Президент Украины Петр Порошенко, будучи на прошлой неделе с визитом в Германии, неожиданно анонсировал референдум о вступлении страны в НАТО. Постмайданные власти в Киеве и ранее допускали возможность такого плебисцита, однако не раньше 2020 года. Сейчас же Порошенко явно намерен ускорить процесс, невзирая на то, что в альянсе Украину никто не ждет. Что стоит за бравурным заявлением украинского президента и каков сегодня реальный уровень взаимодействия Киева и НАТО, разбиралась «Лента.ру».
Петр Порошенко является давним и постоянным сторонником вступления Украины в альянс. Он активно работал в этом направлении еще в то время, когда занимал пост главы МИД в пору президента Виктора Ющенко: в 2009-м — начале 2010 года. Сохраняя серьезное выражение лица, Порошенко тогда высказывался в том духе, что срок вступления в НАТО зависит только от официального Киева и может составлять один, максимум два года. «Это можно сделать за год, за два (…), если есть политическая воля, если есть желание общества, если есть общественная поддержка политиков, которые этим занимаются, если есть понятная и правильная информационная политика, тогда мы можем сделать очень многое», — выступил он с сенсационным на тот момент заявлением осенью 2009 года в Брюсселе в рамках одного из заседаний комитета Украина — НАТО.
Естественно, что после победы на президентских выборах в 2014 году Порошенко не мог обойти вниманием и тему взаимодействия с альянсом. Однако он быстро убедился, что вступление Украины в НАТО в тех, да и, собственно говоря, в нынешних геополитических условиях никаким образом не может воплотиться в реальность. Важным моментом здесь стал саммит НАТО в Уэльсе, который прошел в сентябре 2014 года. Глава Украины, лично присутствовавший на мероприятиях, рассчитывал, педалируя тему «российской агрессии в Донбассе», выжать из ситуации максимум вплоть до получения некого «специального статуса». Но ничего не вышло: Порошенко похлопали по плечу, заверили в поддержке, посулили смешные по любым меркам 15 миллионов евро финансовой помощи, да с тем и разошлись.
Шоком от результатов этого саммита отчасти можно пояснить промедление с отменой Киевом закона о внеблоковом статусе Украины, принятом во время президентства Виктора Януковича. Звучит удивительно, но сначала Верховная Рада, а затем и сам Порошенко, официально оформили этот отказ лишь в декабре 2014 года — то есть уже спустя полгода после инаугурации президента. Тогда же нынешний глава страны обозначил временные рамки, заявив, что при самых лучших раскладах Украина сможет достичь критериев Североатлантического альянса не раньше 2020-го. «Мы начинаем работу о достижении Украиной критериев, необходимых для членства в НАТО. Для этого нам понадобится продолжительное время, думаю, мы закончим эту работу за пять лет… После этого народ путем референдума определит, быть ли Украине членом НАТО или нет», — объявил он, отменяя внеблоковый статус. В последующих интервью европейской прессе он допускал, что для присоединения Украины к альянсу потребуется даже не пять, а 6-7 лет, которые уйдут на «глубокие реформы в административной, экономической и социальной сферах». Обозначив направление движения, глава государства в 2015-2016 годах не слишком часто возвращался к этому вопросу. Хотя и напоминал при каждом удобном случае, что вступление в НАТО — неизменная стратегическая цель Киева на дальнюю перспективу.
2 февраля было опубликовано интервью Порошенко немецкому изданию Berliner Morgenрost (за пару дней до этого глава Украины посетил с визитом Германию). Один из главных тезисов материала — президент готов провести референдум о перспективах членства Украины в НАТО. Конкретные даты в интервью не были обозначены, но подтекст не оставляет сомнений, что речь идет явно о ближайшем времени. В интервью Порошенко привел также следующую статистику: по его словам, четыре года назад на Украине только 16 процентов поддерживали идею вступления Украины в НАТО, а сейчас — 54. Тут есть о чем задуматься. Следующие президентские выборы на Украине должны состояться в начале 2019 года, то есть Порошенко, заявляя о готовности организовать референдум, либо резко сместил сроки его проведения, либо считает, что победа на выборах уже сейчас у него в кармане и говорит о проведении плебисцита в следующую каденцию. Оба эти варианта на сегодняшний день выглядят, мягко говоря, очень сомнительно.
Да и с социологией не все так просто. Ясно, что под влиянием массированной антироссийской и прозападной пропаганды, которой население Украины подвергается последние годы, количество сторонников альянса увеличивается и превосходит число противников. Также понятно, что для Порошенко критически важно было озвучить в западных медиа цифру более 50 процентов — абсолютное, а не относительное большинство населения страны. Однако открытые для исследования результаты последних соцопросов такие цифры не подтверждают. Так, в конце октября прошлого года были опубликованы данные сразу нескольких опросов населения, причем от компаний в целом лояльных нынешней власти. Киевский международный институт социологии утверждает, что если бы на Украине проводился референдум, 39 процентов граждан проголосовали бы за вступление Украины в НАТО, а 31 — против. Социологическая группа «Рейтинг» дает такую картину: 43 процента за вступление, а 29 процентов считают себя противниками такой интеграции.
