Рубль укрепился слишком сильно, что создает угрозу для бюджета и компаний-экспортеров, на которых держится российская экономика. Минфин уже объявил о намерении выйти на рынок с валютными интервенциями. Скупка долларов через ЦБ позволит пополнить резервы и ослабить рубль. Эксперты, опрошенные «Лентой.ру», считают, что российскую валюту ждет умеренная девальвация.
Курс уже долго держится на уровне 60 рублей за доллар, чему есть определенные причины. В частности, рынок достаточно оптимистично воспринял приход новой администрации в США и обещания пересмотреть санкции против России, введенные при Бараке Обаме.
И хотя новый хозяин Белого дома Дональд Трамп 27 января на совместной пресс-конференции с британским премьер-министром Терезой Мэй заявил, что вести речь о снятии санкций с РФ слишком рано, все же участники рынка с надеждой восприняли состоявшийся телефонный разговор между новым президентом США и российским лидером Владимиром Путиным.
Укрепление рубля подталкивает финансовые власти к действиям. Минфин заявил о начале операций по покупке и продаже иностранной валюты на внутреннем рынке с февраля. Объем этих операций будет зависеть от суммы нефтегазовых доходов федерального бюджета. Пока цена российской марки Urals превышает 40 долларов за баррель, финансовое ведомство намерено закупать валюту в объеме, равном дополнительным нефтегазовым доходам казны.
Первый вице-премьер Игорь Шувалов еще в середине января говорил, что нынешние нефтяные цены позволяют проводить валютные интервенции. Регулятор сообщил, что считает возможным выход на валютный рынок в рамках реализации бюджетного правила.
Следует обратить внимание на то, что ЦБ по-прежнему не брал на себя никаких обязательств относительно курса национальной валюты, за исключением одного — рубль должен продолжать свободное плавание. Его курс с конца 2014 года формируется исходя из баланса спроса и предложения на рынке. Регулятор планирует выходить с интервенциями как обычный игрок, значит, никакого противоречия ранее объявленной политике нет.
Завкафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС Константин Корищенко, который сам занимал пост зампреда ЦБ, напоминает, что регулятору выгоден сильный рубль. Центробанк должен, во-первых, бороться с инфляцией, а кроме того, согласно закону о Банке России, обязан поддерживать стабильность курса национальной валюты. С этой точки зрения, рассуждает Корищенко, крепкий рубль как антиинфляционный фактор и как стабильный финансовый инструмент вполне устраивает ЦБ.
Однако в свете новой политики решения по интервенциям принимает Минфин. Ведомство Антона Силуанова решает задачу поддержания стабильности бюджета. Это зависит от нескольких факторов. В том числе и от того, по какому курсу продается экспортная выручка. Поэтому Минфин заинтересован в слабом рубле, поскольку так в бюджет приходит больше денег.
«Де-факто Минфин заново ввел валютный коридор, — отмечает Корищенко. — Только если раньше за то, чтобы рубль находился в заданном диапазоне, отвечал Центробанк, то теперь за это отвечает Минфин. Это не волюнтаристское решение правительства. Просто страна, сильно зависящая от экспорта какого-то ресурса, должна располагать механизмом стабилизации цен на основную статью экспорта».
Финансовое ведомство, очевидно, не хочет тратить свои дополнительные доходы. Бюджет на 2017 год был запланирован при 40 долларах за баррель и 67 рублях за доллар. То есть российская казна устойчива при цене бочки нефти в 2,7 тысячи рублей. Ее нынешняя стоимость эквивалентна примерно 3,3 тысячи рублей. Дополнительные доходы Минфин собирается накапливать в Резервном фонде, приобретая валюту на рынке через ЦБ.
Похожая ситуация наблюдалась восемь лет назад в ЮАР, когда золото было основной статьей экспорта страны. В то время колебание цен на драгметалл в долларовом выражении компенсировалось динамикой южноафриканского рэнда. Стоимость золота, выраженная в рэндах, оказывалась почти постоянной.
В России так было в 1995 и 2003 годах при введении валютного коридора. Так Центральный банк пытался стабилизировать рублевый поток от экспорта.
Переход ответственности за рубль к Минфину эксперт считает правильным. «Если посмотреть на развитые страны, то там динамика валютного курса зависит от бюджета и Минфина, а не от Центрального банка. Так происходит в США, где курс доллара зависит в большей степени от казначейских облигаций, нежели от ставки Федрезерва», — пояснил он.
Советник по макроэкономике гендиректора «Открытие Брокер» Сергей Хестанов полагает, что определяющие в нынешней ситуации — интересы государственного бюджета и тех, кто обеспечивает его наполнение, — экспортеров.
«Даже при нынешних ценах на нефть бюджет остается дефицитным. Эти факторы железной рукой будут подталкивать Минфин и ЦБ к наращиванию валютных резервов (что само по себе хорошо), а значит, к ослаблению рубля», — утверждает эксперт.
По его мнению, наиболее вероятный сценарий в текущей ситуации — проведение плановых закупок валюты Центральным банком. Власти уже обозначили цель: наращивание резервов до 500 миллиардов долларов (сейчас около 400 миллиардов).
По словам Хестанова, если рубль просядет процентов на 7-10, этого будет достаточно, чтобы и бюджет, и экспортеры вздохнули свободнее. Эксперт прогнозирует, что к концу года курс достигнет примерно 65 рублей за доллар из-за падения цен на нефть. Повышению цен на нефть препятствует, в частности, устойчивый рост числа буровых установок — увеличение производства непременно повысит предложение на рынке. А как только кончится зима и топлива потребуется меньше, спрос на нефть сократится.
Руководитель трейдинга компании «Атон» Ярослав Подсеваткин отмечает: судя по всему, министерство финансов не хочет, чтобы доллар уходил ниже 59 рублей.
«Проведя нехитрые математические расчеты, мы сформировали мнение, что то количество валюты, которое хочет покупать Минфин, делает наиболее вероятным курс рубля к доллару в ближайшей перспективе в диапазоне 61-63 рубля. Для простоты, усредненно, это 62 рубля за доллар», — говорит он.
Есть и другие факторы, влияющие на валютный курс. «Если случится отмена санкций, это будет очень позитивно, и мы снова увидим доллар у отметки 60 или чуть ниже. Если же санкции не снимут и нефть останется на текущем уровне, то доллар будет где-то на уровне 62 рублей», — сказал он.
В случае реализации негативных сценариев, скажем, сильного падения цен на нефть или обвального оттока средств с российского рынка, следует ожидать девальвации рубля, однако вряд ли большой. Подсеваткин считает, что даже в этом случае курс не превысит 65 рублей за доллар.
Разные экономические условия диктуют финансовым властям различные модели поведения. Новая ситуация привела к фактическому возврату к валютному коридору, отмененному перед «черным вторником» в декабре 2014 года. Причем на этот раз с задачей ослабить рубль.