На днях в Екатеринбурге завершилось расследование дела в отношении бывшего милиционера Арсена Байрамбекова: его обвиняют в шести убийствах. Четыре его жертвы — бомжи, злоупотреблявшие алкоголем. По данным СМИ, преступления совершались с соблюдением неких ритуалов в Ганиной Яме, на месте захоронения останков семьи последнего российского императора Николая II. Подробности громкой истории выясняла «Лента.ру».
25 января Следственный комитет России (СКР) сообщил, что в Свердловской области завершено расследование уголовного дела в отношении бывшего милиционера Арсена Байрамбекова, который обвиняется в двух заказных и четырех ритуальных убийствах.
Как сообщили в СКР, до совершения преступлений Байрамбеков — уроженец Махачкалы — год служил в патрульно-постовой службе милиции в Дагестане. Следователи предполагают, что в 2002 и 2010 годах он по заказу убил двух предпринимателей в Екатеринбурге, за что получил денежное вознаграждение.
Позже бывший страж порядка увлекся изучением оккультных обрядов. Результатом такого «хобби», по данным следствия, стало убийство четырех бомжей-алкоголиков. В СКР считают, что во время совершения преступлений обвиняемый соблюдал определенные каноны обряда жертвоприношения: расправы совершал ночью, в лесном массиве, при разведенном костре; жертвы погибали в выложенном из камней кругу под чтение молитв и заклинаний.
По свидетельству источника «Ленты.ру» в правоохранительных органах, Байрамбекова задержали в 2015 году. Уголовному делу сразу же был присвоен особый статус — возможно, в связи с тем, что обвиняемый оказался бывшим сотрудником милиции. Расследованием дела «некроманта» занималась самая закрытая силовая структура региона — четвертое следственное управление СКР с дислокацией в Екатеринбурге.
Байрамбекову предъявили обвинения по части 2 статьи 105 УК РФ («Убийство») и части 1 статьи 222 УК РФ («Незаконный оборот оружия»). Обвиняемый прошел три психолого-психиатрические экспертизы, по итогам которых был признан вменяемым. В ближайшее время его уголовное дело будет направлено для утверждения обвинительного заключения в прокуратуру, а затем в суд — для рассмотрения по существу.
Историю 35-летнего Арсена Байрамбекова с самого начала освещало екатеринбургское издание «66.ру». Его специальный корреспондент Дмитрий Антоненко рассказал «Ленте.ру» подробности громкого дела.
«О ритуальных убийствах стало известно после того, как на кладбище Верхней Пышмы (город-спутник Екатеринбурга — прим. «Ленты.ру») обнаружили массовое захоронение: человеческие тела, обгоревшие и обклеенные скотчем. После опознания оказалось, что убитые — бомжи, жившие на том же кладбище», — вспоминает Антоненко.
По данным издания «66.ру», бывший милиционер совершал убийства не просто так: он закапывал тела жертв и выдерживал определенный срок, после чего выкапывал трупы и совершал некие ритуалы, пытаясь оживить убитых и превратить их в зомби. Последователем какого именно религиозного культа является обвиняемый, до сих пор неизвестно. Возможно, мужчину увлек вудуизм — ведь именно в этом течении оккультизма проводятся ритуалы оживления мертвых.
«Не исключено, что обвиняемый ударился в оккультизм после того, как совершил одно из своих заказных убийств: он, как считают следователи, устранил участника конфликта вокруг овощебазы №4. Это предприятие в конце 90-х — начале "нулевых" стало причиной рейдерских разборок в Екатеринбурге. Свое увлечение оккультизмом, к слову, Байрамбеков не скрывал: он даже установил алтарь во дворе своего частного дома. До религиозных обрядов обвиняемый увлекался единоборствами», — рассуждает Антоненко.
Еще одна версия преступлений «уральского некроманта» изложена на сайте «kp.ru». По данным издания, причиной поступков Байрамбекова могли стать потрясения, перенесенные им во время боевых действий в Чечне: он якобы участвовал в них после милицейской службы в Дагестане. Согласно этой версии, изменения в психике и подтолкнули его к увлечению оккультизмом.
Свои обряды Арсен Байрамбеков проводил по строго определенным правилам — и начинал он не с людей, а с кусков мяса из магазина. Однако с каждым обрядом весомость жертвы должна была увеличиваться: в ход шли вначале мелкие животные, затем звери покрупнее, наконец дело дошло и до людей.
«Жертвами экс-силовика становились асоциальные личности. Он легко втирался к ним в доверие, затем связывал своих жертв и начинал проводить с ними оккультные обряды», — сообщил источник kp.ru.
По данным издания, свои обряды поклонник сатаны проводил в районе Ганиной Ямы — заброшенного рудника рядом с Екатеринбургом, где были захоронены останки императора Николая II и его семьи. Байрамбеков утверждал, что в Ганиной Яме еще до становления Руси проводились языческие обряды, поэтому оно наполнено сильной энергетикой.
Впрочем, вполне вероятно, что обвиняемый по громкому делу мог руководствоваться куда более прозаичными соображениями, чем создание армии ходячих мертвецов. Как сообщил РИА «Накануне.RU» источник в правоохранительных органах, убийства бомжей, по версии следствия совершенные бывшим милиционером, носили характер жертвоприношения.
«Байрамбеков был неоязычником, обращением в язычество хотел поправить свое финансовое положение. (...) Свои "жертвоприношения" он начал с принесения в жертву алкогольных напитков и замороженных кур», — отмечает издание.
По информации источника, обвиняемый бывал в других городах региона, передавал своим последователям сакральные знания. До задержания он работал инструктором по единоборствам.
«Все, что связано с сатанизмом, всегда обрастает чудовищным количеством слухов — в таких делах необходима максимально тщательная проверка фактов. Страх перед сатанизмом — вещь хорошо известная в религии и социологии. Известно немало случаев, в том числе в западных странах, когда достоянием общественности становились страшные преступления, якобы совершенные сатанистами, но большинство из них оказывались далеки от настоящего оккультизма», — говорит религиовед, доцент Центра изучения религий РГГУ Борис Фаликов.
По словам Фаликова, чаще всего деяния, приписываемые сатанистам, оказывались делом рук обыкновенных безумцев-одиночек. Эксперт считает, что из воспаленного сознания человека вполне могут вылезти архетипы бессознательного, связанные с религией, на основе которых и проводятся пугающие обряды.
«Иногда на благодатную почву воспаленного сознания ложится мусор из интернета, в том числе связанный с сатанизмом, что, конечно, преступника настоящим сатанистом не делает. Важно понимать, что далеко не всякий сумасшедший — убийца. Для того чтобы лишить кого-то жизни, в голове у человека должны быть выключены определенные предохранители. Если обвиняемый действительно был на войне и убивал, запрет на лишение жизни в его голове был снят. Вкупе с религиозным бредом это оказалось смертельно опасной смесью. Но следы зомби в этой истории я бы искал в последнюю очередь — поступки "некроманта" больше всего смахивают на сумасшествие», — заключает Фаликов.