Прийти, увидеть, не понять

Где искать пятичасовые очереди и чего избегать православным верующим в 2017 году

Фото: Маурицио Каттелан / news.artnet.com

В 2016 году москвичи готовы были пять часов стоять на морозе ради картин Серова, выламывали двери галереи, чтобы посмотреть на полотна Айвазовского и добивались демонтажа экспозиции Стерджеса. В 2017-м нас ждет продолжение эпопеи: обещают выставки Тициана, Антонио Гауди, Маурицио Каттелана и Зинаиды Серебряковой, а также большие экспозиции русского авангарда и современного искусства российских регионов. Где в Москве искать километровые очереди любителям искусства и шанс поскандалить православным активистам в этом году — в подборке «Ленты.ру».

«Капричос». Гойя и Дали

В Пушкинском музее выставляют 41 гравюру Франсиско Гойи из знаменитого цикла «Капричос» — и еще 41 гравюру Сальвадора Дали из цикла «Капричос Гойи», вариации одного испанского художника на работы другого испанского художника — с разницей в 180 лет. Если оригинальная серия офортов, завершенная Гойей в 1799 году, — сатира на современную ему Испанию, то Дали, работавший над своим циклом до 1977-го, насмехался, скорее, над искусством, если не сказать Гойей. Сюрреалист раскрасил черно-белые гравюры своего предшественника, дорисовал несколько причудливых деталей, сделав «Капричос» еще более похожими на комиксы (эти офорты Гойи можно считать предтечей жанра). Экспозиция открыта до 12 марта. Предусмотрена образовательная программа: лекции, встречи и экскурсии.

24 января — 12 марта
Пушкинский музей

Ясумаса Моримура. История автопортрета

Ясумаса Моримура — представитель искусства апроприации, или присвоения, то есть в своих работах художник перерабатывает произведения других мастеров. Посетителям выставки в Пушкинском музее, организованной при участии Национального музея искусств Осаки (Моримура именно оттуда), предлагается на примере своеобразных фотографических коллажей японца проследить историю автопортрета в искусстве. Моримура последовательно вступает в диалог с многими великими предшественниками — от Леонардо да Винчи и Караваджо до Винсента Ван Гога и Фриды Кало. Экспозиция размещена в здании Галереи стран искусства Европы и Америки XIX-XX веков, и достаточно купить обычный входной билет, чтобы на нее попасть.

31 января — 9 апреля
Пушкинский музей

Шедевры византийского искусства XII–XV веков из Греции

В Третьяковскую галерею привезли иконы и рукописи из коллекций Византийского и Христианского музея в Афинах, Музея Бенаки и собрания Эмилиоса Велимезиса и Христоса Маргаритиса. Византия оказала огромное влияние на русскую культуру — от зародившегося в Восточной Римской империи православия до созданной выходцами из византийского города Фессалоники Кириллом и Мефодием азбуки. Познакомиться с первоисточником всегда интересно.

7 февраля — 9 апреля
Третьяковская галерея

Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968

Выставка, посвященная европейскому послевоенному искусству, уже была показана в Брюсселе и Карлсруэ, а теперь едет в Пушкинский музей. В экспозиции будут представлены 200 работ художников из 18 стран, включая СССР — советское искусство в международном арт-сообществе признано европейским. Выставка отражает общий художественный процесс, на котором сказались последствия Второй мировой. Делится хронологически: «Конец войны. Скорбь и память»; «Борьба за мир»; «Новый реализм»; «Новый идеализм и Политическая утопия: 1968».

7 марта — 21 мая
Пушкинский музей

Триеннале современного искусства

Музей современного искусства «Гараж» в марте 2017-го запускает масштабный проект, посвященный художественным процессам по всей России. Первая триеннале пройдет в Москве в парке Горького. Речь пойдет о «духе времени». «Наша идея — показать текущий срез российского современного искусства и начать взаимодействовать с регионами. У нас налажены контакты с художниками, которым мы давали гранты, — это Воронеж, Краснодар. Мы обращаемся к филиалам Государственного центра современного искусства, мы искали всевозможные очаги топления культуры», — говорил директор «Гаража» Антон Белов.

