Экономика
00:37, 1 февраля 2017

Мастер кривых зеркал Как американец помог Deutsche Bank вывести из России 10 миллиардов долларов

Дмитрий Мигунов
Фото: Facundo Arrizabalaga / EPA / East News

Deutsche Bank дождался вердикта по очередному делу о махинациях. Американские и британские регуляторы оштрафовали одну из крупнейших финансовых корпораций в мире на 629 миллионов долларов за вывод из России 10 миллиардов долларов путем зеркальных сделок. Дело теперь будет закрыто, однако схема незаконного вывоза капитала из страны продолжает жить, а бюджет продолжает терять деньги.

Под грузом махинаций

Deutsche Bank — некогда лидер инвестиционного банкинга Европы — ныне переживает поистине черную полосу. Регуляторы и надзорные органы выписали финансовой корпорации уже четвертый крупный штраф за последние два года.

В апреле 2015-го банк обязался выплатить 2,5 миллиарда долларов за участие в подтасовке лондонской межбанковской ставки LIBOR. Спустя полгода последовали другие неприятности: 250 миллионов штрафа за нарушение режима санкций США.

Кроме того, в прошлом году банку были предъявлены претензии на 14 миллиардов долларов за махинации на рынке ипотечных облигаций США в преддверии финансового кризиса 2008 года. В итоге сумму снизили до 7,5 миллиарда долларов — почти в два раза, но при этом сумма оказалась существенно больше, чем все деньги, отложенные Deutsche Bank на судебные издержки.

В ходе всех пертурбаций финансовая организация стремительно теряет позиции. Ее рыночная капитализация немного подросла с начала 2017 года, но остается запредельно низкой в сравнении с докризисными показателями, даже от уровня начала 2016-го она отстает на 15 процентов. Банк и без штрафов имеет регулярные убытки, в прошлом году даже поднимался вопрос о возможном спасении его усилиями правительства Германии, подобно тому как Британия спасала Royal Bank of Scotland и Barclays.

И вот очередной удар со стороны регулирующих органов. Ожидаемый, но от этого не менее болезненный.

Купил, продал, вывел

Тема с выводом средств из России актуальна по обе стороны границы. В России — в свете борьбы с офшоризацией и бегством капиталов. За рубежом — из-за санкций против финансового сектора РФ (незаконный вывод средств может быть использован для обхода санкционного режима).

На самом деле схема вывода средств путем зеркальных сделок довольно проста и не требует использования продвинутых финансовых инструментов. Сама по себе она на сто процентов легальна — при условии, что легальны участвующие в ней деньги.

Зеркальные сделки использовались еще в нулевых российскими импортерами — для обхода пошлин и налогов на чувствительную к ним продукцию. Как правило, российская фирма платила «в белую» за гораздо меньший список поставленных товаров, чем это было по факту: разница возмещалась зарубежному контрагенту путем проведения зеркальных сделок.

Суть схемы, использованной Deutsche Bank, состоит в следующем: уполномоченный некой российской фирмой банк покупает на отечественном рынке за рубли определенный пакет ценных бумаг. И в то же самое время, допустим, в Лондоне зарегистрированная в офшорах контора при помощи того же банка продает точно такой же пакет, но уже за доллары.

Естественно, это не совпадение: у обеих фирм один и тот же конечный бенефициар. Формально эта пара сделок бессмысленна — прибыли нет, а в период резких колебаний курса можно даже потерпеть убытки из-за отсутствия стопроцентной синхронности при проведении сделки. Но все становится на свои места, если предположить, что целью операции является не зарабатывание денег, а вывод их за рубеж. Просто так провести транзакцию со счета на счет нельзя — мешают «антиотмывочные» законы и санкции. А через куплю-продажу акций с участием трейдеров — можно: приобрел за рубли здесь, они продали за доллары там, а сами эти доллары легли на ваш счет. Банк внакладе не остается, получая комиссию за посреднические услуги.

Как уже признался Deutsche Bank, общий объем таких сделок в его исполнении составил 10 миллиардов долларов. Причем средний дневной размер операций достигал 10 миллионов долларов, что в некоторые дни равнялось одной пятой всего оборота инвестбанка на российском рынке. Можно смело предположить, что для немецкой кредитной организации в РФ зеркальные сделки были одним из основных видов деятельности. Неслучайно в сентябре 2015 года корпорация приняла решение о сворачивании бизнеса в России — на это вполне могло повлиять раскрытие махинаций: зачем оставаться в стране, если по-настоящему прибыльной работы нет?

