Тибетские йоги сидели на гвоздях и пытались достичь просветления при помощи аскетизма и уединенных медитаций. Их современные последователи сочетают упражнения с пивом или марихуаной, приводят на занятия коней, собак и коз. «Лента.ру» отыскала самые странные разновидности йоги и выяснила, в чем их смысл.
«Если козы нагадят на матрас, вы просто смахните рукой», — предупреждает инструктор по «козьей» йоге Хитер Дэвис. Угроза более чем реальна: животные пасутся прямо среди женщин, застывших в позе адхо мукха шванасана, и чувствуют себя как дома. Впрочем, это и есть их дом: все происходит не в спортивном зале, а на ферме в часе езды от американского города Портленд. Пока люди упражняются, одна коза принялась жевать угол матраса, другая сосредоточенно выуживает из кучи обуви чьи-то носки, третья пытается улучить момент и понюхать одну из любительниц йоги сзади.
В прошлом году Дэвис скооперировалась с Лэйни Морз, у которой есть шесть коз и ферма в Орегоне, и стала проводить занятия йогой в окружении животных. Морз давно верует в целительную силу коз, поэтому ее не пришлось долго уговаривать. Она считает, что справилась с хроническим заболеванием не без их помощи, и периодически устраивает для соседей «козий час», во время которого они пьют вино, смотрят на животных и любуются закатом. От этого до «козьей» йоги — всего шаг.
Начинание неожиданно приобрело популярность. К декабрю на занятия записались более 900 человек. Некоторые приезжают в Орегон из другого конца страны. Коз на всех не хватает, поэтому очередь растет. Успех позволил Морз уйти из компании, в которой она работала 10 лет, и полностью сосредоточиться на «козьей» йоге. Договорилась с Университетом штата Орегон о выездных занятиях. «Козьим часом» заинтересовалась винодельческая фирма Emerson Vineyards: у них есть вино, у Морз — козы, а желающих полюбоваться закатом в живописном винограднике, скорее всего, еще больше, чем любителей йоги.
У Дэвис были идейные предшественники. В 2008 году Кристин Калиендо из Чикаго изобрела дога-йогу: специальные упражнения для занятий йогой с собаками. В отличие от коз, которые лишь украшают ландшафт и пакостничают, собаки участвуют в дога-йоге самым непосредственным образом. В позе чатуранга надо поддерживать собаку, пока она тянет передние лапы в воздух. В позе отдыха человек растягивается на матрасе и кладет полусогнутые ноги на лежащее животное. В позе приветствия солнца следует поднять своего питомца на задние лапы.
Заставить собак делать именно то, что от них хочет инструктор по йоге, куда труднее, чем найти козу, которая готова жевать носки и матрасы. Псы лают, не слушаются и вполне способны сорвать занятия. Впрочем, если считать, что йога учит преодолевать трудности, то неконтролируемость животных — это именно то, что нужно. Медитировать в полной тишине всякий сможет. Куда труднее хранить сосредоточенность даже в окружении бесчинствующих коз и собак. Такой навык в жизни пригодится.
«Собачья» и «козья» йога интересны в первую очередь тем, кто любит животных. Сами упражнения практически те же. «Лошадиная» йога, о которой в 2013 году рассказывало издание Boston Globe, — совсем другое дело. Занятия проводятся на ферме Sky High в штате Массачусетс. После разминки с растяжками, наклонами и поворотами участники забираются на лошадей и начинают выполнять асаны у них на спине. В таком положении замысловатые позы йоги требуют особой сосредоточенности и хорошего владения собственным телом, иначе равновесия не удержать.
В сап-йоге балансируют не на лошадях, а на досках для сапсерфинга (они шире и длиннее, чем у обычных серферов). В отличие от матраса на полу, доска не прощает ошибок. Если неверно распределишь массу тела, свалишься в воду. Сапсерфингом можно заниматься в любых водоемах, даже в небольших прудах, поэтому любители сап-йоги встречаются и в России.
В 2007 году американский танцор, акробат и основатель танцевальной труппы Antigravity Кристофер Гаррисон предложил заниматься йогой на весу при помощи так называемых воздушных полотен — широких полотнищ, подвешенных к потолку и образующих подобие гамака. Гаррисон назвал свое изобретение «антигравитационной воздушной йогой» и стал лицензировать фитнес-центрам по всему миру. В России антигравити-йога тоже известна.
