с двигателем объемом 16,5 литра, но уже на следующем «Дакаре» они окажутся вне закона. Конструкторы должны подготовить новые моторы, объемом не больше 13 литров. «КамАЗ» совместно с немецкой компанией «Либхерр» разрабатывает двигатель объемом 12 литров. Сколько времени понадобится на доведение его до ума и приспосабливание к требованиям «Дакара», сказать никто не может.
Когогин говорит о предвзятости организаторов вполне обоснованно. Все главные конкуренты «КамАЗа» — команды Iveco, Renault, MAN — располагают готовыми к соревнованиям двигателями, и у них не возникнет проблем с новыми техническими требованиями. Это раздражает и гонщиков российской команды.
«Действительно, весь регламент переделывается так, лишь бы укусить именно нашу команду. То же самое было, когда мы ездили на 18-литровых двигателях — было введено такое же ограничение», — рассказал RT победитель «Дакара-2015» и пилот «КамАЗ-Мастер» Айрат Мардеев.
На фоне последних событий вокруг российского спорта (докладов Макларена, отстранения от соревнований сборных, обвинений в адрес спортсменов) велик соблазн связать происходящее с очередной попыткой атаки на Россию. Однако здесь причина, скорее всего, в другом. Так же, как и в «Формуле-1», организаторы пытаются уравнять шансы соперников и лишить признанного лидера явного преимущества, чтобы повысить зрительский интерес. Введение всевозможных технических ограничений — самый эффективный для этого инструмент.
Нечто подобное наблюдается и в далеком от автогонок виде спорта — футболе. Тут аналогом технического регламента можно считать правило финансового fair play, призванного хоть как-то уравнять шансы команд. Денежная накачка клуба без работы над его прибыльностью теперь вне закона.
Как подчеркивает Когогин, не исключено, что изменения регламента вынудят «КамАЗ» на несколько сезонов приостановить выступления в «Дакаре».
«Наша команда не может принимать участие в ралли с техникой, которая не дает возможности бороться за лидирующие позиции. Именно поэтому некоторое время назад я заявил, что "КамАЗ-мастер" может приостановить свое участие на год-два. Это связано с фактором времени. Разработка нового мотора займет полтора года, а сделать его спортивным — сложно прогнозировать, сколько на это потребуется времени», — рассказал глава «КамАЗа».
Однако переживать за судьбу команды не стоит, ведь на «Дакаре» свет клином не сошелся. Да, это самый престижный, раскрученный ралли-рейд, но «КамАЗ» может временно сосредоточиться на «Шелковом пути», ралли по территории России, Казахстана и Китая. Кроме того, есть смысл погоняться на «Африке Рейс» — по старому маршруту «Дакара» (на новый его перевели в 2009-м).
Нельзя исключать и того, что организаторы «Дакара», столкнувшись с реальной перспективой ухода одного из лидеров серии, смягчат правила или отсрочат их введение. Этот шаг видится как минимум разумным.
После восьми этапов нынешнего «Дакара», проходящего на территории Парагвая, Аргентины и Боливии, лидирует экипаж «КамАза» в составе Дмитрия Сотникова, Руслана Ахмадеева и Игоря Леонова. Всего гонщикам предстоит преодолеть 12 этапов. В 2016-м победа впервые за четыре года ушла от российской команды и досталась экипажу голландца Жерара де Роя на Iveco.