март
«Гараж»

До востребования. Коллекции русского авангарда региональных музеев. 1918-1930

Первая часть выставки, показанная весной 2016-го, рассказывала о периоде от становления авангарда в середине 1900-х годов до 1918 года, вторая часть охватывает следующие 12 лет. Экспозицию собрали из коллекций 17 городов: Архангельска, Астрахани, Вятки, Екатеринбурга, Иванова, Костромы, Краснодара, Нижнего Новгорода, Нижнего Тагила, Омска, Самары, Саратова, Смоленска, Тулы, Чебоксар, Ярославля и Яранска. Выставлено будет более 100 произведений русских авангардистов, в том числе Василия Кандинского, Александра Родченко, Ильи Чашника, Ивана Клюна, Александра Лабаса, Роберта Фалька и Густава Клуциса. Куратором проекта выступает Андрей Сарабьянов, автор трехтомной «Энциклопедии русского авангарда».

29 марта — 28 мая
Еврейский музей и центр толерантности

Зинаида Серебрякова

Если к 130-летию художницы в 2014 году Третьяковка подготовила выставку, посвященную парижскому периоду ее творчества, то новая экспозиция (к 50-летию со дня смерти) сосредоточится на ее русском периоде, хотя обещают привезти ранее не выставлявшиеся в России картины из французских коллекций. Представят декоративные панно виллы Броуэра, считавшиеся уничтоженными во время Второй мировой войны, эскизы росписей Казанского вокзала и театральные зарисовки. Проект заявлен как наиболее полная ретроспектива работ Серебряковой за последние 30 лет.

4 апреля — 30 июля
Третьяковская галерея

Де Кирико. Ностальгия по бесконечности

Джорджо де Кирико — основателя движения метафизической живописи — часто ассоциируют с сюрреализмом и называют предтечей направления. «Ностальгия по бесконечности» (или «Ностальгия по вечности») — одна из самых известных картин художника, которую он написал в 1913 году и спустя восемь лет сам же повторил в меньшем формате под названием «Большая башня». В Третьяковке покажут около 100 работ де Кирико, в том числе театральные костюмы, созданные для антрепризы Сергея Дягилева к балету «Бал».

19 апреля — 23 июля
Третьяковская галерея на Крымском Валу

Джорджо Моранди

В галерее стран искусства Европы и Америки XIX–XX веков Пушкинского музея покажут антологию творчества итальянского художника Моранди — еще одного (помимо де Кирико) представителя метафизической живописи. Но этим его творчество не ограничивается, и задача экспозиции ГМИИ — показать весь путь Моранди, от серо-коричневых натюрмортов (такой можно увидеть в «Сладкой жизни» Федерико Феллини) до гравюр. Выставка обещает быть масштабной: около 100 работ, из которых 70 — живописные полотна и акварели.

25 апреля — 8 сентября
Пушкинский музей

Антонио Гауди. Барселона

Московский музей современного искусства на Петровке покажет около 150 работ испанского (правильнее сказать, каталонского) архитектора — причем экспозиция позволит ознакомиться и с его работами в дизайне, в том числе с предметами мебели. Пять тематических блоков представят наиболее известные проекты архитектора: Саграда Фамилия и дворец Гуэля; дом Кальвет; дом Бальо; дом Мила (Ла Педрера).

23 мая — 10 сентября
ММОМА

Тициан, Веронезе, Тинторетто. Золотой век венецианской живописи

Указанные в названии выставки мастера со стопроцентной вероятностью обеспечат ГМИИ им. Пушкина километровые очереди на все лето. Всего из Венеции доставят около 40 картин, пока неизвестно каких, но это и не важно. Тициан, Веронезе и Тинторетто — крупнейшие живописцы венецианской школы Высокого Возрождения, и экспозиция обречена на успех.