Берлинские инструкторы по йоге Джула и Эмили считают, что между пивом и йогой — самая прямая связь. «И то, и другое веками использовалось в качестве терапии для ума, тела и духа, — говорят они. — Мы берем философию йоги и соединяем ее с удовольствием от пива, чтобы достичь высшего уровня сознания».
Несколько лет назад Джула и Эмили съездили в Соединенные Штаты на Burning Man — знаменитый фестиваль, который раз в год проводится посреди пустыни в штате Невада. Там они увидели людей, занимавшихся йогой с пивом в руках. Вернувшись на родину, Джула и Эмили придумали целую пивную йогу и быстро обнаружили, что в Германии полно тех, кто не прочь постоять в позе дандаямана дханурасана с бутылкой на вытянутой руке (особенно если в конце позволят выпить). И, скорее всего, не только в Германии: на днях первые занятия по пивной йоге прошли в Австралии.
В Северной Америке йога обрела популярность с подачи хиппи, которые всегда предпочитали пиву курение марихуаны и, можно не сомневаться, совмещали оба эти занятия еще полвека назад. Некоторые считают, что связь еще древнее, и цитируют йога-сутры, рекомендующие преодолевать барьер между сознательным и бессознательным при помощи «травы». Маловероятно, что древние жители Индии писали именно о конопле, но сторонников ганжа-йоги это не смущает.
«Одна из задач йоги состоит в том, чтобы расслабить тело, — объясняет канадец Ди Дюссо. — Того же результата достигают при помощи марихуаны». Около 10 лет назад он открыл в Торонто классы ганжа-йоги. Вскоре в нескольких штатах США разрешили употреблять марихуану по рецепту врача (ее прописывают тем, кто жалуется на панические атаки, бессонницу или хронические боли). Там теперь тоже открываются студии, сочетающие йогу с приемом легких наркотиков, а сам Дюссо перебрался в Сан-Франциско.
Настольный испаритель, заряженный смесью на основе конопли, действует как гигантская электронная сигарета, окуривающая все помещение сразу. Некоторые инструкторы ганжа-йоги предпочитают другие способы, например раздают участникам занятий конопляное печенье.
Корреспондент издания Vice Дэмьен Эбрахэм побеседовал с подопечными Дюссо и отметил, что многие рассказывают похожую историю: они занимались йогой и раньше, потом попробовали ганжу-йогу и теперь практикуют только ее. «И я вполне могу их понять», — пишет Эбрахэм.
Хиппи, как известно, любили гулять без одежды, но первая коммерческая студия йоги, участники которой занимались обнаженными, появилась лишь в 2001 году, в Нью-Йорке. Принимали только мужчин. Многие упражнения были переработаны таким образом, чтобы требовалось тесное взаимодействие двух человек. Занятия пользовались огромным успехом у геев.
Вскоре похожие студии заработали в других американских городах, а в 2014 году открылись первые нью-йоркские классы йоги для нудистов, где вместе занимаются мужчины и женщины. Их хозяева подчеркивают, что отказ от одежды не имеет ни малейшей связи с сексом. Смысл в том, чтобы набраться уверенности в себе, почувствовать единение с миром и другими людьми. «Хотите оргазма, ищите его в другом месте», — предупреждает сайт студии.
Дженнифер Пастилофф, инструктор по йоге из Лос-Анджелеса, дающая частные уроки йоги для знаменитостей, нашла еще один способ почувствовать единение с другими людьми: хоровое пение. С 2011 года она устраивает занятия по караоке-йоге, участники которых подпевают записям Элтона Джона, Адель и Майкла Джексона, дурачатся и пляшут. Это, по ее словам, действует. Когда группа The Beatles начинает петь Let It Be с телевизора на стене студии, по лицам участников занятий текут слезы, в какой бы замысловатой позе они при этом ни стояли.
В 2012 году в США действовали курсы йоги, где все от души кричали, топали и колотили себя кулаками в грудь. В канадском городе Калгари есть курсы «Йоги ярости» с нецензурной бранью вместо мантр и хард-роком вместо тибетских песнопений. Древние учителя йоги не могли и подумать, что все так обернется, но их трудно винить: они же никогда не слышали Black Sabbath.