Наука и техника
00:01, 25 января 2017

Кишки навыпуск Самая жуткая и кровавая игра современности — обзор Resident Evil 7: Biohazard

Владимир Тодоров
Кадр: игра «Resident Evil 7»

Resident Evil 7 призвана была вдохнуть новую жизнь в легендарную серию зомби-хорроров. Разработчики из Capcom обещали в корне переработать игровую механику и вновь сделать франшизу по-настоящему страшной. Свое обещание они сдержали. «Лента.ру» выяснила, как японцам удалось выпустить самый жуткий и натуралистичный хоррор современности.

Перезапуск зла

Итан Винтерс мчится по бескрайнему луизианскому шоссе, выжимая все из мощного двигателя своего раритетного Dodge. Три года назад бесследно пропала его жена Мия, и вдруг он получил от нее лаконичное письмо с предложением забрать ее с некой фермы Бейкеров.

С самими Бейкерами дело явно нечисто — вся семейка пропала одновременно с женой протагониста, и с тех пор их обширное поместье окутали легенды о призраках и монстрах. Впрочем, главного героя это не смущает, хотя он, как и всякий американец, вроде бы должен осознавать всю опасность незаконного проникновения в частные владения.

Любопытно, что все вышеописанное больше походит не на новую часть культовой серии Resident Evil, а на завязку стандартного ужастика 1980-х, которые пачками клепали мастера жанра вроде Уэса Крейвена. Вполне возможно, что именно оттуда разработчики Capcom и почерпнули идеи для новой части серии, явно впавшей в стагнацию после весьма средненького предыдущего эпизода.

Вышедший в 2012 году Resident Evil 6 ругали за очевидный перекос в сторону шутера и кривые отсылки к оригиналу. Несмотря на наличие нескольких кампаний за культовых персонажей типа спецназовца Криса Редфилда, президентского охранника Леона Кеннеди и загадочную красотку Аду Вонг, игра совершенно перестала пугать. Обычные противники гибли от пары автоматных очередей, патронов всегда хватало, а все разбирательства с призванными внушать ужас гигантскими боссами превращались в банальное нажимание нескольких кнопок.

Тем временем жанр хоррора активно осваивали дерзкие конкуренты в лице Outlast с полностью беззащитным и вечно убегающим от врагов протагонистом. Более того, легендарный игродел Хидео Кодзима и режиссер Гильермо дель Торо выпустили зловещую демоверсию Silent Hills — продолжения не менее культовой серии ужастиков и по совместительству основного конкурента Resident Evil.

В Capcom злобно скрипнули зубами и объявили о глобальном перезапуске франшизы. И это решение, похоже, подарило миру лучший игровой хоррор за последние годы. А Silent Hills пополнила ряды не увидевших свет проектов.

Ум и беззащитность

Новый Resident Evil сходу пленяет своей атмосферой. Неуместные перестрелки и хаотичная беготня по уровням остались в прошлом, и на авансцену вышла липкая атмосфера настоящего ужаса, лучшие образчики которого пылятся на заветной ретро-полке с VHS-кассетами.

Блеклое луизианское солнце и зловонная болотистая дымка быстро сменяются зловещим заброшенным домом, заставляющим вздрагивать от каждого шороха и скрипа. Нагнетаемый ужас с лихвой компенсирует некоторые несовершенства графики, а если играть в PlayStation VR, то обделаться можно еще до встречи с первым противником.

Кстати, она не заставляет себя долго ждать и убедительно демонстрирует основное преимущество Resident Evil перед той же Outlast, где игроки вообще не могли оказать сопротивление злодеям. Здесь все куда более тонко — их вроде бы можно лупить топором или расстреливать из пистолета, вот только помогает это далеко не всегда. Приходится лихорадочно бегать по кругу и уворачиваться от их сокрушающих ударов, что невольно напоминает глуповатое поведение героев уже упомянутых хорроров 1980-х.

При этом схватки роскошно анимированы — противники сбивают героя с ног, одним махом отрезают ему конечности или втыкают нож в живот. Первое столкновение с главой зловещего семейства и вовсе достойно игрового аналога «Оскара» — он со смехом принимает в голову две обоймы из «Глока» и ворчит в ответ на тщетные попытки Итана умертвить его.

Вообще, убийство каждого члена семейки мутировавших реднеков — это местный аналог схватки с боссом. Причем делается это по нескольку раз и в строго отведенных сюжетом местах, а в остальное время от них приходится убегать или прятаться. Это придает игре все то же очарование классических ужастиков — когда Итан лихорадочно хлопает дверьми и наматывает круги по замшелым коридорам, а сзади мчится горланящий гигант с лопатой, сердце буквально вырывается из груди. Тем более что герой умирает практически от пары ударов, а сохранения в виде диктофонов встречаются нечасто.