Волшебный трейдер

Главным организатором зеркальных сделок называют бывшего руководителя отдела по работе с российскими ценными бумагами американца Тима Уизвелла. По созвучию со своей фамилией он получил прозвище Wiz, которое можно перевести как «маг» или «чародей». Между тем его бывшие коллеги признаются, что ничего волшебного и выдающегося в его личности не видели и были немало удивлены, узнав, что он годами проворачивал сомнительные сделки.

Карьера Уизвелла была обычной для многих экспатов, приехавших в Россию на рубеже веков за длинным рублем. Заработки иностранцев на фондовом рынке России зачастую вдвое-втрое превышали уровень оплаты в их собственных странах. Первоначально он поступил на работу в компанию UFG, параллельно разработав программу обустройства нефтяной отрасли РФ (предполагавшую, к примеру, вложения топ-менеджеров в акции своих компаний). План отвергли, но хорошее впечатление Уизвелл произвел, так что его охотно взяли.

Затем компанию поглотил Deutsche Bank. Уизвелла повысили, тогда и началось его участие в истории с зеркальными сделками. Как пишет Bloomberg, Уизвелл работал, в частности, с фирмами, аффилированными с главой российской компании Rye, Man and Gor Securities Андреем Горбатовым. Эти конторы закрывались одна за другой, но на их месте появлялись новые, и все шло по-прежней схеме.

Лишь в 2014 году Deutsche Bank наконец обратил внимание на происходящее и начал внутреннее расследование. Но никаких последствий оно не имело — ровно до того момента, когда сомнительными сделками заинтересовались в британских и американских надзорных органах.

Уизвелла уволили с работы, попытка восстановиться оказалась неудачной. Deutsche Bank принял меры: отправил непосредственных подчиненных Wiz'а на отдых, представив дело так, что зеркальными махинациями занимались исключительно они.

Но, как и в других подобных случаях (начиная с истории Жерома Кервьеля, едва не разорившего французский банк Societe Generale в 2008 году), есть сомнения в искренности больших боссов.

«Не исключено, что руководство закрывало глаза на махинации, так как эти операции приносят весомый доход. А потом сделали исполнителя "стрелочником". Но, разумеется, могла быть и вполне добросовестная "слепота"», — предположил в беседе с «Лентой.ру» начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования (БКФ) Максим Осадчий.

Сам Уизвелл скрылся в Индонезии, где по сей день живет с супругой Натальей, русской художницей. Судя по всему, в Россию или США он возвращаться не намерен. А в январе 2016 года Банк России прикрыл Rye, Man and Gor Securities за проведение сомнительных операций и неоднократное нарушение «антиотмывочного» законодательства.

Без конца

Трейдер уволен, Deutsche Bank прекратил работу в России — значит ли это, что схема зеркальных сделок, как и другие способы вывода капитала из страны, уходят в прошлое? Увы, нет. Правда, после начала процесса деофшоризации и одновременного введения санкций со стороны Запада услуги брокеров стали существенно дороже. По данным New Yorker, до 2015 года банки брали 0,2 процента от каждой такой сделки, а теперь желающему перевести деньги в Лондон это обойдется в пять процентов. Вырос риск — выросла и такса.

По словам Осадчего, идет своеобразная гонка вооружений: в ответ на ужесточение требований со стороны регуляторов изобретаются все новые способы вывода капитала, методы меняются и совершенствуются.

«Вспомним, например, "молдавскую схему", в рамках которой из России были выведены миллиарды долларов. Создавалась задолженность перед нерезидентами по неисполненным фиктивным контрактам, одной из сторон которых было российское предприятие, а другой — молдавское предприятие-однодневка, директором которого был, скажем, пастух-молдаванин. После этого деньги переводились по приказу молдавского пристава. Фиктивность этих сделок была очевидна, но за известную мзду судьи и приставы в Молдавии закрывали на это глаза. Подобных схем можно изобрести миллионы — к примеру, экспорт товара по искусственно заниженной цене», — говорит эксперт.

Главная питательная среда для таких сделок — коррупция и уход от налогов. В результате Россия ежегодно теряет десятки миллиардов долларов, их просто воруют у страны. Перекрытие нелегальных потоков могло бы запросто решить накопившиеся бюджетные проблемы.

К сожалению, в ближайшей перспективе побороть данное явление будет непросто, несмотря на крестовый поход против офшоров. «Такие схемы — общая беда, они существуют и в развитых странах. Офшоры же не для России создавали. Вся эта индустрия на Виргинских и Каймановых островах, на Кипре и много где еще существовала задолго до краха СССР. Это общемировая проблема. Пока существуют налоги и коррупция — будут и грязные деньги, которые легализуются и уводятся от налогов. Бороться с этим явлением можно и нужно, но уничтожить нельзя», — резюмировал Осадчий.

< Назад в рубрику