Пикап — любимый автомобиль американских реднеков, австралийских фермеров и членов запрещенных в России организаций. Мы перенесли новый Volkswagen Amarok из естественной среды обитания в московские пробки, чтобы понять, легко ли пикапу живется в городе, кому он тут нужен и способен ли пикап быть премиальным.
Один из моих друзей детства переехал в Канаду. Начал играть в американский футбол, раскачался, практически забыл русский язык и превратился из Миши в Майкла. Носит ботинки Timberland с клетчатой рубашкой и купил себе пикап. Именно тот пикап, который я представляю себе, когда слышу это слово. С огромным «кенгурятником», банками из под пива в кузове и вмятинами на капоте, видимо, от сбитых на дороге оленей. Миша, то есть Майкл, и его пикап — абсолютно стереотипный пример, для кого и чего предназначен данный тип автомобиля. Ездить с друзьями месить грязь, возить дрова или новый холодильник для мамы. Живя в Москве, я с трудом могу представить обстоятельства, при которых мне понадобится пикап. В моей голове они всегда делились на две категории: японские, неказистые и зачастую просто уродливые, и американские — похожие в городе на слонов в посудной лавке. Так получилось, что первый пикап, с которым мне довелось познакомиться по-настоящему близко, был немецким.
Новый рестайлинговый Amarok в максимальной комплектации Aventura был совсем не похож на тот образ пикапа из моей головы. Ярко-голубой, хромированные диски, хромированные подножки с подсветкой. Внутри те же кожаные спортивные сиденья, что стоят на VW Passat CC или Scirocco. Экран мультимедийной системы, знакомый по всей линейке VW, реагирующий на приближение пальца всплывающими иконками, раздельный климат-контроль, камера заднего вида, лепестки переключения передач под рулем. И самое непривычное — система Digital Voice Enhancement, электронная система усиления голоса, позволяющая пассажирам слышать говорящего через задние динамики, независимо от наличия внешних шумов. Кажется, что разговариваешь в большой пустой комнате и слышишь собственное эхо.
Такая есть в Rolls-Royce, такая будет в новой Skoda Kodiak. Жизненная необходимость этого приспособления понятна в машинах бизнес и премиум-класса или в тех, где с третьего ряда до водителя не докричаться. Действительно, без проблем слышишь собеседника, даже если открыл окно в тоннеле. Как и зачем эта система оказалась в пикапе, не совсем понятно, буду считать ее приятным бонусом. Материалы отделки салона ничем не примечательны, все по-немецки лаконично, точно подогнано, пластик жесткий, но приятен на ощупь и не гремит на кочках. В конце концов, глупо было обшить кожей и алькантарой салон, в который будут садиться, будучи например, по пояс в глине.
Некоторое разочарование приходит во время езды. Amarok, мягко говоря, не едет. Пока на рынок не вышла версия с трехлитровым дизелем, остается довольствоваться безальтернативным двухлитровым, на 180 лошадиных сил, которых для такой большой машины маловато, для уверенных маневров в городе или на трассе. После 60 километров в час тяга куда-то пропадает, и ее не вернешь ни педалью в пол, ни ручным переключением восьмиступенчатой коробки. Помимо этого, руль излишне легкий и совершенно неинформативный, хотя и четкий. Он крутится пальцем, но не имеет ни малейшей обратной связи, что в городе необходимо. Хотя, наверное, город совсем не его стихия, несмотря на красивые диски и хром на бампере.
