В последние годы в России вслед за Западом активно развиваются «свободные» принципы — появляется все больше фрилансеров, компании переводят сотрудников на удаленный режим работы, деловые центры, по успешному примеру Google, становятся максимально комфортными. Теперь в офисах обустраивают не только кухни и удобные зоны отдыха, но и душевые комнаты и даже капсульные отели. Работа превращается буквально во второй дом?
Хотя мы и движемся в сторону увеличения доли «удаленки» и многие сотрудники теперь работают из дому, достижение наибольшей эффективности компании невозможно без офиса, где команда может собраться в полном составе, обсудить стратегию развития и прочие вопросы, отмечает генеральный директор RD Construction Илья Байбус.
Именно поэтому, по словам директора по маркетингу делового квартала Neopolis Светланы Григорьевой, в последние годы девелоперы стараются создавать в бизнес-центрах (БЦ) как можно более комфортную среду, в которой соблюдается баланс между работой и активной жизнью. Бизнес-центры щедро насыщают инфраструктурой — кафе, ресторанами, кофе-поинтами, химчистками, ателье по пошиву одежды, салонами красоты и так далее.
«Особое внимание уделяется спорту и здоровью — растет популярность фитнес-клубов, work-out зон, спортивных площадок. Детские сады в составе офисного центра — еще один тренд последнего года», — говорит Светлана Григорьева.
Развитие новых офисных форматов «подстегивают» изменившиеся предпочтения молодых работников — так называемого поколения Y, которое сформировалось в современных условиях динамичного, очень быстрого жизненного ритма. Сегодняшней молодежи важен баланс между саморазвитием, трудом и отдыхом, такие люди не разделяют жизнь и работу — они стремятся заниматься тем, что им действительно нравится, а не тем, что «надо делать».
«На работу сейчас пришли миллениалы, у которых кардинально другие представления о жизни — они привыкли к мобильности, демократичности. Для этого поколения обстановка на работе имеет большое значение: им важен дружелюбный, домашний офис, в котором хочется проводить время», — говорит Илья Байбус.
И компании конкурируют за талантливых сотрудников, в том числе, создавая особые офисные пространства. «Специалисты хотят работать в комфортных условиях. Увеличилась и кадровая мобильность — трудиться десятилетиями на одном месте больше не принято. А это значит, что если сотрудника что-то не устраивает, он просто уйдет на фриланс или поменяет работу. Поэтому такие технологические гиганты, такие как Apple и Google, организовывают максимально комфортные условия в своих офисах — чтобы удержать талантливых специалистов», — поясняет Байбус.
Того же мнения придерживается управляющий партнер компании IPG.Estate Иван Починщиков: «В современном мире 80 процентов времени человек так или иначе связан с рабочими процессами, независимо от того, работает он в офисе, дома или в кафе. Поэтому создание более комфортных рабочих условий, максимально ориентированных на домашний уют, — это закономерный процесс».
По мнению директора по работе с ключевыми клиентами NAI Becar Константина Королева, в будущем в офисах крупных компаний также чаще будут обустраивать зоны для детей дошкольного и школьного возраста, творческие центры для несовершеннолетних, лектории и прочее.
Пока же уже обычной практикой стали комфортабельные agile-офисы, направленные на создание условий для командной работы, бизнес-парки, сравнимые с практическими полноценными городами для жизни, разнообразные гибкие офисы, где рабочие места не закрепляются за работниками.
Как отмечает PR-директор Tekta Group Елена Андронова, в целом каждая организация по-своему решает вопрос отдыха сотрудников. Некоторые компании организовывают «зеленые зоны» с живыми растениями и газоном, на котором при желании можно полежать, с животными, которых можно погладить или покормить; другие создают комнаты релаксации с кушетками для послеобеденного сна. «Все очень индивидуально и зависит от отраслевой специфики», — добавляет она.
Появляются теперь в офисах и душевые, и комнаты для отдыха, спальни и капсулы для сна. «Правда, пока на создание почти полностью домашних условий идут, в основном, только крупные компании с большим бюджетом, рабочий график которых входит в рамки 24/7. Одна из ведущих отраслей в этом отношении — IT-сфера», — говорит Иван Починщиков.
С недавнего времени и небольшие компании, причем не только IT-сферы, но и многих других, ушли еще дальше — эти организации рассматривают возможность жизни в офисе в прямом смысле этого слова.
«Наши некоторые клиенты запрашивают аренду квартиры с офисом. Но официально сдавать квартиру под офис нельзя. В таком случае самым привлекательным вариантом становится аренда совместного апарт-офиса», — рассказывает Починщиков.
На волне всех этих тенденций на Западе активно развиваются так называемые коливинги. «Первые коливинги стали появляться в 2006 году в Сан-Франциско — жилье для фрилансеров, работающих в Кремниевой долине. Данное направление продолжает активно набирать обороты не только в США, но и в европейских столицах, благодаря популярному течению "цифровых кочевников". Специалисты из IT-сектора, представители творческих профессий больше не привязываются к своему рабочему месту в офисе, они работают где угодно и откуда угодно. Для них и открываются коливинги», — говорит Константин Королев.
По словам директора департамента консалтинга, аналитики и исследований компании Blackwood Александра Шибаева, в России таких объектов пока единицы, наиболее близким форматом можно назвать совместную аренду квартир: подобный формат найма перерос в коливинг Early Birds в Санкт-Петербурге.
По данным Королева, также к российским коливингам можно отнести подмосковное творческое комьюнити «Деревня» и дом «Аллигатор» в Москве. «Этот формат начнет активно развиваться в России через три-пять лет, поскольку мы отстаем от Запада по всем трендам. Основное развитие коливингов в мире пришлось на 2006-2008 годы, в России же этот процесс начался только сейчас», — рассказывает он.
Очевидно, впрочем, что дальнейшее «одомашнивание» офисов неизбежно: работники все в большей степени будут совмещать свою личную жизнь с работой, постепенно стирая границы между ними.