Ценности
09:00, 19 февраля 2017

«Маленький смартфон на запястье — не лучшая идея» Жан-Кристоф Бабен: поклонник классики и инноватор

Беседовала Вероника Гудкова (Редактор отдела «Ценности»)
Жан-Кристоф Бабен
Фото: пресс-служба Bulgari

Генеральный директор римского ювелирно-часового дома Bulgari Жан-Кристоф Бабен незадолго до открытия BaselWorld 2017 представил предбазельские новинки — от классических до вечерних — и рассказал «Ленте.ру» о том, как борьба с коррупцией в Китае отражается на часовом рынке, о планах дома в России и возможном будущем смарт-часов.

«Лента.ру»: Расскажите о новой линейке Octo Roma.

Жан-Кристоф Бабен: Мы полагаем, что у коллекции Octo большой потенциал, она сравнительно новая, мы запустили ее в 2012 году. Потенциал оказался даже больше, чем мы думали. Новый вариант Octo Roma отличается от классической версии. С его помощью мы хотим обратиться к более молодой аудитории. Этот дизайн, который был разработан после консультаций не только внутри дизайнерской команды, но и с клиентами, получился более выразительным, минималистичным, простым. Он интересен не только тем, кто хорошо разбирается в часах, коллекционирует их, но и тем, кто только вступает, так сказать, в часовой мир. Модель соединила все лучшее от сравнительно новой Octo и коллекции-бестселлера Roma, одной из известнейших линеек Bulgari.

Многие солидные компании сейчас «поворачиваются лицом к молодому клиенту», дополняют ассортимент сравнительно недорогими моделями.

В линии Octo Roma есть модели разных ценовых категорий, в том числе вариант в корпусе из золота. Я бы не назвал наши часы «сравнительно недорогими». Как обстоят дела в других компаниях, лучше известно их руководителям (смеется). Вообще, Швейцария экспортирует самые разные часы — есть категория по цене от тысячи до пяти тысяч евро, есть от 5 до 12, есть от 12 до 15 и так далее. Клиенты тоже делятся на определенные категории, на которые компании и ориентируются, разрабатывая новые модели. Клиент, привыкший покупать часы за 100 тысяч, вряд ли купит за 10 тысяч. Но может купить модель за 80 тысяч. Как с машинами: если вы всю жизнь водили Mercedes, вряд ли пересядете на какое-то бюджетное авто. Но Audi в хорошей комплектации — почему бы и нет? Может быть, это чуть-чуть дешевле, однако принципиальной разницы в качестве и потребительских свойствах не ощущается.

Как вы оцениваете итоги 2016 года?

Я отмечаю рост, причем по всем направлениям деятельности дома Bulgari. Я никогда не бываю на сто процентов удовлетворен результатами работы, запросы всегда выше, но в целом результаты неплохие. Как ни странно, индустрия люкса неплохо себя чувствует даже в периоды экономического спада. Хотя в часовом сегменте ситуация несколько сложнее, чем в других категориях, поскольку по нему сильно ударил антикоррупционный запрет на дарение часов официальным лицам в Китае. Это была действительно весомая доля экспорта, китайцы много покупали именно с этой целью, и когда запрет вступил в силу, продажи оказались совсем не такими, как планировалось. Хуже всего, конечно, пришлось тем компаниям, которые специализируются исключительно на часах и были преимущественно ориентированы именно на Китай.

В России официальным лицам, чиновникам также запрещено получать дорогие подарки от подчиненных или бизнесменов.

Да, но в России несколько иная ситуация. У вас это понимается как взятка, так или иначе. В китайской культуре столетиями считалось, что дорогой подарок даже не чиновнику, от которого тебе что-то нужно, а собственному начальнику — это вежливость, корпоративная культура (а отсутствие подарков — неуважение к руководителю). То есть в Европе (и в России тоже) поднести чиновнику дорогие часы — правонарушение, и об этом знают обе стороны, а в Китае до недавнего времени считалось, что все в порядке, так и должно быть. Не коррупция, а традиция. Полагаю, им сложно привыкнуть к тому, что обычай стал восприниматься как преступление.

Значит, в России у вас все в порядке?

Более чем. С открытием второго флагманского магазина на Петровке мы совершили большой качественный и количественный рывок: увеличились продажи, появились новые клиенты. Мы анализируем спрос, корректируем ассортимент, учитываем особые предпочтения российских покупателей. Хочу отметить, что ГУМ, где в конце 2015 года открылся первый флагман, за последние годы сильно изменился, стал тем, чем должен быть магазин на Красной площади, — настоящим люксовым универмагом. Десять лет назад там был довольно пестрый набор брендов. В наших планах на 2017 год — продолжение экспансии на российский рынок, поддержание завоеванных позиций.

В Женеве вы проводите традиционные предбазельские показы, а на BaselWorld у вас большой стенд и презентации. Однако в последнее время приходится слышать, что якобы позиции этой выставки слабеют. Так ли это?

Мы выставляемся на BaselWorld давно и продолжим это делать. Из чего можно сделать вывод, что я по-прежнему считаю выставку влиятельным и важным мероприятием, центральным в нашем календаре (а он насыщенный, какие-то выставки и форумы в разных странах проходят практически каждые две недели). Возможно, BaselWorld — не самое коммерческое мероприятие, но с точки зрения имиджа, коммуникации его невозможно переоценить. Столько разных марок, событий, новинок, вечеринок, множество журналистов — и все это «спрессовано» в одном месте и проходит всего за неделю. Вы можете встретиться со своими, скажем, московскими клиентами и в Москве, для этого необязательно ехать в Базель, но если вам нужно продемонстрировать всему часовому миру свои инновации, дизайн, достижения — BaselWorld правильное место и время.

Однако большие ювелирные дома, в том числе Bulgari, отказались от своего традиционного места встречи — Биеннале антикваров.

Да. Биеннале антикваров — это серьезное мероприятие с прекрасными традициями. Но большие дома пришли к выводу, что клиенты приходят туда не для того, чтобы смотреть и тем более покупать драгоценности. Их там интересует антиквариат, искусство, картины, мебель. С точки зрения наших интересов маркам предпочтительнее устраивать пусть менее масштабные, но более адресные собственные мероприятия, куда клиенты придут целенаправленно.

Некоторое время назад был настоящий бум смарт-часов. Говорили, что они едва ли не вытеснят классические часы с рынка. Что вы думаете об этом?

Что бы я ни думал, рынок говорит сам за себя: судя по отчетам Apple за последний квартал 2016 года, ситуация со смарт-часами не самая радужная. Многие другие марки, делавшие смарт-часы в позапрошлом году, уже в прошлом поумерили свою активность в этом сегменте. Я, разумеется, не отрицаю важности цифровых коммуникаций, глобальных информационных сетей, — это прогресс, и он неизбежен. Я несколько скептически настроен именно относительно коммуникаций с помощью часов. Существуют более удобные гаджеты — планшеты, ноутбуки. Я, конечно, не оракул и могу ошибаться, но вряд ли будущее за теми, кто пытается нацепить маленький смартфон на запястье — это не лучшая идея. Многие клиенты восприняли эту новинку с воодушевлением, но быстро разочаровались. И в самом деле: зачем таскать с собой два смартфона — один в кармане, другой на руке? Один обычный смартфон все равно и быстрее, и удобней.

Но вы все же не чужды цифровых технологий?

Совсем нет. В новых сумках Serpenti из новой коллекции появятся специальные чипы: они будут не только защищать от подделки, но и содержать интересную для клиентов информацию о коллекции в целом, о дизайне и материалах.

< Назад в рубрику