Пыль и тушканчики, выскакивающие прямо под колеса, — единственное, что успевают выхватывать фары в клубах пыли. На спидометре 80 километров в час, вокруг степь и кромешная темнота, видимость практически нулевая, ориентироваться можно только по фонарям впереди идущей машины, параллельно стараясь не потерять из виду то, что тут называется дорогой. Для полного антуража включить бы что-то из ZZ Top, например Can't stop rockin', но на какой-то из кочек айпод улетел под сиденье. Степь обманчиво кажется ровной, как стол. Местами машины попадают в прокатанную грузовиками колею такой глубины, что не остается ничего, кроме как преодолевать ее с разгона, чиркая мостами о землю. Но опаснее всего, когда такая колея перерезает дорогу перпендикулярно движению... Вот как раз где-то в подстаканнике хрипит рация: «Колонна, осторожно, по курсу поперечная колея». Нога жмет на тормоз, но поздно.
Спустя несколько секунд наш Amarok подскакивает вверх, как нам кажется, на метр, рация улетает в потолок, вслед за ней в потолок летим мы с коллегой, наши телефоны, не пристегнутые сумки и бутылки с водой. Пикап приземляется на переднюю ось, втыкаясь бампером в землю, в кузове летают штативы и чемоданы с аппаратурой, машину кидает в сторону, руки панически стараются поймать прежнюю траекторию. «Колею прошли, — отвечает коллега, выковыривая рацию из-под сиденья. — Надо бы остановиться проверить бампер». О, а вот и айпод нашелся!
Да, мое первое знакомство с Volkswagen Amarok случилось в казахских степях, когда мне посчастливилось участвовать в одном из этапов Транс-Азиатской экспедиции Русского географического общества. На только вышедшем рестайлинговом VW Amarok мы проехали от Астрахани через Казахстан и Узбекистан до Бухары. За три тысячи километров, что я был за рулем, мы преодолели дороги Казахстана, больше похожие на дороги в пригороде Бенгази, застревали в жидкой глине на берегу Каспийского моря и вязкой грязи соляных озер. Гнали по ночной степи, дну высохшего Аральского моря и идеально ровному бетонному хайвею, ведущему через красную, как поверхность Марса, пустыню Кызылкум.
У нас были стоковые Amarok без каких-либо доработок, совсем как тот, на котором сейчас езжу в Москве. За исключением, пожалуй, сидений с боковой поддержкой, которые были бы очень кстати. Темп, который задавал руководитель экспедиции и опытный путешественник Алексей Симакин, на мой взгляд, должен был обернуться смертью машин к концу примерно первого этапа. Там, где местные жители не рисковали ехать быстрее сорока, мы ехали восемьдесят, а то и сотню.
Времени в обрез, 12 часов в день непрерывной гонки, с остановками только для красивых фотографий и перекуса. Плестись — значит выбиться из графика. Однако вопреки всему, что пережила наша машина, на ней даже не сбился сход-развал. После той злосчастной колеи, наградившей меня шишкой на голове, немного помялась металлическая защита картера, и, пожалуй, все. Двигателя, который в городе с непривычки кажется совсем не динамичным и вялым, в сочетании с блокировками вполне хватало, чтобы выбраться из грязи самому и вытащить товарища. Легкий руль тоже пришелся кстати, будь он жестким, после ежедневного 12-часового ралли мы бы не чувствовали рук. Благодаря мягкой, но емкой подвеске, мы не заработали межпозвоночную грыжу. Amarok показал удивительную живучесть в экстремальных условиях, для которых он и создан. И вот я стою в пробке в Москве и думаю о том, что весь этот бесценный опыт показывает — всему свое место.
В рекламных брошюрах написано — премиальный пикап. Для моего друга Майкла из Канады это словосочетание, наверное, такое-же дикое, как для меня «четырехдверное купе». Я бы не купил его, живя в городе. Но за неделю в степях, Amarok стал для меня почти родным, поэтому я не могу особо придираться.
Живи я в загородном доме с собакой, я бы купил такую машину. Возить дрова и квадроцикл. Но только с V6. Пусть он уже обогнал конкурентов по комфорту, дизельный V6 — единственное, чего ему не хватает, чтобы стать самым дорогим и вместе с тем лучшим в своем классе. Премиальный, даже пикап, должен быть лучшим во всем.