июнь — август
Пушкинский музей

Такаси Мураками

Работы Мураками уже привозили в Москву в рамках проекта «Воображаемый мир/Фантазии» в 2012 году, но сентябрьская экспозиция в музее «Гараж» — первая в России персональная выставка художника, которого называют «японским Энди Уорхолом» за постмодернистский подход. Мураками специально для московской публики создаст новые произведения — покажут их на Площади искусств в парке Горького. Стоит учесть, что увиденное может оскорбить ваши чувства, — работы скандалиста Мураками, с его статуями в стиле японской анимации и комиксов манга, не всегда целомудренны.

сентябрь
«Гараж»

Некто 1917 год

В 2017 году отмечается 100-летие Октябрьской революции, и Третьяковка по такому случаю подготовила выставку работ, созданных в этот период. На Крымском Валу покажут картины Кузьмы Петрова-Водкина, Бориса Кустодиева, Зинаиды Серебряковой, Казимира Малевича, Павла Филонова, Василия Кандинского, Александра Родченко, Ольги Розановой — полотен будет около 120, а посетителей как минимум в тысячу раз больше. Заявлены два сектора — фигуративная живопись и беспредметная, отражающие два типа восприятия переломных исторических событий разными художниками.

28 сентября — 14 января 2018
Третьяковская галерея на Крымском Валу

Рисунки Климта и Шиле из собрания музея Альбертина

12 января в Москве открылся «Год туризма Россия — Австрия 2017», и именно к этому приурочена выставка, которую в Пушкинский музей привезут из Вены. Будет представлено около 120 рисунков австрийских художников Густава Климта и его ученика и последователя Эгона Шиле. Бонусом покажут работы графика Альфреда Кубина, иллюстрировавшего книги Достоевского.

октябрь — январь 2018
Пушкинский музей

Маурицио Каттелан

Если на выставку Каттелана в Москве и не выстроится очередь, то скандал с участием православных активистов обеспечен — итальянский художник в своих провокациях не знает границ. Одна из самых известных его работ — скульптура La Nona ora («Девятый час»), изображающая папу римского, убитого упавшим на него булыжником. Его же авторства — свисающие с потолка чучела животных (похожие экспонаты были на выставке Яна Фабра в Эрмитаже, которую разгромили оскорбленные верующие и назвали позорной представители РПЦ), а также статуя коленопреклоненного Гитлера.

30 октября — 17 декабря
Мультимедиа Арт Музей

Хаим Сутин

Хаим Сутин родился в Российской империи, но в возрасте 20 лет переехал в Париж и стал французским художником. Сутин — представитель Парижской школы наряду с Пабло Пикассо и Марком Шагалом, близкий друг Модильяни, чьей кисти принадлежат несколько его портретов. Картина Сутина «Ева», купленная Белгазпромбанком за 1,8 миллиона долларов, считается самым дорогим полотном в Беларуси.

11 ноября — 19 февраля 2018
Пушкинский музей

Эль Лисицкий

Ретроспектива одного из важнейших русских авангардистов откроется в Москве сразу на двух площадках: в Еврейском музее представят его книжные иллюстрации, плакаты и фотографии, а в Третьяковке — архитектурные проекты, эскизы оформления выставок, живопись и графические листы. Здесь же выставят его знаменитые проуны — аксонометрические изображения находящихся в равновесии различных по форме геометрических тел, которые помогли вывести придуманный Малевичем супрематизм в архитектуру.

16 ноября — 4 февраля 2018
Третьяковская галерея на Крымском валу и Еврейский музей и центр толерантности

Культура00:0514 декабря

Кто обитает на дне океана

Кино недели: «Аквамен», спин-офф «Трансформеров» и угнетенные крестьяне