Поэтому впору говорить о том, что на самом деле население Украины теряет интерес к альянсу. Однако даже если допустить, что нынешние цифры президента верны, то 54 процента — это практически половина страны. Не секрет, что отношение к НАТО на Украине сильно варьируется по региональному признаку: категорическая поддержка на Западе страны и резкое неприятие на Востоке и Юге. Порошенко должен понимать, к каким последствиям приведет игнорирование мнения половины Украины и продавливание «нужного» результата. Сейчас интересно вспомнить, что в рамках президентской кампании, до проведения выборов, он очень осторожно отзывался о перспективах проведения «натовского» референдума. «Такой референдум (…) не обеспечит единства на данном этапе (…), его проведение сейчас совсем нецелесообразно. Референдум окончательно расколет страну», — демонстрировал кандидат чудеса политической гибкости еще в мае 2014 года.
Реакции представителей НАТО и западных политиков на последние громкие заявления Порошенко пока не последовало. Впрочем, напомним, что представители почти всех ведущих стран Запада, включая посла США, за последний год не один раз повторяли, что возможность вступления Украины в НАТО на сегодняшний день даже не является предметом для обсуждения. Если коротко — Украину там категорически не ждут. В принципе, в Киеве это в целом понимают. Например, один из ведущих украинских политологов Константин Бондаренко в саркастической манере отозвался на «очень ценную, своевременную, а главное, перспективную» идею Порошенко, с издевкой предложив тому параллельно провести референдумы об обязательном приравнивании ВВП на душу населения Украины к ВВП Швейцарии, об отмене действия законов Ньютона на территории Украины и так далее.
С другой стороны, представить, что Порошенко объявил о плебисците «просто так», тяжело. Что может стоять за этими словами? В контексте внутренней политики тема НАТО удобна тем, что гарантированно отвлекает внимание медиа и населения от насущных проблем. Сейчас это обострение в Авдеевке, где ВСУ несут серьезные потери, а также экономические неурядицы, в частности очередной виток подорожания многих товаров и услуг с 1 февраля. В более широком смысле Порошенко может иметь в виду начало президентской кампании и первые шаги по мобилизации вокруг себя «патриотического» электората. В рамках этого плана он будет стараться «подвести» референдум под выборы-2019 с той простой идеей, что жители Украины поддержат как вступление в НАТО, так и политика, организовавшего референдум.
План, надо сказать, рискованный. Но Порошенко можно понять: что делать, если остаться в президентском кресле хочется, а никаких политических, экономических и социальных успехов нет в принципе? В контексте внешней политики глава Украины наверняка желал послать очередной сигнал Западу. Однако насколько уместны такие намеки администрации Трампа, да и четко выразившим свое мнение европейским политикам? Нельзя не отметить, что если отставить в сторону политические жесты, то окажется, что в практической плоскости при Порошенко взаимодействие Украины и альянса на самом деле идет на порядок активнее, чем при других украинских президентах, включая даже ярого поклонника НАТО Ющенко. Сам Порошенко на одной из конференций назвал это «беспрецедентным и как никогда тесным уровнем сотрудничества».
И впрямь: инструкторы НАТО усиленно тренируют украинских силовиков разных мастей, играют ведущую роль в процессе реформирования ВСУ, который продолжается и по сей день, периодически всплывает тема поставок на Украину отдельными членами альянса летального оружия. Более того, в Киеве работает полноценное представительство НАТО, раздающее ценные указания Раде о том, какие законы и как надо принимать.
Впрочем, есть мнение, что такое сотрудничество может сводиться к по-своему важным, но при этом далеко не ключевым моментам. А если в воздухе запахнет не очень хорошими последствиями, чиновники альянса сто раз подумают, стоит ли связываться с Украиной. Так, параллельно с заявлением Порошенко по референдуму издание The Wall Street Journal со ссылкой на собственные источники сообщило о том, что в альянсе отложили планы на встречу с властями в Киеве для переговоров по использованию системы противоракетной обороны в Европе. «Существует некоторая политическая деликатность в привлечении к переговорам Украины, поскольку очевидно, что это может вызвать чрезмерную реакцию со стороны России», — такая формулировка фигурировала в публикации. Так деликатно Украину оставили с носом. Вполне вероятно, что вслед за эпопеей, которую уже окрестили в народе «ждем безвиз», последует другая авантюра — «ждем НАТО».