Однако куда больше хлопот доставляют противники, которых, наоборот, убивать необходимо. Итана регулярно атакуют неожиданно лезущие из стен мерзкие монстры-плесневики и гигантские болотные комары. Первых можно устранить только полным расчленением или парой точных попаданий в голову, а рой вторых лучше всего сжигать огнеметом.

Но сделать это весьма непросто. Игра регулярно напоминает, что Итан — не спецназовец Крис Редфилд или агент секретной службы Леон Кеннеди, а потому он регулярно всаживает дефицитные пули в молоко, убийственно долго целится и при ранении двигается со скоростью черепахи. Это добавляет в игровой процесс хардкорности, но порой заставляет в бессильной злобе кидаться геймпадом в стены.

В перерывах между схватками герою предстоит бродить по многочисленным локациям и решать головоломки. В эти моменты седьмая часть максимально напоминает оригинальную трилогию — чтобы не пропустить важный предмет, приходится скрупулезно осматривать убранство каждой комнаты и читать многочисленные записочки. Это довольно интересно, благо разработчики серьезно потрудились над декорациями. Владения Бейкеров обширны, и каждая локация по-своему примечательна — глава семейства любит набить холодильник человечиной и распихивает по углам окровавленные вещи жертв, а его старушка-жена опутывает дом на болоте мерзкой паутиной и коконами.

Порой на пути героя попадаются VHS-кассеты и видеомагнитофоны, с помощью которых можно сыграть за других гостей дома Бейкеров. Обычно их злоключения заканчиваются истошным криком, после чего в камеру летит очередной обрубок, но подобные вставки грамотно нагнетают напряжение.

Из первых трех частей в новую Resident Evil перекочевал и ограниченный инвентарь, так что игроку волей-неволей приходится комбинировать предметы и избавляться от ненужного хлама, складируя его в стоящие рядом с чекпоинтами сундуки.

Ближе к финалу загадок все меньше, а число врагов, наоборот, возрастает. Многие уже сочли это отходом от канонов жанра и обвинили Capcom в попытке превратить игру в стандартный рельсовый шутер, но если честно, после нескольких часов беспомощной беготни и лихорадочного поиска патронов, отстреливать прущих из всех щелей монстров — сущее удовольствие. При этом, к чести сценаристов, главная сюжетная интрига остается нераскрытой до самого финала, в котором к тому же содержится уже порадовавшая фанатов отсылка к предыдущим частям серии и даже вроде бы уничтоженной корпорации Umbrella.

Виртуальные эксперименты

Все вышесказанное касается игрового процесса без PlayStation VR, но с ним на голове Resident Evil 7 без всяких преувеличений превращается из самого страшного и кровавого хоррора современности в настоящее произведение искусства. Для Sony творение Capcom — первый масштабный проект в виртуальной реальности, и разработчики всеми силами стараются показать, что владельцы шлема не зря потратили на него 30 тысяч рублей. В этом игра напоминает фильм «Аватар» Джеймса Кэмерона, где постоянно летящие в лицо зрителям спецэффекты служили наилучшим обоснованием неоправданно высоких цен на билеты.

С PlayStation VR окружающие декорации выглядят ультрареалистично — от копошащихся в трупах червей или гниющих человеческих останков в случайно распахнутом холодильнике натурально делается дурно. Рукопашные схватки и вовсе специально заточены под виртуальную реальность — противники суют игрокам в лицо разные колюще-режущие предметы, рой болотных комаров заставляет ощупывать руки — нет ли волдырей? А когда угодишь рукой в до краев наполненный фекалиями унитаз, сдергиваешь шлем с головы и срочно бежишь отмываться.

Но даже это не сравнится по мерзости со сценой, в которой глава семейства Бейкеров заставляет связанного Итана съесть праздничный ужин из человеческих внутренностей, разжимая ему челюсти ножом и пропихивая куски в горло. После этого невольно задумываешься, что разработчикам стоило выпустить не только свечи с ароматом дерева и пота, но и брендированные рвотные пакетики.

Жуть жуткая

Resident Evil 7 — одна из лучших игр, вышедших за последние годы. Capcom вдохнули жизнь в уже, казалось, увядающую серию и наполнили новую часть атмосферой настоящего первобытного ужаса. И дело не только в держащей в напряжении сюжетной интриге и потрясающей семейке Бейкеров. Разработчики настолько тщательно подошли к делу, что игра вообще лишена слабых мест — она идеально сбалансирована, разнообразна и не позволяет заскучать.

А самое главное, в новой Resident Evil есть то, чего так недоставало Outlast и другим неплохим хоррорам от первого лица. Игра полностью погружает в реалии классических фильмов-слэшеров и дарует возможность наконец дать прокашляться обычно неуязвимым злодеям. Или всадить им в голову все имеющиеся в инвентаре патроны и понять, что лучше все-таки спасаться бегством.

< Назад в рубрику