Государственно-частное партнерство — это работающий механизм для решения системных задач, как в России, так и за рубежом. В Москве объем заключенных контрактов по проектам ГЧП в 2013-2016 годах составил 575 миллиардов рублей, а сама столица впервые за четыре года возглавила «Рейтинг регионов по уровню развития ГЧП». В подобном формате, к примеру, строят дороги, а еще можно построить больницу, школу или же отреставрировать и затем использовать в собственных интересах старинную усадьбу. И возможностей работы в проектах ГЧП пока еще более чем достаточно.
Весной 2016 года в Москве состоялся третий инфраструктурный конгресс «Российская неделя ГЧП», собравший более 1600 участников из 76 регионов. Это крупнейшее в России и странах СНГ мероприятие, посвященное вопросам привлечения инвестиций в развитие федеральной и региональной инфраструктуры. Хотя участники и указали на многие успешные проекты, вывод неутешителен: возможности государственно-частного партнерства (ГЧП) используются в нашей стране не на полную мощность. По данным Центра развития ГЧП, общий объем частных инвестиций в инфраструктуру в подобных проектах в России в отношении к номинальному ВВП не превышает одного процента, а в развитых и развивающихся странах этот показатель достигает 7-9 процентов.
Но в то же время среднегодовой рост числа проектов ГЧП в России составляет 115 процентов, по данным Минэкономразвития России и расчетам Центра развития ГЧП, этот показатель еще больше: 873 проекта, прошедших в 2015 году стадию коммерческого закрытия, против 385 в 2014 году (рост на 226 процентов). Сейчас принято решение о реализации более 1300 проектов ГЧП. На федеральном уровне таких проектов 15, на региональном уровне — 191, более 1100 — на муниципальном.
Для инвесторов наиболее привлекательными остаются такие сферы, как дорожное строительство, ЖКХ, инфраструктура аэропортов, переработка бытовых отходов, социальное обеспечение (здравоохранение, строительство спортивных объектов).
Москва в 2015 году вышла в лидеры по уровню развития ГЧП среди российских регионов с показателем в 60,2 процента, свидетельствуют данные Центра развития ГЧП. «Это связано с более сбалансированным подходом Москвы к вопросам развития институциональной среды и нормативно-правовой базы в сфере ГЧП на региональном уровне», — отмечал исполнительный директор Центра развития ГЧП Максим Ткаченко.
В Москве особенно много проектов ГЧП в транспортном строительстве. В числе флагманских — северный дублер Кутузовского проспекта. Скоростная платная дорога протянется от ММДЦ «Москва-Сити» до Молодогвардейской транспортной развязки, что позволит снизить транспортную нагрузку на Кутузовском проспекте и Можайском шоссе. Частные инвестиции в строительство автодороги составят ориентировочно 40 миллиардов рублей, проект планируется завершить к 2020 году.
«Инвесторам интересны инвестиционные проекты как в сфере транспорта и инфраструктуры, так и в социальной сфере. Вопрос в опыте и желании инвестора войти в ту или иную отрасль и в объемах инвестирования», — говорит директор Городского агентства управления инвестициями Леонид Кострома, комментируя интерес крупного и среднего бизнеса к сотрудничеству с властями. Проекты в транспорте, создание дорожной инфраструктуры — ресурсоемкие, для реализации проектов в социальной сфере требуются меньшие объемы финансирования, добавляет он.
В столице развиваются все направления. Например, за последние три года были заключены контракты жизненного цикла на поставку вагонов метро и наземного транспорта на 307 миллиардов рублей, рассказывает Кострома. Объем инвестиций в рамках концессионных проектов достиг 65 миллиардов рублей, из них 40 миллиардов приходится как раз на строительство северного дублера Кутузовского проспекта. В рамках аренды с инвестиционными обязательствами в социальной сфере, по словам директора Городского агентства управления инвестициями, заключено 107 договоров на сумму порядка четырех миллиардов рублей.
Именно социальные проекты становятся визитной карточкой сферы ГЧП: на территории города в рамках сотрудничества бизнеса и властей открываются медицинские кабинеты общей врачебной практики (проект «Доктор рядом»), частные детские сады и школы, восстанавливаются объекты культурного наследия. Эти направления наиболее интересны средним и мелким предпринимателям, говорят эксперты.
«Для малого и среднего бизнеса Москва успешно реализует программу аренды городской недвижимости с инвестиционными обязательствами. Эта программа предусматривает проведение открытых аукционов, чьи победители получают право льготной аренды неиспользуемых и зачастую ветхих объектов при условии их восстановления за свой счет. После этого они переходят на символическую арендную плату в размере один рубль за квадратный метр в год», — говорит Леонид Кострома.
По его словам, за время действия программы инвесторам передано 108 зданий и помещений, 55 из них уже функционируют на льготной ставке аренды. При этом 60 объектов переданы инвесторам под создание мини-клиник шаговой доступности, 29 – для создания частных детских садов и школ, 19 объектов культурного наследия Москвы — для восстановления в соответствии с охранными обязательствами.
Примеров достаточно: в рамках программы приводят в порядок главный дом городской усадьбы Матвеевых в Басманном районе, построенный в 1830 году, а к концу 2017-го должна завершиться реконструкция дома фон Беренса в Гусятниковом переулке и чудом сохранившейся после пожара 1812 года усадьбы Сытина в Сытинском переулке. В доме фон Беренса сейчас меняют сгнившие деревянные венцы и балки. В усадьбе Сытина за счет инвесторов планируется восстановить деревянные колонны и лепнину.
Тем же способом в Москве уже успели отремонтировать такие архитектурные памятники, как «Дом с кариатидами» XIX века в Печатниковом переулке, усадьбу Буссе в Подсосенском переулке (построена в 1880 году), Большую Померанцевую оранжерею на Госпитальной площади, административный корпус в Козловском переулке (1927 год).
Как использовать отреставрированные здания — полностью на усмотрении инвестора. По условиям торгов, после выполнения ремонтных и реставрационных работ в помещении можно размещать что угодно — за исключением производств и складов.